Аудит финансовых результатов включает в себя три этапа: подготовительный, этап проведения аудиторской проверки и заключительный этап.
В ходе подготовительного этапа определяется уровень существенности аудита финансовых результатов и рассчитывается аудиторский риск, составляется план и программа аудиторской проверки, определяется метод проведения аудита.
Так же аудитор определяет объект контроля, составляет комплекс вопросов, по которым будет осуществляться проверка, планирует состав специалистов, график, и затраты на реализацию данной деятельности. Составляется перечень планируемых аудиторских процедур с указанием срока их выполнения.
Аудиторская проверка начинается с оценки системы внутрихозяйственного контроля, которая является одной из форм экономического контроля, осуществляемая в рамках своей компетенции всеми службами и отделами, руководителями и специалистами организации. Она позволяет своевременно выявлять нарушения и отрицательные отклонения технологии производства, факты хищений и злоупотреблений.
|
|
Аудитор проверяет заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90 “Продажи” и правильность определения финансового результата от обычных видов деятельности, то есть перенос сальдо по счету 90 “Продажи” на счет 99 “Прибыли и убытки”.
В первую очередь закрываются счета, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации. Это счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы".
Схема 1.Этапы реформации баланса
Финансовый результат, полученный организацией за прошедший период, включается в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
В течение года ЗАО “Городской центр бронирования и туризма на счете 90 “Продажи” учитывает выручку от реализации по обычным видам деятельности и себестоимость оказанных услуг. На счете 91 - прочие доходы и расходы. На конец каждого месяца эти счета закрываются, для того чтобы определить финансовый результат от деятельности предприятия. Поэтому аудиторы сопоставляют обороты по дебету и кредиту указанных счетов. Если дебетовый оборот больше, то по этому виду деятельности выявляется убыток, если кредитовый - то прибыль.
Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 и 91, следует проверить, произведены ли заключительные бухгалтерские записи по итогам года:
Таблица 2 - Проверка заключительных бухгалтерских записей по итогам года
Дебет | Кредит | Содержание хозяйственной операции | Сумма (тыс. руб.) |
90-1 | 90-9 | Закрыт субсчет 90-1 по окончании года | 34500 |
90-9 | 90-2 | Закрыт субсчет 90-2 | 21000 |
90-9 | 90-3 | Закрыт субсчет 90-3 | 6210 |
91-1 | 91-9 | Закрыт субсчет 91-1 по окончании года | 5600 |
91-9 | 91-2 | Закрыт субсчет 91-2 по окончании года | 4300 |
90-9 | 99 | Отражена прибыль от основного вида деятельности | 7290 |
91-9 | 99 | Отражена прибыль от прочих операций | 1300 |
Аудитор проверяет закрытие счета 99 “Прибыли и убытки”. Сальдо счета 99, которое равно чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84 “Нераспределенная прибыль”.
|
|
На основном этапе аудиторской проверки аудитор обобщает результаты процедур, выполненных на ознакомительном этапе, и дает оценку степени влияния выявленных отклонений на следующие показатели отчета о финансовых результатах: выручка, валовая прибыль, себестоимость оказанных услуг, управленческие расходы, коммерческие расходы и прибыль (убыток) от продаж.
Аудитор приступает к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния отклонений по хозяйственным операциям, связанными с выбытием основных средств, аудитор корректирует соответствующие показатели.
В таблице 3 приведен перечень первичных документов, на основании которых аудитор проверяет правомерность отражения различных видов прочих доходов и расходов.
Таблица 3 Первичные документы, подтверждающие правомерность отражения различных видов прочих доходов и расходов
Наименование прочих доходов и расходов | Наименование первичного документа |
Расходы на содержание законсервированных производственных мощностей | Приказ руководителя организации, определяющий перечень консервируемых объектов, состав и размеры затрат, источники финансирования, причины консервации, сметы затрат на содержание законсервированных мощностей; первичные документы по оформлению расходов (ведомости начисленной заработной платы, акты приема-передачи, платежные поручения, |
Потери от стихийных бедствий, хищений, аварий, пожаров и других чрезвычайных событий | Акты, удостоверяющие такое событие и подписанные руководителем предприятия, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и пр.); -расчет бухгалтерии (смета) понесенных убытков; -платежные поручения на суммы возмещения убытков -заключение аудитора о возможности восстановления испорченного имущества; -решение суда об установлении виновного лица и присуждении ему выплаты убытков; |
Затраты по аннулированным заказам, не давшим результата | Договор купли-продажи, сдачи-приемки выполненных работ, договоры поставки продукции; платежные поручения, счета, соглашения, накладные, акты, протоколы о расторжении договора |
Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности | Договор купли-продажи; договор поставки продукции; накладные на отгруженную продукцию банковские документы, подтверждающие перечисление денежных средств поставщику; |
Создание резерва сомнительных долгов | Договор купли-продажи, сдачи-приемки выполненных работ, договор поставки продукции, платежные поручения, счета, соглашения, накладные, акты. Решение арбитражного суда о признании предприятия-дебитора банкротом; выписка из Российского государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия-дебитора; решение суда об отказе в иске к дебитору; справка органов МВД о невозможности розыска дебитора |
Аудитор изучает правильность формирования и использования различных резервов и фондов, создаваемых на предприятии. Такая проверка заключается в детальном изучении отдельных положений учредительных документов, решений с собраний учредителей или собственников, Учетной политики. В документах должны быть раскрыты источники формирования и использования, создаваемых фондов и резервов.
|
|
Аудитор изучают фактический порядок распределения прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после налогообложения, и его соответствие порядку, обозначенному в учредительных документах и Учетной политике.
На основании протоколов заседаний общего собрания учредителей и собственников, аудитор проверяет обоснованность расходования средств нераспределенной прибыли и правильность отражения этих операций по счету 84 “Нераспределенная прибыль”.
Полученные в ходе проверки аудиторские доказательства аудитор регистрирует в рабочих документах и определяет количественное влияние отклонений и нарушений на показатели бухгалтерской отчетности.
На заключительном этапе аудита финансовых результатов аудитор оценивает характер и достаточность полученных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. Аудитор окончательно оценивает и взвешивает влияние отклонений на годовую бухгалтерскую отчетность, то есть, в какой степени отдельные нарушения или совокупность ошибок искажают оценку показателей финансовой отчетности и фактического финансового положения предприятия или же нарушают законодательство РФ.
На этом этапе аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки
4.Типичные ошибки, выявляемые в ходе проверки:
- неправильное отнесение в бухгалтерском учете прочих доходов и расходов к доходам и расходам от обычных видов деятельности;
- несвоевременное и неверное отражение курсовых разниц;
- оформление бартерных операций, минуя счета продаж;
- прибыль (убыток), выявленная в отчетном периоде, но относящаяся к прошлым периодам, включена в состав прибыли отчетного периода;
- неправильный учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли;
- неправильное отнесение доходов и расходов и расходов к обычным видам деятельности и внереализационным для целей налогообложения.
|
|
Если аудиторская организация проводит проверку налогоплательщика не первый год, то желательна проверка деклараций за каждый отчетный период в течение года и по окончании календарного года - за весь налоговый период, что позволит налогоплательщику оперативно исправить все обнаруженные аудитором ошибки. После проверки декларации за каждый отчетный период и в целом за налоговый период целесообразно обсудить с главным бухгалтером все выявленные недочеты и исправить их.