Анализ текста. Духовный мир донского казачества

27.04

Группа 2

Литература

М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН»

 

СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ.

ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донского казачества; формировать умение анализировать текст; воспитывать нравственность учащихся.

 

  ХОД УРОКА

Реализация домашнего задания. Характеристика жанра.

- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?

(1) Широкий пространственный и временной охват повествования;

 2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения    России и Европы;

 3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.);

 4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.)

- В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской?

(1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции;

2) моноцентричность шолоховской эпопеи – если спросить, кто является главным героем «Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.)

 

Анализ текста. Духовный мир донского казачества.

- Именно судьба Григория Мелехова является основным стержнем повествования. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде этот характер формируется. Проанализируем ряд эпизодов 1-ой книги, в которых раскрываются важнейшие составляющие этого мира.

Эпизод лугового покоса (кн.1, ч.1, гл.9):

«С Троицы начался луговой покос…. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой».

- Каково настроение эпизода?

- С помощью каких художественных средств оно создаётся?

- Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?

- Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

- Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?

(Яркая одежда, улыбки добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно весёлое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение, - всё создаёт ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом герои романа Л.Толстого «Война и мир» в сцене охоты, где общее настроение позволяет почувствовать радостный визг Наташи Ростовой.

    Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат прорезанной лемехом травы» (4-8-6).

 

- Однако казаки не только труженики, но и воины. Укажите эпизоды 1-ой книги, которые наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу.

(Сборы на службу Петра и Григория Мелеховых; среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на энтот год» (1-1-12);

Пантелей Прокофьевич Мелехов, старый казак, получивший когда-то «на императорском смотру первый приз за джигитовку», свои письма сыну на службу подписывает, указывая своё воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов» (1-3-1);

ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нём воинская доблесть, выказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич узнаёт, что Григорий награждён Георгиевским крестом и произведён в младшие урядники: «Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича, ошпаренного радостью…. Шёл дальше в поисках другого грамотного» (1-3-17) 

 

- Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в 1 книге мы найдём множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Остановимся на одном из таких эпизодов:

«Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому…. Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли» (1-1-10)

- На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?

- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

- Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

- Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

- Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит своё намерение женить его?

(Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), общности с земляками («Не пакости соседу!») для казаков непоколебимы. В семье царит «культ стариков»: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы. И даже если в первый момент Григорий даёт жёсткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой. К тому же истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-ой главе автор даёт семейный портрет:

«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич…. Вот и вся мелеховская семья» (1-1-1)

- На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание?

(В этом портрете Шолохов особо подчёркивает черты родового сходства: пшеничного цвета волосы – по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по отцовской. Следует сразу отметить своеобразие шолоховского портрета: он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его судьбу (именно таков портрет Ильиничны).

    Что же касается семьи, то, несмотря на строгие, подчас жёсткие отношения, это единый организм. Каждый ощущает свою неразрывную связь с ней, так же как и с хутором, с родным куренём. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности уйти с хутора он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?.. Никуда я с хутора не пойду».

 

- Однако у нас не должно складываться впечатления, что Шолохов идеализирует жизненный уклад донского казачества. Найдите в 1-ой книге романа примеры нравственной развращённости казаков.

(Разъярённая толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова; сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню; 50-летний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти; Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьёт молодую жену на следующий день после свадьбы и т.д. Немало среди казаков и нечистых на руку, причём во время войны воровство, мародёрство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости.)

 Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака.

Итоги урока

- Что же определяет духовный мир донского казака?

(Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.)

Домашнее задание

Составить конспект.

2. Написать сочинение на одну из предложенных тем:

1) «Тема войны и революции в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;

2) «Особенности изображения пейзажа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;

3) «Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;

4) «Григорий Мелехов в поисках правды»;

5) «Человек и природа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”».

 

Срок с 27.04 до 04.05


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: