Существует 4 типа манипулятивных систем:
1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов (угрожает, заставляет, шантажирует, внушает, что для вас гораздо лучше будет ему уступить)
2. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Он преднамеренно демонстрирует свою слабость, неумение справиться с проблемой, он бьет на вашу жалость.
3. Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Он демонстрирует, что ему уже ничего не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно его оскорбленное самолюбие. Для того чтобы его не обидеть, ему уступают.
№ | Манипуляция | Тема: Общение. Структура и средства общения |
1 | Манипулятор требует от жертвы принять решение непременно «здесь и сейчас» | |
2 | Манипулятор играет на жадности, азарте, зависти и любви к дармовщине (например, остался последний экземпляр) | |
3 | Манипулятор отвлекает внимание жертвы (приход кого-либо, посторонний звонок). При этом жертве мимоходом сообщается что-то значимое для нее, но не относящееся к теме | Единственная настоящая роскошь – |
4 | Манипулятор играет на чувстве собственной важности собеседника, занимает подчиненную роль. Приподнимает жертву в своих глазах и усыпляет ее бдительность | |
5 | Манипулятор просит «войти в положение» | это роскошь человеческого общения. |
6 | Манипулятор играет на атрибутах – дорогая одежда, часы, автомобиль, звонки с нужными людьми | |
7 | Манипулятор играет на дружеских или родственных связях (Ты же не откажешь другу?) | Антуан де Сент Экзюпери |
8 | Манипулятор создает впечатление, что ради жертвы отказывается от чего-то ценного | |
9 | Указание на возможную критику действий собеседника со стороны его клиентов (общественности) – пробуждает чувство неуверенности | Общайтесь с людьми так, как будто они |
10 | Манипулятор демонстрирует самоуверенность (заставляет жертву быть просителем) |
Какие существуют наиболее распространенные способы
|
|
Механизмы межличностного восприятия
Восприятие – система мозговых структур, обеспечивающая анализ обработку информации. На основе восприятия создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт.
Восприятие межличностное – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важная особенность – не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие человека во взаимоотношениях с другими людьми.
Что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия, как эти механизмы могут стать причинами трудностей в общении?
|
|
Роль первого впечатления. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми.
Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с эти человеком.
Внешность человека несет много информации: о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, наличии вредных привычек, увлечениях. Походка, жесты позволяют заглянуть в темперамент и характер, т.е. психологический портрет.
«Эффект ореола» - проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией и воспринимаемом. Общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии. Общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки.
Источниками «ореола», появления ошибок в восприятии являются разные причины:
А) Превосходство – при встрече с человеком, превосходящем нас по какому-то важному для нас параметру (например, умный), мы оцениваем его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Например: если человек слабый и болезненный, а мечтает стать сильным и здоровым, то, встретив здорового человека, он переоценит его по всем остальным параметрам – в его глазах он будет еще и умен, и красив, и добр.
Б) Привлекательность – эта ошибка восприятия мешает составить объективное мнение о человеке, связаны с тем, нравится нам внешне наш собеседник или нет. Это выражается в том, что, если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его умным, интересны и т.д. Если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Л.Н.Толстой: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты не слышишь глупостей. Она говорит, делает гадости, а видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».
В) Факторы отношения к нам – т.е. все люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо (например: общение преподавателя и студентов по-разному).
Казуальная атрибуция – строим свое предположение о человеке по его действиям и поступкам. Часто это приводит к конфликтам, недоразумениям.
4 .Установка – это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то (личный опыт, чужой опыт, авторитеты, книги, газеты и т.д.). Установка может повлиять на то, что одно и то же явление люди трактуют прямо противоположным образом.