Родитель, Взрослый, ребенок

Занятие №3

Самостоятельная работа студентов

Психология общения в диаде

        Цель: раскрыть основные понятия коммуникативной деятельности, выявить роль основных характеристик общения в процессе коммуникации.

1. Что такое общение?

2. Определите соответствие:

 

А. Коммуникативная сторона общения                             а. организация взаимодействия

                                                                                                     между людьми

 

Б. Интерактивная сторона общения                                   б. процесс восприятия друг

                                                                                                    друга партнерами по 

                                                                                                      общению

 

 

В. Перцептивная сторона общения                                      в. обмен информацией

                                                                                                      между людьми

А-_______________________________________________________________________

Б-_______________________________________________________________________

В-_______________________________________________________________________

3. Перечислите функции общения:

 а)_______________________________________________________________________

 б)_______________________________________________________________________

 в)_______________________________________________________________________

 г)_______________________________________________________________________

 д )_______________________________________________________________________

4. Что такое рефлексия?

5. Как Вы понимаете термин «эмпатия»?

6. Какие средства общения Вы знаете?

а)________________________________________________________________________

б)________________________________________________________________________

7. Какое место в деятельности среднего медицинского работника занимает общение? Обоснуйте свой ответ

8. Что Вас не удовлетворяет в своем общении?__________________________________

9. Что Вы могли бы изменить в своем общении?_________________________________

10. Какие виды общения представлены в профессиональной деятельности медицинского работника:

а) в общении с больными?___________________________________________________

б) в общении с коллегами?___________________________________________________

в) в общении с администрацией?______________________________________________

11. Какие трудности общения Вы замечали в своей группе?_______________________

12. Чему Вам нужно научиться в общении в своей учебной группе, чтобы затем эффективно общаться в своей профессиональной среде?

13. Чему вам нужно научиться в общении с преподавателями, чтобы успешно общаться со своими будущими руководителями?

14. Сформулируйте конкретные задачи, которые Вы ставите перед собой, решив заняться развитием своих навыков общения:

 

Занятие №3

Интерактивная сторона общения

Информационный блок

             В социальной психологии существуют различные структурные описания взаимодействий.

              С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия может занимать одну из 3 позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Это не роли, исполняемые людьми в жизни, а поведенческие стереотипы.

       Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!»,

       позиция Ребенка — «Хочу!»,

       позиция Взрослого — и «Хочу», и «Надо».

     Взаимодействие эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый, и тот отвечает ему с такой же позиции. В этом случае коммуникация может продолжаться неопределенно долго.

       Если один из участников взаимодействия адресуется к другому как Взрослый, а тот отвечает ему с позиции Ребенка, взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться

 

РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ, РЕБЕНОК

       Структура личности предполагает 3 состояния Я: Родитель, Ребенок, Взрослый.

     Родитель - это наставления, поучения, правила, нормы, запреты. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил, а с другой - вместилище предрассудков и предубеждений. Родитель может выступать в виде Контролирующего родителя (запреты, санкции) и Заботящегося родителя (советы, поддержка, опека). Диагностировать состояние Родителя можно по высказываниям «я должен», «мне нельзя», поучающим, оценивающим, поддерживающим или критическим замечаниям типа «всегда», «никогда», «прекрати», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор». Физическими признаками Родителя являются нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст», постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т.п.

   Ребенок — это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах.

        Естественный ребенок включает в себя доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим чертам Естественный ребенок приобретает большую ценность независимо от возраста человека: он придает человеку обаяние и теплоту. Однако Естественный ребенок не только обаятелен, но и капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям и агрессивен.

      Адаптированный ребенок - это та часть личности, которая, желая быть принятой и боясь отверже­ния, не позволяет себе поведения, не соответствующего ожиданиям и требованиям.Адаптированному ребенку свойственны повышенная кон­формность, неуверенность, особенно при общении с родителями и со значимыми лицами, робость, стыдливость. Разновидностью Адаптиро­ванного ребенка является Бунтующий (против Родителя) ребенок, ирра­ционально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину.

Ребенок диагностируется на основании высказываний, выражающих чувства, желания, опасения: «я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «меня злит», «я ненавижу», «мне все равно» и др. К невербальным характери­стикам относятся дрожащие губы, слезы, «надутый вид», потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками, выражение восторга.

            Взрослое Я-состояние - это способность индивида объективно оце­нивать действительность по информации, полученной в результате соб­ственного опыта, и на основе этого принимать решения, адекватные си­туации. Если Родитель - это преподанная концепция жизни, а Ребенок -концепция жизни через чувства, то Взрослый - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Ана­лизируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходи­мо отказаться, а какие желательно включить. Так, на вечеринке уместно поведение, диктуемое Я-состоянием Ребенка, и неуместно морализиро­вание Родителя на тему образа жизни. В этом ключе необходимо пони­мать девиз трансактного анализа: «Будь всегда Взрослым».

          Классический пример Берна «Запонки»: муж не может найти запонки и спрашивает у жены: «Ты не знаешь, где мои запонки?». Это вопрос Взрослого, и ответ Взрослого был бы таким: «Посмотри в верхнем ящике гардероба». Однако жена может сказать: «Куда положил, там и возьми». Стимул исходит от Взрослого, но жена дала ответ Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: муж и жена больше не могут говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на место. Если бы ответ жены исходил от Ребен­ка («Вечно я у тебя во всем виновата!»), образовался бы тот же тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются упреками, колкими репли­ками и заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: «Это все из-за тебя!».

Используя тест Берна определите какую позицию в общении вы занимаете чаще всего и напишите вывод. Ответы отправляйте мне на почту не позднее 30.04.2020     irina.urvanceva@bk.ru

Тест Берна

Инструкция

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в Вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

Тестовое задание

Утверждение Оценка
1 Мне порой не хватает выдержки  
2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять  
3 Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей  
4 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях  
5 Меня провести нелегко  
6 Мне бы понравилось быть воспитателем  
7 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому  
8 Думаю, что правильно понимаю все происходящие события  
9 Каждый должен выполнять свой долг  
10 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется  
11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия  
12 Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить  
13 Я, как и многие люди, бываю обидчив  
14 Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе  
15 Дети должны безусловно следовать указаниям родителей  
16 Я – увлекающийся человек  
17 Мой основной критерий оценки человека – объективность  
18 Мои взгляды непоколебимы  
19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать  
20 Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны  
21 Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств  

Спасибо за ответы!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: