Карточка. Голова приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. (Человек с радостью встречающий кого-то)

Беседа

во 2 классе на тему:

«Поговорим о культуре поведения»

ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ

Цель:

Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установлению контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

Мал язык, а всем телом владеет.

Ход занятия.

- Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения, общения с другими людьми. Эпиграфом к нашей теме будет пословица МАЛ ЯЗЫК, А ВСЕМ ТЕЛОМ ВЛАДЕЕТ. Как вы ее понимаете?

- Ребята, сейчас я расскажу вам легенду. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: В чем смысл этой легенды?

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

- Как вы поняли, почему язык может назвать другом и врагом?

- Как замечательно, что люди научились пользоваться речью. Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас, даже трудно себе представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как вы думаете, они общались?

- Да, они использовали те приемы общения, которыми и сейчас пользуются животные. Как собака показывает свое расположение к ласке, играм? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трется о ноги)

- Собака без слов показывает свое настроение, используя только различные позы своего тела. Человек тоже меняет позу тела в зависимости от самочувствия и настроения. Скажите, какую позу примет больной человек? (Ляжет, т.к. такая поза не требует физических усилий) такую же позу принимает человек, который очень устал.

- А теперь посмотрим, наблюдательны ли вы?! Я читаю вслух описание человека, а вы пытаетесь отгадать, что он делает или какие чувства испытывает.

Карточка. Сидит, чуть опустив голову и плечи, одной рукой подпирает щеку. (Человек думает)

Карточка. Стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками, еле заметно покачиваясь. (Человеку холодно)

Карточка. Ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки в замке на груди. (Агрессивно настроенный человек)

карточка. Голова приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. (Человек с радостью встречающий кого-то)

- Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха? (При помощи рук. Передачи с сурдопереводом)

- Использование различных, определенных положений рук, головы для передачи мысли – это ЯЗЫК ЖЕСТОВ.

- Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуйте изобразить жестами:

- Хорошо! (Поднять большой палец)

- Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам)

- Да, да, конечно! (Кивать головой)

- Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью)

- Не знаю. (Пожать плечами)

- Нет, нет. (Вертеть головой или рукой)

- А что я могу сделать? (Развести руками)

- Выслушайте меня! (Рука поднята вверх)

- До свидания! (Помахать рукой)

- Восхищение чем-либо. (Аплодисменты)

- Привет! (Помахать рукой)

- Ай-ай-ай! (Покачать головой)

- Нельзя! (Погрозить пальцем)

- Большинство из этих жестов стали международными, понятны людям многих народов. Но как обычный язык отличается у разных народов, так и язык жестов для разных народов различен.

Вспомним жест прощания (Рукой помашем сверху вниз). Латиноамериканец воспринял бы такой жест как жест приглашения в гости. Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ.

Жест «О-кей» или кольцо понятен во всех англоговорящих странах и, хотя он распространился в других странах, там он может иметь и другое значение. Например: во Франции этот жест так же означает ноль или ничего. В Японии этот жест может означать деньги.

Жесты «Большой палец вверх» или «Большой палец вниз», как знак одобрения или неодобрения были известны со времен со времен Древнего Рима. Во время гладиаторских боев император решал судьбу побежденного. «Палец к верху» оставить жизнь, «Вниз» - убить. Еще им пользуются те, кто путешествует «автостопом» для того, чтобы остановить машину. Так же этот жест означает «все нормально».

Жест приветствия у египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно также приветствуют друг друга военные. В древние времена китайцы, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей. Одно из древних приветствий – объятие.

- Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Или две команды из разных стран не поймут друг друга и судью, т.к. они разговаривают на разных языках. Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов. Ими пользуется регулировщик на перекрестках. Танцоры при помощи таких жестов передают чувства и эмоции зрителям. Какие вы знаете?

- Есть жесты, которые не положены в обществе воспитанных людей. Во время разговора не принято во все стороны махать руками, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду. Неприемлемо в присутствии посторонних чесать голову, показывать пальцем.

- Младенец еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Интонация играет большую роль в общении. Даже слово «да» можно сказать с множеством интонаций. В зависимости от интонации слово будет приобретать новый смысл. Ребята попробуйте произнести слова «Да» с разной интонацией:

- вопросительный «Да?»

- утвердительный «Да!»

- Возмутительный «Да!?»

- безразличной «Да…»

Каждый раз, когда вы произносили слово «Да» ваше лицо изменялось вместе с интонацией голоса.




double arrow
Сейчас читают про: