VI. Работа с загадками

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

I. Организационный момент…………………...……..….….…….. 2 мин

II. Проверка домашнего задания………………….……….….…… 7 мин

III. Актуализация опорных знаний……..………………..…....……. 3 мин

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности…………………………..……….……..………….. 2 мин

V. Изучение нового материала……………………………............. 13 мин

VI. Работа над загадками………………………….….………..……. 6 мин

VII. Итог урока………………………………………………..…..…... 1 мин

VIII. Домашнее задание………………………………….……………. 1 мин

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведут у вас я.

– Садитесь.

II. Проверка домашнего задания

– Ребята, что вам было задано домой? (выучить наизусть одно из стихотворений Майкова, Маршака, Плещеева или Белозёрова)

– Хорошо, сейчас я проверю, как вы выучили эти стихотворения.

– Кто выучил стихотворение Майкова «Ласточка примчалась…»? (один из учеников, который выучил стихотворение, выходит и читает его наизусть у доски)

– А кто выучил стихотворение Майкова «Весна»? (Читают наизусть 1-2 ученика)

– Кто хочет прочитать стихотворение Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит…»? (Читает наизусть 1 ученик)

– Ребята, а кто нам прочитает стихотворение Белозёрова «Подснежники»? (Читает наизусть 1 ученик)

– А кто подготовил стихотворение Маршака «Апрель»? (Читает наизусть 1 ученик)

III. Актуализация опорных знаний

Речевая разминка

– Ребята, а начнём мы наш урок с чистоговорки. Посмотрите на доску. Наша задача – произносить звуки чётко. Первый раз читаю я, второй – все вместе, третий – только девочки, четвёртый – только мальчики.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

– Давайте хором прочитаем первую строку все вместе, вторую строку и третью.

– Теперь читают всю чистоговорку только девочки.

– А сейчас только мальчики.

– Кто хочет сам прочитать?

– Кто быстрее?

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня мы познакомимся ещё с некоторыми стихотворениями. О чем эти стихотворения, вы узнаете отгадав загадку:

Заря-заряница,

Красная девица,

Травку расстилает,

Росу расстилает.

(Весна)

– Ребята, что это?

– Хорошо, сегодня мы познакомился со стихотворениями Ирины Токмаковой и Елены Трутневой.

– Итак, о чём у нас будут эти стихи?

– Да, сегодня мы познакомился со стихотворениями о весне.

V. Изучение нового материала

Подготовка к восприятию

– Ребята, какое сейчас время года?

– Какой сейчас месяц?

– А какие изменения в природе весной вы можете наблюдать?

2. Работа со стихотворениями Ирины Токмаковой:

Словарная работа

– Ребята, перед началом чтения стихотворений Ирины Токмаковой давайте прочтём слова и объясним их лексическое значение. Может кто-то знает значение этих слов и словосочетаний?

Бежит ручей – течёт ручей;

Помчался вскачь – очень быстро побежал (потёк);

Проталины – место, где стоял снег и открылась земля;

Постановка целевого вопроса

– Ребята, после того, как я прочитаю вам эти стихотворения, вы должны ответить мне на такой вопрос: на какое литературное произведение (сказки, загадки, песни) похожи эти стихотворения?

– Слушайте внимательно!

Первичное чтение произведения

– Ребята, откройте свой учебник на странице 68/71.

– Я прочитаю вам их, а вы следите и внимательно слушайте. Затем будете читать вы.

Проверка первичного восприятия

– Итак, ребята, я вам прочитала 2 прекрасных стихотворения о весне.

– Какие слова вам были ещё не понятны?

– Какой путь проделал ручей?

– Где утонул ручей?

– Какими шагами идёт весна?

– Какие ноги у весны?

Повторное чтение

(Дети читают стихотворения по цепочке, выборочно)

Глубокий анализ произведения

– Ребята, в стихотворении Токмаковой «Ручей» как подчёркнутые слова помогают представить весёлый ручей?

– Как в стихотворении «К нам весна шагает…» изображается быстрый приход весны?

3. Работа со стихотворениями Елены Трутневой:

Словарная работа

– Ребята, перед началом чтения стихотворений Елены Трутневой давайте прочтём слова и объясним их лексическое значение. Может кто-то знает значение этих слов и словосочетаний?

Льдинки-кружева – тонкие, узорные кристаллы;

Луг, как ситцевый – яркий (ситец – это лёгкая ткань с рисунком или однотонная яркая);

Пушистые облака – лёгкие и мягкие.

Первичное чтение произведения

– Ребята, откройте свой учебник на странице 70. Я прочитаю вам стихотворения Елены Трутневой, а вы следите и внимательно слушайте. Затем будете читать вы.

Проверка первичного восприятия

– Итак, ребята, я вам прочитала стихотворения о весне Елены Трутневой.

– Какие слова вам были ещё не понятны?

– Названия каких цветов используются для описания весны?

– Где плещутся воробьи?

– С чем сравнивается луг?

Повторное чтение

(Дети читают стихотворения по цепочке, выборочно)

Глубокий анализ произведения

– Какие загадки загаданы в стихотворениях Трутневой? Отгадайте их.

– Как вы понимаете подчёркнутые выражения?

– Найдите сравнения в стихотворениях. Нравятся ли вам такие сравнения?

Физкультминутка

А теперь все по порядку

Дружно делаем зарядку.

Стойка смирно, руки вниз,

Гнись пониже, не ленись!

Кто с зарядкой дружит смело,

Тот с утра прогонит лень,

Будет сильным и умелым

И весёлым целый день.

Обобщающая беседа

– Какое из 4 стихотворений вам понравилось больше всего?

– Почему?

– Что описывала Ирина Токмакова в стихотворении «Ручей»?

– Какие картины вы представили, читая эти стихотворения?

– С чем сравнивала Елена Трутнева луг?

– О чём эти стихотворения?

VI. Работа с загадками

– Похожи ли эти стихотворения? Чем?

– На какие литературные произведения они похожи? (На загадки)

– А знаете ли вы что такое литературные загадки?

– Литературные загадки – это небольшие авторские высказывания, где указаны признаки предмета, а название его надо угадать.

– А как придумать загадку? Откройте страницу 69, следите, а я вам прочитаю правила составления загадок.

· Для начала нужно выбрать какой-нибудь предмет для своей загадки (луна);

· затем нужно представить его в своём воображении.

· Найти признаки этого предмета, по которым его можно было бы узнать, даже не называя самого предмета (какая луна? – круглая, светлая, далёкая, плоская…).

· Подумать, с каким предметом его можно сравнить (с тарелкой, которая висит; с девицей круглолицей; с круглым хлебушком…).

· Найти у них какие-то общие признаки или действия (кругов, как тарелка; жёлтая как репка; плывёт, а не падает…) и

· спрятать за эти признаки предмет и загадать о нём загадку. (По синему небу тарелка плывёт. Жёлтая, а не репка, круглая, а не тарелка. Висит она высоко, а не падает.)

– Посмотрите, какие загадки составила я:

1. Тает снежок,

    Ожил лужок,

   День прибывает.

  Когда это бывает?

(В марте)

2. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

3. Зелёное покрывало

На пригорке лежало.

  (Трава)

VII. Итог урока

– С какими авторами мы сегодня познакомились?

– О чём были стихотворения, которые мы прочитали сегодня?

– Нравится ли вам весна? Чем?/Почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: