Соотношения эпического и лирического в повести

Сюжет.

Повествование ведется от лица автора. М. Горький рассказывает о событиях своего детства. Примерно в 1873 году от холеры умер отец Алексея Пешкова (настоящее имя Максима Горького). Затем от тяжёлой болезни умирает и его брат. Его мать Варвара, бабушка и сам Алексей отправляются к его деду Василию Васильевичу Каширину в Нижний Новгород. Дед работал цеховым старшиной, где красили ткани. В доме деда так же живут уже взрослые дядьки Алексея вместе со своими семьями, так же там проживал подкидыш Иван Цыганок. В доме деда царила вражда и неприязнь всех со всеми. Братья Михаил и Яков часто сорятся между собой и с дедом. В семье деда господствует строгость, часто применяются телесные наказания, к такому юный Алексей не был готов, так как его отец никогда не наказывал сына. Первый попадает под тяжелую руку деда Сашка, сын Якова, затем достаётся и Алексею, которого дед чуть не засек до потери сознания. Однако мать в тот момент не заступилась за сына, побоявшись гнева своего отца. После этого случая Алексей разочаровывается в матери. Дед, жалея о случившемся, хочет помириться с внуком, поэтому дарит ему небольшой подарок в виде яблока и "ветки изюма". Узнав, что Цыганок пытался защитить его во время порки, Алексей сближается с ним, однако тот через некоторое время погибает в результате несчастного случая. Единственный человек, с которым у Алексея хорошие отношения – это его бабушка, она часто рассказывает ему разные истории и заботится о внуке. Бабушку в отличии от деда все любили, к ней часто приходили за советом. Когда дед находится в хорошем расположении духа, он учит Алексея грамоте, читает с ним Псалтырь и рассказывает о пленных французах. Через некоторое время мать Алексея выходит замуж. Все вместе они уезжают из дома деда, они переезжают в Сормово, там Алексей поступает в школу, однако отношения с одноклассниками и учителями у него не складываются. От нового мужа у Варвары рождается двое детей. Первый слабый ребенок умирает вскоре после своего рождения. Новый муж начинает изменять Варваре, однажды он пытался ее избить, но Алексей вступился за мать и ранил обидчика ножом. После этого Варвара и Алексей снова возвращаются в дом деда. Там Варвара умирает, а мальчик по наставлению деда идет «в люди». Дед отправляет внука работать на чужих людей, где ему приходится терпеть побои и унижения.
Художественное время и пространство.

Изображая жизнь детей, А.М. Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородские наблюдения и впечатления. Он во многих произведениях точно обозначил нижегородские улицы, и даже дома.


Характеристика героев.

Василий Каширин -старшина цеха красильщиков и дедушка главного героя. Довольно гнусный старик, жестоко тиранящий всех домашних. Одержим скупостью, которая ближе к концу повести достигает таких размахов, что Василий продаёт почти всё имущество своей жены, начинает ходить по знакомым, прося милостыню, а все полученные деньги пускать в рост. Жесток даже к детям, регулярно порет их за провинности, но иногда способен и на некоторые проявления доброты. Именно дед учит Алексея читать, а потом со слезами на глазах рассказывает ему о том, как тяжело жилось ему, когда он работал бурлаком.

Акулина Каширина -бабушка главного героя, жена деда Василия. Добрая и ласковая старуха, любящая водку и нюхательный табак. Несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю, сохранила в себе доброту и жизнелюбие. Со смехом переживает все жестокие выходки деда Василия и никогда ни на что не жалуется. Становится единственной отрадой главного героя, источником света в его безрадостной жизни.

Алексей Пешков -главный герой повести. Автобиографический герой Горького, глазами которого читатель видит все описываемые в произведении события. В начале рассказа представляется нам обычным ласковым мальчиком, но пройдя через школу жизни, пережив лишения, разочаровавшись в матери, резко взрослеет и матереет, дерётся с другими мальчишками и ранит своего отчима в драке. Жестокость, которой подвергается ребёнок, оставляет глубокую рану в его душе, но именно она закаляет его характер, позволяет ему преодолеть трудности детства, смерть матери и пойти «в люди».

Иван Цыганок -Сирота непонятного происхождения, который работает у Кашириных, чтобы выжить. Это веселый, открытый и добрый парень, который часто терпит наказания и жестокость, но не унывает. Он дружелюбно относится к главному герою. Но Ваня погибает рано: при переносе тяжести он оказывается придавленным ею и умирает в муках.

Дядья Лексея -Дяди главного героя — злые, жадные и циничные мужики, которые привыкли к суровости отца и стали такими же. Все они думают только об интересах своих семей и враждуют с родственниками. Алкоголизм, брань, ложь, даже интриги — вот краткое описание их жизни.

Проблематика.

1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя.

2. Детство в людях – свой жизненный путь автобиографический герой Горького начинает в самой неблагоприятной среде, окружённый пьяницами, мошенниками и невеждами, всё это оказывает колоссальное влияние на детскую психику. Ближе к концу повести Алексей начинает всё больше и больше соответствовать своему окружению и уже сам не брезгует воровством и даже поножовщиной.

3. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ, а то несправедливое положение вещей, которое глубоко укоренилось в обществе Российской империи. Он показывает, что даже в таком ужасном положении можно найти и хороших людей, вроде Акулины Ивановны, в которых осталось что-то человеческое.

4. Мерзости жизни – Горький старается дать как можно более подробное описание всех пороков, царящих среди простых людей. Алкоголизм, воровство, измены, бытовое насилие в повести показаны, как нечто обыденное и привычное. Даже бабушка, олицетворяющая собой всё самое доброе и светлое в жизни маленького Пешкова, пьёт водку и курит табак наравне с мужчинами.

Авторская позиция.

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются. Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Горький рассуждает и о том, какими нравственными качествами должен обладать человек. Писатель на примере своих дядьев демонстрирует как жажда наживы лишает людей человеческого облика. В образе бабушки Алексея мы видим доброту и заботу, именно она валяется примером хорошего человека с высокими морально-нравственными принципами. На собственном примере Горький доказывает, что «тяжкая и позорная» жизнь не искалечила его душу и не помешала сохранить «несокрушимую надежду» на лучшее. В этой спасительной способности он видит залог будущего возрождения всего русского народа.

Соотношения эпического и лирического в повести.

В самом деле, по своей смысловой сути всякая автобиография – это не что иное, как «выражение самосознания субъекта», ибо писатель в центр своих автобиографических опытов ставит не кого-нибудь, а лично себя и свой неповторимый индивидуальный мир. Однако эту лирическую задачу художник решает, как правило, средствами эпическими, ибо себя и свою жизненную историю он делает предметом объективированного или «отстраненного» повествования. Понять, какая же стихия: лирическая или эпическая – доминирует в произведении, и, самое главное, уяснить, как эти две стихии взаимодействуют между собой в ткани повествования, – это и значит постичь характер и жанровую специфику той или иной художественной автобиографии. В основе трактовки Е.Б. Тагера лежит мысль о том, что структура горьковской автобиографии подчинена некой эпической сверхзадаче. «Лирические акценты, – уверяет ученый, – сменяются эпическими… в горьковской автобиографии воспоминания о жизненном пути превращаются в широчайшее полотно русской народной жизни». С нашей точки зрения, «мальчик», т.е. лирический герой как основной предмет художественной мысли создателя, «никуда не девался». М. Горький действительно существенно «эпизировал» свой рассказ о себе, но сделал он это отнюдь не в ущерб автобиографичности. «Эпизация» повествования в «Детстве» осуществляется не за счет усеченного внимания к особенной личности рассказчика. У М. Горького она опирается на усиление психологизма и скрупулезного рассмотрения внутреннего мира человека. Чем шире и чем богаче воссоздан поток жизни вокруг Алексея Пешкова, тем полнее и глубже наши представления о динамике внутреннего роста героя. Изображение народного бытия, например, показ судеб бабушки, деда Каширина, матери Алеши или полновесные образы таких героев, как повар Смурый, начетчики церковной лавки, плотник Осип, или же воспроизведение вихря идеологических концепций и вероучений, ставших «университетами» Пешкова, возникают в тексте не автономно, а в неразрывной связи с мировосприятием автогероя и его духовной эволюцией. В одно и то же время это и отсоединенные от повествователя образы бытия, и срез внутреннего сознания рассказчика. С одной стороны, перед нами значительные, цельные зарисовки русской жизни, а с другой – не что иное, как этапы развития познающей мысли героя. Перед взором читателя движется не просто поток жизни, а поток жизни, в которую пытливо всматривается Пешков. Важно отметить, что «всматривание» героя, его «присутствие» в тексте эстетически осязаемо. Писатель не только дает «эпическую массу», но и показывает, каким образом те или иные герои, те или иные события влияют на эволюцию сознания героя, как они видоизменяют его характер. Рассмотрим, к примеру, начальные эпизоды повести «Детство». На первый взгляд здесь царит дух эпоса и личность самого автора никак не просматривается. Начиная с первых страниц рассказчик сосредоточивает свое внимание на том, чтобы высветить грани той «невыразимо странной жизни», в лоне которой «сознательно пробудился» его юный герой. Жизнь эта предстает как клубок пестрых, удивительных и алогичных по своей сути впечатлений. Окружающий мир в восприятии ребенка откровенно страшен и нелеп. Он лишен теплоты и внутренней связанности событий. «Чувственный хаос» «поддерживается» рядом непостижимых для Алёши фактов и жутким, зловещим поведением близких людей. Так, отец, прежде родной и ласковый, теперь «почему-то» лежит посреди комнаты «с нехорошо оскаленными зубами», а его озорные, «веселые глаза» прикрыты черными кружками монет. Мать, полуголая, трясущаяся, совершает жуткие, невообразимые действия. Она то судорожно ползает по полу на коленях, то рычит, то зачесывает гребенкой неподвижному трупу волосы со лба на затылок. Бабушка всем мешает и тычется, будто слепая, во все стороны. Образно-символическое противопоставление двух граней сознания (и двух сторон бытия) характерно для поэтики всего произведения. Оно – ярчайшая примета художественного строя трилогии, ибо через все три части ее проходит идея двоемирия, или мысль о «расколе» окружающего мира. С одной стороны, необычайная красота, свет, житейская разумность, воплощением которых являются Акулина Ивановна и подобные ей люди, редкие, но все же встречающиеся в судьбе Пешкова. А с другой – тьма чувственности, стихия бездумного, «слепого» бытия, тот хаос существования, через который продирается «взыскующий истины» подросток.

Соотнесенность событийного и личностно автобиографического начал вытекает из творческого замысла автора. Горькому-художнику в его «исповеди» было крайне важно оттенить и воплотить все то, что способствует зарождению интеллекта, ибо только разум, только просветленное сознание, как считает Горький, способны обуздать хаос и спасти Россию – страну, в которой «нет духовного синтеза, страну язычески чувственную». Иначе говоря, эпическое и лирическое в трилогии зримо сосуществуют, взаимопроникают друг в друга, «идут рука об руку». Воспринимающее сознание Алеши для создателя трилогии одномоментно и объект изображения, и субъективная призма повествования, поскольку взрослый рассказчик воспроизводит бытие в тех мысленных и чувственных формах, в каких они являлись юному автогерою. Наблюдая за тем, как Пешков шаг за шагом познает Русь и душу народную, мы движемся вместе с развивающейся мыслью подростка и воспринимаем реальность такой, какой она открывалась автобиографическому герою.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: