double arrow

Как общаться с ребёнком.


(Консультация для родителей детей дошкольников)

 

Цель: знакомство родителей со способами правильного общения с детьми.

Задачи:

· показать родителям приемы успешного взаимодействия с детьми;

· обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

· развивать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

· формировать позитивное отношение к своим близким.

Ход мероприятия

Самое первое общение происходит с малышом в нежном возрасте новорожденности. Улыбаясь, ребенок дает сигнал маме и папе о том, что готов к общению, а родители должны быть прекрасными наблюдателями, чтобы общение развивалось дальше. Вскоре малыш начинает употреблять различные звуки, потом – слова, окрашивая все эмоциями, как радостными, так и грустными, пытаясь находить решение своих проблем. И от того, слышим ли мы своего малыша, стараемся ли его понять, зависит успешность нашего общения. В дальнейшем ребенок учится строить свое общение с другими людьми, исходя из приобретенного опыта, по подобию общения в семье.




Для мамы внутренний мир малыша – это словно непрочитанная книга, которая со временем раскрывает всю свою суть во всей красе. Каждый ребенок по-своему индивидуален. Именно поэтому порой бывает очень сложно найти правильный подход к ребенку, сделать так, чтобы он не замкнулся в своей «скорлупе». Весь процесс общения - в первый раз делать ее очень страшно, а со временем подобные действия становятся привычными.

Не забывайте о том, что именно Вы дали своему ребенку жизнь. Мама несет ответственность не только за физическое здоровье малыша, но и за его моральное воспитание. Не пытайтесь его подавить или унизить, выбросьте из собственного словарного запаса фразы типа «Ты еще не дорос». Еще неокрепший в этом плане организм достаточно быстро улавливает негативное воздействие и воспринимает это как норму поведения в данном обществе. Просто дайте ему немного больше свободы и ненавязчиво направляйте энергию в нужное русло. Именно такая отдача может считаться по-настоящему действенной. Если Вы сами нервничаете, не пытайтесь сорвать все зло на ребенке. Такие восстанавливающие сеансы, как расслабляющий массаж, вернуть себе хорошее расположение духа. Только тогда можно продолжать общение в спокойной, наполненной позитивом обстановке.

Если Вы чувствуете, что одним только позитивом ничего не добьешься, попробуйте немного сменить тактику. В качестве одного из вариантов можно предложить небольшое соревнование, в котором выигрывает тот, кто ведет себя надлежащим образом. К примеру, нельзя требовать от ребенка уважать старших, когда в его же собственной семье не уважают старость.



Вот несколько общих положений, соблюдение которых помогает понять, как правильно общаться с ребенком.

- слушайте своего ребенка внимательно;

- сохраняйте налаженное тесное сотрудничество и общение;

- слушая ребенка, старайтесь понять сообщение, которое лежит в основе всего разговора, учитывайте эмоциональную атмосферу;

- не критикуйте, не придирайтесь, не унижайте и не дразните ребенка, выражайте понимание и уважение к его идеям, взглядам, переживаниям, чувствам;

- будьте искренни в общении с ребенком, дети всегда чувствуют фальшь;

- выбирайте подходящее место и время для общения. Не стоит начинать разговор с ребенком, когда он уставший приходит домой из школы. Дайте ему возможность поесть, отдохнуть прежде, чем начать разговор о том, что беспокоит вас. Если вы сами пришли домой в состоянии эмоционального напряжения и усталости, то немного отдохните, переключитесь, выберите подходящее место для спокойного общения;

- хвалите малыша за его умение выслушивать вас, мотивируйте к внимательному и доброжелательному общению;

- если в процессе общения с ребенком у вас возникают серьезные проблемы, которые вы не можете решить, стоит обратиться к специалисту по семейным вопросам, психологу. Это поможет разобраться в причинах возникших трудностей в общении и наладить доверительные отношения с ребенком.

Помните, прежде всего, чтобы понять, как правильно общаться с ребенком, нужно научиться его слушать и слышать, это демонстрирует ваше серьезное отношение к его проблемам и интересам. В таком случае ребенок будет рассказывать вам обо всем, что его беспокоит, и учиться слушать то, что говорите ему вы!



Как правильно слушать ребенка?

Не всегда дошкольник может точно выразить свои чувства, если он потерпел неудачу, поссорился с кем-то, обиделся, устал или когда с ним поступили несправедливо. Но подобные ситуации могут стать причиной конфликтов и трудностей во взаимодействии со сверстниками. Родителям в таком случае необходимо услышать свое чадо, показать, что они знают о его проблемах, помочь озвучить его переживания. В психологии этот способ называется «активное слушание».

Возвращать в разговоре то, что вам поведал ребенок, обозначая при этом его чувства, – это и есть активно его слушать. Есть несколько основных правил общения с детьми с помощью активного слушания.

