ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
I. Организационный момент…………………...……..….….…….. 2 мин
II. Проверка домашнего задания………………….……….….…… 7 мин
III. Актуализация опорных знаний……..………………..…....……. 3 мин
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности…………………………..……….……..………….. 2 мин
V. Изучение нового материала……………………………............. 13 мин
VI. Работа над загадками………………………….….………..……. 6 мин
VII. Итог урока………………………………………………..…..…... 1 мин
VIII. Домашнее задание………………………………….……………. 1 мин
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведут у вас я.
– Садитесь.
II. Проверка домашнего задания
– Ребята, что вам было задано домой? (выучить наизусть одно из стихотворений Майкова, Маршака, Плещеева или Белозёрова)
– Хорошо, сейчас я проверю, как вы выучили эти стихотворения.
– Кто выучил стихотворение Майкова «Ласточка примчалась…»? (один из учеников, который выучил стихотворение, выходит и читает его наизусть у доски)
– А кто выучил стихотворение Майкова «Весна»? (Читают наизусть 1-2 ученика)
– Кто хочет прочитать стихотворение Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит…»? (Читает наизусть 1 ученик)
– Ребята, а кто нам прочитает стихотворение Белозёрова «Подснежники»? (Читает наизусть 1 ученик)
– А кто подготовил стихотворение Маршака «Апрель»? (Читает наизусть 1 ученик)
III. Актуализация опорных знаний
Речевая разминка
– Ребята, а начнём мы наш урок с чистоговорки. Посмотрите на доску. Наша задача – произносить звуки чётко. Первый раз читаю я, второй – все вместе, третий – только девочки, четвёртый – только мальчики.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
– Давайте хором прочитаем первую строку все вместе, вторую строку и третью.
– Теперь читают всю чистоговорку только девочки.
– А сейчас только мальчики.
– Кто хочет сам прочитать?
– Кто быстрее?
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
– Сегодня мы познакомимся ещё с некоторыми стихотворениями. О чем эти стихотворения, вы узнаете отгадав загадку:
Заря-заряница,
Красная девица,
Травку расстилает,
Росу расстилает.
(Весна)
– Ребята, что это?
– Хорошо, сегодня мы познакомился со стихотворениями Ирины Токмаковой и Елены Трутневой.
– Итак, о чём у нас будут эти стихи?
– Да, сегодня мы познакомился со стихотворениями о весне.
V. Изучение нового материала
Подготовка к восприятию
– Ребята, какое сейчас время года?
– Какой сейчас месяц?
– А какие изменения в природе весной вы можете наблюдать?
2. Работа со стихотворениями Ирины Токмаковой:
Словарная работа
– Ребята, перед началом чтения стихотворений Ирины Токмаковой давайте прочтём слова и объясним их лексическое значение. Может кто-то знает значение этих слов и словосочетаний?
Бежит ручей – течёт ручей;
Помчался вскачь – очень быстро побежал (потёк);
Проталины – место, где стоял снег и открылась земля;
Постановка целевого вопроса
– Ребята, после того, как я прочитаю вам эти стихотворения, вы должны ответить мне на такой вопрос: на какое литературное произведение (сказки, загадки, песни) похожи эти стихотворения?
– Слушайте внимательно!
Первичное чтение произведения
– Ребята, откройте свой учебник на странице 68/71.
– Я прочитаю вам их, а вы следите и внимательно слушайте. Затем будете читать вы.
Проверка первичного восприятия
– Итак, ребята, я вам прочитала 2 прекрасных стихотворения о весне.
– Какие слова вам были ещё не понятны?
– Какой путь проделал ручей?
– Где утонул ручей?
– Какими шагами идёт весна?
– Какие ноги у весны?
Повторное чтение
(Дети читают стихотворения по цепочке, выборочно)
Глубокий анализ произведения
– Ребята, в стихотворении Токмаковой «Ручей» как подчёркнутые слова помогают представить весёлый ручей?
– Как в стихотворении «К нам весна шагает…» изображается быстрый приход весны?
3. Работа со стихотворениями Елены Трутневой:
Словарная работа
– Ребята, перед началом чтения стихотворений Елены Трутневой давайте прочтём слова и объясним их лексическое значение. Может кто-то знает значение этих слов и словосочетаний?
Льдинки-кружева – тонкие, узорные кристаллы;
Луг, как ситцевый – яркий (ситец – это лёгкая ткань с рисунком или однотонная яркая);
Пушистые облака – лёгкие и мягкие.
Первичное чтение произведения
– Ребята, откройте свой учебник на странице 70. Я прочитаю вам стихотворения Елены Трутневой, а вы следите и внимательно слушайте. Затем будете читать вы.
Проверка первичного восприятия
– Итак, ребята, я вам прочитала стихотворения о весне Елены Трутневой.
– Какие слова вам были ещё не понятны?
– Названия каких цветов используются для описания весны?
– Где плещутся воробьи?
– С чем сравнивается луг?
Повторное чтение
(Дети читают стихотворения по цепочке, выборочно)
Глубокий анализ произведения
– Какие загадки загаданы в стихотворениях Трутневой? Отгадайте их.
– Как вы понимаете подчёркнутые выражения?
– Найдите сравнения в стихотворениях. Нравятся ли вам такие сравнения?
Физкультминутка
А теперь все по порядку
Дружно делаем зарядку.
Стойка смирно, руки вниз,
Гнись пониже, не ленись!
Кто с зарядкой дружит смело,
Тот с утра прогонит лень,
Будет сильным и умелым
И весёлым целый день.
Обобщающая беседа
– Какое из 4 стихотворений вам понравилось больше всего?
– Почему?
– Что описывала Ирина Токмакова в стихотворении «Ручей»?
– Какие картины вы представили, читая эти стихотворения?
– С чем сравнивала Елена Трутнева луг?
– О чём эти стихотворения?
VI. Работа с загадками
– Похожи ли эти стихотворения? Чем?
– На какие литературные произведения они похожи? (На загадки)
– А знаете ли вы что такое литературные загадки?
– Литературные загадки – это небольшие авторские высказывания, где указаны признаки предмета, а название его надо угадать.
– А как придумать загадку? Откройте страницу 69, следите, а я вам прочитаю правила составления загадок.
· Для начала нужно выбрать какой-нибудь предмет для своей загадки (луна);
· затем нужно представить его в своём воображении.
· Найти признаки этого предмета, по которым его можно было бы узнать, даже не называя самого предмета (какая луна? – круглая, светлая, далёкая, плоская…).
· Подумать, с каким предметом его можно сравнить (с тарелкой, которая висит; с девицей круглолицей; с круглым хлебушком…).
· Найти у них какие-то общие признаки или действия (кругов, как тарелка; жёлтая как репка; плывёт, а не падает…) и
· спрятать за эти признаки предмет и загадать о нём загадку. (По синему небу тарелка плывёт. Жёлтая, а не репка, круглая, а не тарелка. Висит она высоко, а не падает.)
– Посмотрите, какие загадки составила я:
1. Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(В марте)
2. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
3. Зелёное покрывало
На пригорке лежало.
(Трава)
VII. Итог урока
– С какими авторами мы сегодня познакомились?
– О чём были стихотворения, которые мы прочитали сегодня?
– Нравится ли вам весна? Чем?/Почему?