Практическая работа №2

Класс

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Практическая работа №1. Решение элементарных генетических задач

Практическая работа №2. «Выявление источ­ников мутагенов в окружающей среде (на примере. Крымского региона) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

Практическая работа №3. «Анализ и оценка этиче­ских аспектов клонирования человека»

Практическая работа №4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Практическая работа №5. «Составление схем передачи веществ и энер­гии (цепей пита­ния). Решение экологических задач»

Практическая работа №6. «Сравнительная характеристика природных эко­систем и агроэкосистем своей местности»

Практическая работа №7. «Выявление антропогенных измене­ний в экосистемах своей местности»

Практическая работа №8. «Исследование изменений в экосистемах на биоло­гических моделях (аквариум)»

Практическая работа №9. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных эколо­гических проблем и путей их решения»

Лабораторная работа №1. «Описание осо­бей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости у особей одного вида

Лабораторная работа №3. Выявление приспособлений у организ­мов к среде обитания

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Практическая работа №1

«Решение генетических задач».

Цель: закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

 

Оборудование и материалы: карточки- задания.

 

Ход работы:

Решите 3 любые задачи.

Начальный уровень

Задача 1.

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с абсолютно здоровым мужчиной родился здоровый ребенок. Определите генотипы всех членов семьи.

 

Задача 2.

Комолость (безрогость) у рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык был скрещён с рогатой коровой. От скрещивания появились два телёнка - рогатый и комолый. Определите генотипы всех животных.

 

Задача 3.

У кур чёрный цвет оперения доминирует над красным, наличие гребня над его отсутствием. Гены, кодирующие эти признаки, располагаются в разных парах хромосом. Красный петух, имеющий гребень, скрещивается с чёрной курицей без гребня. Получено многочисленное потомство, половина которого имеет чёрное оперение и гребень, а половина - красное оперение и гребень. Каковы генотипы родителей?

Средний уровень

 

Задача 4.

Скрещивались две породы тутового шелкопряда, которые отличались двумя признаками: полосатые гусеницы плели белые коконы, а одноцветные гусеницы плели жёлтые коконы. В поколении F1 все гусеницы были полосатые и плетущие жёлтые коконы. В поколении F2 наблюдалось расщепление:

3117 - полосатые гусеницы, плетущие жёлтые коконы,

1067 - полосатые гусеницы, плетущие белые коконы,

1049 - одноцветные с жёлтыми коконами,

351 - одноцветные с белыми коконами.

Определите генотипы исходных форм и потомства F1 и F2.

 

Задача 5.

У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья неполно доминируют над широкими. У гибридов листья имеют среднюю ширину. Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветками и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья?

 

Высокий уровень

Задача 6.
Известно, что «трехшерстные» кошки - всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х – хромосоме. Ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и черного цвета формируются «трехшерстные» особи.

 


Задача 7.

Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак.
1. Мужчина, больной гемофилией, жениться на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления больных в семье дочери или сына?

2. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией.

Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.

 


Задача 8.

У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х – хромосомой рецессивный признак. Альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявится также обе аномалии одновременно?

 

Задача 9.

СПРАВКА. Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, 1А, 1В. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — IАIВ. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

 

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае.

Задача 10.

См. СПРАВКА

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

 

 

Практическая работа №2

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм»

 

Цель: развивать информационную исследовательскую компетентность учащихся (поиск, анализ, отбор нужной информации, её преобразование, сохранение и передача (через проект, презентацию, выступление)

Оборудование: кейсы (возможно в 2-х вариантах, для групп с разным уровнем исследовательской компетентности учащихся): презентации учащихся (опережающее задание) «Мутагены окружающей среды», «Влияние мутагенов окружающей среды на организм»

Ход работы

1. Изучите кейс с дополнительной информацией по теме.

2. Просмотрите слайды презентаций.

3.  Назовите источники, которые вызывают мутации в ходе онтогенеза.

4. Дайте оценку этим источникам (степень опасности, частота воздействия, результаты)

5. Отчёт выполните в виде таблицы или схемы (помните о том, что умение составить таблицу (схему) учитывается при оценивании работы).

6. Сделайте вывод о необходимости знаний о причинах различных нарушений, в онтогенезе в эмбриональный период и постэмбриональный период.

7. Дайте определение: мутагены, канцерогены; укажите периоды онтогенеза, когда развивающийся организм наиболее подвержен действию различных вредных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: