Задачи урока

Образовательные: учащиеся научатся распознавать текст – повествование и выделять его характерные признаки.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к предмету, учителю и к ученикам класса.

Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать текст-повествование и выделять его характерные признаки; писать частицу не с глаголами; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: развитие логического мышления; воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ одноклассника; учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, умение выдвигать аргументы, умение строить логическую цепь рассуждения.

Регулятивные УУД: определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности.

Методы: словесный, игровой, практический.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Текс, Текст-повествование.

Оборудование: электронное приложение, учебник «Русский язык» 2 класс                В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., тетрадь.

 

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный этап. (1 минута) - Здравствуйте, ребята! - Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне? Пожелаю вам удачи- За работу, в добрый час. Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. - Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме. Приветствуют учителя, проговаривают правила посадки при письме.  
II. Актуализация знаний. (5 минут) Ребята предлагаю вспомнить что такое текст?   · Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу.   · Текст можно озаглавить.   · В тексте можно определить тему и главную мысль.   · Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка)   · К тексту можно составить план.  
IV. Постановка целей и формирование темы урока. (5 минут) - Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их в учебнике. (Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?) -Какую цель мы поставим на уроке? -Узнать что такое текст-повествование? - Какие особенности имеет текст - повествование? -Для чего используется текст- повествование и какова роль в тексте глаголов?  
V. Первичное усвоение новых знаний. (18 минут) - А сейчас ребята поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте внимательно.   Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.                (К.Ушинский.)                                                      - Что мы прочитали?   - Докажите, что это текст.   - О чём этот текст?   - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор?     - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст?   - Сколько частей в этом тексте?   - Почему вы так решили?     - Прочитайте I часть. (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.) - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста?   - Что случилось потом?   - Хорошо. А кто такой жаворонок? - Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. (Слушаем песню жаворонка) - О каких событиях рассказывается в третьей части текста?     - Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика. - Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте.   - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит     - Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы?     - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту?     - А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось?   - А почему три?   - Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? - Верно. - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование.Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?) - Что еще можно добавить к этому правилу?     - Молодцы! Вернёмся к тексту. Какое задание нужно выполнить? Прочитайте. (Выпиши из текста предложение о жаворонке.) Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) - Что сделал жаворонок?   - Посмотрите внимательно на это предложение, что ещё сделал жаворонок? - Сколько сказуемых в этом предложении? - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. Обозначьте знакомые части речи в данном предложении. Открывают учебники читают         Текст   Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу Этот текст о солнышке   Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.     Волшебные лучи. Ласковое солнышко. И т.д.   Три   Потому что текст разделён на три абзаца.   Дети читают 1-ую часть текста   Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.   Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.   Это птица.   Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.   Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.   Ответы детей, что им нечего не понятно без глаголов.   Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа.     Что случилось после того, как вышло солнышко?   Три картинки.   Потому что три части текста.     Нет   То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке.     Встрепенулся.   Выпорхнул, поднялся и запел. Четыре
Физминутка (1 минута) Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора. Дети разминаются
VI. Первичная проверка понимания (5 минут)   Ребята а теперь поработаем самостоятельно с учебником. Составление текста. Упр. 146 стр.84 - Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом…» (дети работают самостоятельно). - Справились? - Давайте послушаем, что у вас получилось. 1.Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи. Салат готов.   2.Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Когда овощи немного подсохли, я достал глубокую тарелку и стал их резать. Потом добавил масло и соль, перемешал. Салат получился очень вкусным. - Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их. Ученики работают над упражнением. Ученики читают свои повествовательные тексты     Ученики обозначают глаголы
VII. Первичное закрепление (7 минут)     -Ребята прочитайте  тексты и найдите, который из них текст - повествование. 1).Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка у зяблика вишнёвого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв – голубые.  На крыльях – широкие белые «зеркальца».   2).Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась  и ударила в звонкий бубен.   3).А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.   -Ребята так какой из этих текстов текст-повествование? - Сколько картинок можно нарисовать к каждому тексту? - Дети, а теперь давайте сыграем в игру, игра называется   «Да-нет».   1.Текст состоит из одного предложения 2. Текст состоит из нескольких любых предложений 3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу 4. Текс обязательно имеет заголовок 5. Текс не всегда имеет заголовок 6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму 7. Текст может быть не большим по объёму 8. Текст всегда состоит из одной части - Молодцы! Вы справились. Ученики читают тексты   Ученики отвечают №2   Ответы учеников   Дети отвечают на вопросы   Нет   Да   Да Нет Да   Нет Да Нет  
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1минута) Дети запишите домашнее задание 1.Выполнить упр. 147 на стр. 84 2.Выучить правило. Ученики записывают домашнее задание.
VIII. Рефлексия, подведение итогов занятия. (2 минуты)   - Скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке? - Какой текст называют текстом-повествованием?   - Какой вопрос можно поставить к такому тексту?   - Достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в тексте-повествовании?     - Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Мы узнали, что такое текст-повествование   Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо.     Что случилось? Что произошло?   Нет, потому что все события, о которых рассказывается в таком тексте происходят друг за другом, и их нельзя увидеть одновременно.   Ответы детей

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: