Научный метод познания
Методология— учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Свойства научного знания: -объективность, достоверность, точность, системность
Эмпирическое и теоретическое познание:- эмпирическое познание основано на опыте, данных экспериментов, теоретическое опирается на данные экспериментов и на систему идей, гипотез
Методы научн. познан.: - наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент
Гипотеза:- предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.
Требования к научным гипотезам:- соответствие эмпирическим фактам, проверяемость
Научная теория:- форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Область применимости теории: -ограничена теми рамками, которые возможны для её экспериментальной проверки и набором выводов из постулатов теории
Принцип соответствия:- новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай.
|
|
Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание:- комплекс естеств. наук о природе
Дифференциация наук:- узкая специализация наук по объектам и методам их исследования, например, физика, химия, биология (в пределах каждой науки своя дифференцация, например, физика плазмы или оптика…)
Интеграция наук:- объединение, взаимопроникновение разных наук с их методами исследований для изучения общего для них объекта исследования (примеры – биофизика, биохимия, физическая химия, геология, астрономия, криминалистика, математическая физика…)
Гуманитарные науки:- обращены к человеческой личности, не имеют эксперимента, их знание субъективно
Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической:
- субъективность, нестрогий язык, интерес к частностям изучаемых предметов, сложность проверки
Математика: - язык естествознания
Псевдонаука: -имитация научной деятельности
Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность, некритический подход к исходным данным, невосприимчивость к критике, отсутствие общих законов, неверифицируемость псевдонаучных данных
1-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира
Научная программа: - программа исследования Мира с целью получить некое его целостное понимание
Древняя Греция: -появление программы рационального объяснения мира
принцип причинности в первоначальной форме:- (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение:- (причина должна предшествовать следствию)
|
|
Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: - всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте
Континуальная исследовательская программа Аристотеля:- всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте
Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ:- обе коснулась части истины, вместе они дают более полное представление о природе
Научная (или натурфилософская) картина мира:- образно-философское обобщение достижений естеств. наук
Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:- о материи, о движении, о взаимодействии, о пространстве и времени, о причинности, акономерности и случайности, о космологии (устройство и происхожд. мира)
Натурфилософская картина мира Аристотеля:- Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения.
Научные картины мира:- механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Развитие представлений о материи
(1 этап) - Фалес:- проблема поиска первоначала, Все многообразие явлений и вещей он сводил к единой основе-первоначалу, которым Фалес считал воду (жил ок. 640 — ок. 546), древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки )
Абстракция материи:- вещество; субстрат, субстанция; содержание. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция
(2 этап) - Механическая картина мира:- материя – есть вещество, состоящее из дискретных корпускул
(3 этап) - Электромагнитная картина мира:- две формы материи — вещество и электромагнитное поле
Волна: - распространяющееся возмущение физического поля
Эффект Доплера:- зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн
(4 этап) - Современная научная картина мира: три формы материи:— вещество, физическое поле, физический вакуум
Развитие представлений о движении
------------- (Античность и средневековье)------------
Гераклит: -идея безостановочной изменчивости вещей
Учение Аристотеля о движении:- движение есть атрибут материи, есть разнообразные формы движения
------------- (Новое время – 17_19 века)------------------
Механическая картина мира:- единственная форма движения — механическое перемещение
-------------- (19 век, начало 20 века)--------------------
Электромагнитная картина мира:- движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн)
-----------------Современность)------------------
Понятие состояния системы:- совокупность данных, позволяющих предсказать дальнейшее поведение системы
Движение как изменение состояния
Химическая форма движения:- химический процесс
Биологическая форма движения: -процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы
Современная научная картина мира:- эволюция как универсальная форма движения материи, многообразие форм движения, качественно различных и не сводимых друг к другу
Развитие представлений о взаимодействии
Представления Аристотеля о взаимодействии (античность):- одностороннее воздействие движущего на движимое; первоначальная форма концепции близкодействия (передача воздействия только через посредников)
|
|
Механическая картина мира (17-19 века):
- концепция взаимодействия (третий закон Ньютона),
- открытие фундаментального взаимодействия (зак. тяготен.),
- принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния)
Электромагнитная картина мира (19 - 20 века):
-- открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитное взаимодействие),
- возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника, т.е. физического поле, причем с конечной скоростью),
- полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создаёт соответствующее поле, которое действует на иные заряды)