1. Обязательно отложите все личные дела, когда хотите пообщаться с ребенком. Не глядите в телевизор, не общайтесь в соцсетях, не читайте книгу – повернитесь к нему лицом. Не смотрите на чадо с высоты собственного роста: если он еще маленький, возьмите его к себе на ручки или опуститесь на колени.

2. Еще одним мощным сигналом, говорящим ребенку, что вы готовы его слушать, является зрительный контакт. Ваши глаза обязательно должны быть на одном уровне с глазами малыша.

3. Если ваш отпрыск огорчен, не задавайте ему вопросы. Пусть ваша ответная реакция будет звучать в утвердительной форме. К примеру, ребенок говорит расстроено: «Не буду никогда играть с Сережей!» Не спрашивайте, что случилось или обиделся ли он на приятеля. Ответьте просто: «Я понимаю. Ты на него обиделся». Огорченных детей переполняют эмоции, которыми они не могут поделиться. А фраза-вопрос не отражает вашего сопереживания. Озвучив же их чувства, вы помогаете начать разговор.

4. Повторяйте изредка то, что вы слышите от ребенка, тем самым подтверждая, что внимательны к нему. Попробуйте проговорить его чувства: «Понимаю, ты стукнул Диму потому, что он обзывал тебя. Ты, конечно, очень рассердился на него».

5. Обязательно выдерживайте паузу в разговоре с ребенком. Перерыв в беседе предоставляет ему удачный случай, чтобы разобраться в собственном настроении и переживаниях и подталкивает к большей откровенности.

Как правильно обсуждать поведение ребенка?

Итак, вы выслушали ребенка, но это совершенно не означает, что вы добились решения конфликта. С помощью активного слушания вы всего лишь показали, что не безучастны к его проблемам. Теперь же нужно эти самые проблемы с поведением решить.

§ Выберите подходящее время для разговора

Допустим, вам сообщили о конфликте вашего ребёнка с одногруппником. Не начинайте серьезный разговор, когда он расстроенный и уставший пришел из детского сада. Пусть он сначала отдохнет, пообедает, а уже потом приступайте к беседе.

§ Находите плюсы

Вы любите, когда вас критикуют? Вот и дети чувствуют при замечаниях обиду и раздражение. И все же критиковать неправильные поступки ребенка необходимо. «Подсластите» свои не очень приятные слова небольшой, по возможности искренней похвалой. Например: «У тебя замечательный голос, но нельзя петь за обедом в детском саду», «Ты очень хорошо управляешься с мячом, но играй, пожалуйста, в футбол не в классе, а на поле» или «Я рада, что ты честна со мной. Однако когда в следующий раз пойдешь в гости, спроси у меня разрешения».

§ Предложите выбор

Почему чадо так активно сопротивляется вашим указаниям? Это его естественная тактика отстаивания собственной независимости. Чтобы избежать конфликтов, предложите детям выбор. Например: «Что ты хочешь на обед: кашу или макароны?», «Ты помоешь посуду или погуляешь с собакой?» или «Ты сама наденешь платье, или тебе помочь с пуговицами?»

Предоставляя ребенку выбор, вы позволяете ему думать и размышлять самостоятельно. Возможность альтернативы способствует повышению детской самооценки. При этом взрослые, с одной стороны, сохраняют контроль над поступками ребёнка, а с другой – удовлетворяют его потребность в независимости.

§ Расскажите о своих чувствах

Говорите с детьми о том, что чувствуете: «Меня категорически не устраивает, как ты разговариваешь со мной. А тебе бы хотелось, чтобы на тебя кричали?» Дети старше пяти лет буквально захвачены идеями справедливости, так что обязательно поймут вашу точку зрения, если, конечно, вы не скажете ее в пылу ссоры. Успокоившийся ребенок – самый ярый защитник и сторонник золотого принципа: «Поступай так, как желаешь, чтобы поступали с тобой».

§ Не сравнивайте с другими детьми

И самое главное – никогда (тем более в расстроенных чувствах) не сравнивайте своего ребёнка с другими, воспитанными и примерными, по вашему мнению, сверстниками. В вашем ребенке есть то особенное качество, которое отличает его от всех остальных детей. А если уж назрела необходимость сравнения, делайте это, соотнося прошлое его поведение с настоящим.

С помощью грамотного подхода к общению с детьми взрослые могут избежать ссор и конфликтов в семье и проблем со сверстниками. В любом случае, обязательно принимайте свое любимое чадо таким, какой он есть. Старайтесь выслушать его желания, мягко высказать свою позицию, таким образом, вы сможете не только решать, но и по возможности избегать конфликтов.

Успех любого человека в жизни, в работе, в семье зависит во многом от того, как он умеет строить отношения с людьми, как умеет общаться. В роли родителя общение – это не только обмен сухой информацией, это обмен мыслями, эмоциями, планами на будущее. Поэтому говоря о том, как правильно общаться с ребенком, важно понимать, что необходимо научиться слушать и слышать свое дитя.

Используемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ: Астрель, 2009.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007.







Сейчас читают про: