Государственное устройство и эволюция политической системы Республики Союз Мьянма

На протяжении столетий на территории современной Мьянмы зарождались, достигали своего расцвета, затем приходили в упадок древние царства под управлением различных династий. В XIX в. эти земли, как и многие другие в Юго-Восточной Азии, стали английской колонией. В годы Второй мировой войны Мьянма оказалась под японским протекторатом.

Различные политические силы объединились для борьбы с японской оккупацией в единый фронт, получивший название Антифашистская лига народной свободы (АЛНС). Лидером национально-освободительной борьбы в Бирме стал Аун Сан. Под его руководством АЛНС удалось добиться для Бирмы сначала статуса доминиона, а в 1948 г. – полной независимости под названием Бирманский союз. Однако сам Аун Сан был убит, а в АЛНС произошел раскол. В Бирме началась многолетняя гражданская война. Коммунистическая партия Бирмы и вооруженные формирования некоторых национальных меньшинств вели борьбу против центральной власти. Вследствие обострившегося внутреннего кризиса бирманские военные вмешались в политику. В 1962 г. к власти пришел Революционный совет во главе с генералом Не Вином. Военный режим начал осуществление социалистического эксперимента на основе программы «Путь Бирмы к социализму». Копируя, отчасти, опыт социалистических стран, бирманские военные продолжали вести вооруженную борьбу с собственными коммунистами. В стране была создана однопартийная система во главе с Партией бирманской социалистической программы (ПБСП).

В 1974 г. была принята новая Конституция, в соответствие с которой страна стала называться Социалистическая республика Бирманский союз. Ошибки военных властей при проведении реформ, изоляция страны от внешнего мира к середине 1980-х гг. ухудшили социально-экономическую ситуацию. Недовольство населения выразилось в массовых выступлениях против правящего режима. Под таким давлением власти пошли на либерализацию политического режима, были проведены свободные выборы, на которых победила оппозиция.

Опасаясь продолжения процесса демократизации, армейская верхушка в 1988 г. совершила новый военный переворот. Бирманские генералы отказались от социалистических экспериментов, но сохранили приверженность авторитарным методам правления. заличныеВ 1989 г. страна получила новое название – Союз Мьянма. Власть принадлежала Государственному совету по установлению законности и порядка. В 1997 г. он был переименован в Государственный совет мира и развития.

Долгое время Мьянма рассматривалась международным сообществом как один из последних оплотов тирании в мире, страна находилась в международной изоляции. Постепенные изменения стали происходить в начале  XXI в. Была принята так называемая «дорожная карта к демократии», стал готовиться проект новой Конституции. В 2008 г., в условиях растущего народного недовольства, была принята новая переходная Конституция. В 2010 г. страна была переименована в Республику «Союз Мьянма». Тогда же прошли первые за последние 20 лет выборы в парламент, однако из-за особенностей избирательного законодательства победу на них одержала лояльная военной хунте партия. Начал действовать двухпалатный парламент – Национальное законодательное собрание. В 2011 г. власть военной группировки формально закончилась и была передана гражданской администрации. Государственный совет мира и развития был распущен. Однако прежние лидеры, уйдя в отставку, заняли высшие государственные посты и фактически сохранили свои полномочия. Тем не менее процессы постепенной трансформации режима на этом не остановились. Осенью 2015 г. убедительную победу на парламентских выборах одержала оппозиция. В марте 2016 г. Президентом был избран Тхин Чжо – представитель оппозиционной партии Национальная лига за демократию. Вице-президентом стал Мьин Шве. Однако в марте 2018 г. по состоянию здоровья Тхин Чжо был вынужден уйти в отставку, и.о. президента стал Мьин Шве. В 2018 г. были проведены выборы президента, в результате победу одержал еще один представитель оппозиционных сил – Вин Мьин. В целом ситуация в стране носит крайне нестабильный характер.

Законодательная власть. В Конституции 2008 г. зафиксировано, что законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом – Национальным законодательным собранием (НЗС), сроке его полномочий составляет пять лет. Нижняя палата (Народное собрание) избирается населением от административных округов, верхняя (Совет национальностей) – от регионов и штатов. И в верхнюю, и в нижнюю палату входят военные, которых назначает Главнокомандующий силами обороны. Их число должно составлять 25% от общего числа депутатов. Таким образом, представителям военной фракции гарантировано определенное количество мест в парламенте. Это также затрудняет для оппозиции возможность внесения изменений в Конституцию.

Каждую из палат Национального законодательного собрания возглавляют Спикеры, у каждого есть заместитель. Спикеры осуществляет общее руководство деятельностью нижней и верхней палат, председательствует на сессиях. Также существует должность Спикера Национального законодательного собрания. Первые 30 месяцев этот пост занимает Спикер верхней палаты, вторые 30 месяцев – нижней. Очередные сессии проходят раз в год. Могут созываться чрезвычайные и специальные сессии для обсуждения и решения вопросов, требующих безотлагательного принятия мер. К функциям Национального законодательного собрания относятся: законотворческая деятельность, обсуждение и принятие бюджета; национальное планирование, ряд иных полномочий.

Исполнительная власть. Во главе государства стоит Президент. В Конституции зафиксировано, что на этот пост может баллотироваться лишь гражданин Бирмы, у которого ни родители, ни супруг/супруга, ни дети, ни их супруг/супруга не имеют отношения к иностранному государству, то есть не являются подданными/гражданами иностранного государства. Президент избирается сроком на пять лет Президентской избирательной коллегией, формируемой из депутатов Национального законодательного собрания. Она же избирает двух вице-президентов.

Полномочиям президента таковы: издавать указы; с согласия парламента назначать и смещать с должности членов правительства (за исключением силовых министров); объявлять амнистию, осуществлять помилование; присуждать почетные звания и награды; устанавливать или прекращать дипломатические отношения с иностранными государствами с согласия парламента; назначать и отзывать дипломатов; заключать, ратифицировать или аннулировать международные договоры; предпринимать необходимые военные действия по согласованию Национального комитета обороны и безопасности; объявлять войну или заключать мир с согласия парламента; некоторые другие функции.

Вся полнота исполнительной власти в соответствии с Конституцией принадлежит Президенту, поэтому все действия правительства признаются совершенными от имени президента. В Союзное правительство входит Президент, вице-президенты, федеральные министры, Генеральный прокурор. Правительство защищает стабильность, общественный мир и порядок, разрабатывает проект бюджета, осуществляет администрирование государственной деятельности и общее руководство страной. В состав всех органов исполнительной власти разных уровней входят военнослужащие, назначаемые Главнокомандующим силами обороны. 

В структуре исполнительной власти важное место занимает Национальный совет обороны и безопасности. Он включает: Президента, вице-президентов, спикеров обеих палат парламента, Главнокомандующего силами обороны и его заместителя, министра обороны, министра иностранных дел, министра внутренних дел и министра пограничных дел. Совет обладает широкими полномочиями, в том числе он может выносить на рассмотрение президента предложение о введении чрезвычайного положения.

Судебная власть. Судебная власть распределена между Верховным судом Союза, высшими судами регионов, высшими судами штатов, судами административных областей, судами самоуправляемых зон, окружными судами, волостными судами и рядом судов низового уровня. Кроме того, действует система военных судов, Конституционный суд. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд Союза. При этом юрисдикция Верховного суда не распространяется на военные суды и Конституционный суд.

Административно-территориальное деление. Система местного управления и самоуправления. Республика Союз Мьянмы представляет собой унитарное государство. Можно выделить несколько уровней административно-территориальных единиц в составе Союза. К единицам первого уровня относятся семь штатов, семь регионов, одна союзная территория, на которой расположена административная столица Нейпьидо. Регионы и штаты имеют равный статус, их различие заключается в том, что в штатах проживают большие группы населения, принадлежащие этническим меньшинствам, а регионы в основном заселены бирманцами. Ко второму уровню можно отнести районы, к третьему – города и сельские волости. Города подразделяются на кварталы, волости – на деревни.

В каждом штате или регионе действует местное региональное правительство или правительство штата. В состав местных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией входят служащие вооруженных сил. Законодательная власть в штатах и регионах принадлежит местным законодательным собраниям, их избирает население административных единиц. Как и на центральном уровне, 25% мест зарезервировано за военными. Союзная территория с административной столицей страны Нейпьидо находится под прямым управлением Президента.

Избирательная и партийная системы. Избирательными правами обладают все граждане Республики Союз Мьянма, достигшие возраста 18 лет. Национальное законодательное собрание избирается раз в пять лет на основе прямых всеобщих выборов. Нижняя палата формируется путем общенародного голосования. Верхняя палата избирается от штатов и регионов, по 12 депутатов от каждого. Выборы проходят по мажоритарной системе. В обеих палатах парламента 25% мест изначально принадлежит военным, их назначает Главнокомандующий силами обороны.

Выборы президента проходят на непрямой основе. Согласно Конституции, их осуществляет Президентская избирательная коллегия. Она состоит из трех групп выборщиков, входящих в Национальное законодательное собрание. К первой группе относятся часть депутатов нижней палаты, ко второй – часть депутатов верхней палаты, к третьей – военные, представленные в обеих палатах по назначению Главнокомандующего силами обороны. Каждая из групп избирает одного Вице-президента, они и становятся кандидатами на пост Президента. Получивший большинство голосов занимает высшую должность в стране, двое других остаются Вице-президентами.

Долгое время в Мьянме свободная деятельность партий находилась под запретом. В условиях демократического транзита ситуация начала постепенно меняться. В Конституции 2008 г. закреплено, что в Мьянме устанавливается настоящая, основанная на дисциплине многопартийная система. В данное время в стране действует большое количество партий. В парламентских выборах 2015 г. приняли участие 91 партия. Наиболее значимую роль в политической жизни страны играют Союзная партия солидарности и развития (партия, лояльная военной группировке, большинство ее членов тесно связаны с прекратившим свою деятельность административным органом Государственным советом мира и развития) и оппозиционная Национальная лига за демократию (НЛД).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: