Ежедневное обслуживание
Внешний осмотр световых приборов автомобиля необходимо проводить ежедневно. Он позволяет выявить внезапный отказ светового прибора или его механическое повреждение. При ежедневном техническом обслуживании следует проверять:
1.состояние рассеивателей.
Не допускается самостоятельная замена рассеивателя круглой фары. Рассеиватели круглых фар строго ориентированы относительно посадочного места под лампу, что обеспечивается только в заводских условиях, поэтому заменяют весь оптический элемент. Решение о замене оптического элемента фары принимают по результатам измерения силы света при номинальном напряжении на лампах и правильной их регулировке. Сила света должна быть не менее 85 ООО кд.
3
2. работу всех световых приборов в различных положениях выключателей и переключателей света,
3. исправность контрольных ламп.
4. особое внимание нужно обратить на цвет передних и задних фонарей во включенном состоянии,
5. правильность функционирования сигналов торможения и указателей поворота.
Сигналы торможения должны быть красного цвета равной интенсивности. Частоту проблеска указателей поворота можно проверить с помощью наручных часов с секундной стрелкой (10 световых импульсов в течение 5-10 с). Обнаруженная неисправность должна быть немедленно устранена. Эксплуатация
автомобиля с неисправным световым прибором из обязательного комплекта не допускается.
Контроль работоспособности световых приборов, непосредственно влияющих на безопасность движения, целесообразно проводить при выполнении транспортной работы на линии. Исправность фонарей во время движения автомобиля можно оценить по свету, отраженному от объектов дорожной обстановки. Так, правильность функционирования сигналов торможения можно проверить, наблюдая через зеркало заднего вида фары стоящего сзади автомобиля. Если при движении автомобиля включен ближний свет, а водителю часто сигнализируют о необходимости переключения света, то нарушена регулировка фар и неисправность нужно немедленно устранить.
Техническое обслуживание №1
При ТО-1 выполняют:
1. операции ежедневного обслуживания,
2. проверяют крепление фар, передних и задних фонарей,
3. работу всех выключателей и переключателей,
4. надежность соединений в цепях электроснабжения световых приборов.
4
Техническое обслуживание №2
При ТО-2 проводятся:
1. операции ТО-1,
2. проверяют светораспределение,
3. измеряют силу света фар и определяют необходимость их регулирования.
4. при необходимости выполняют их регулирование.
При ТО-1 и ТО-2 систему освещения и световой сигнализации проверяют с помощью приборов.
Неисправности выключателей, переключателей, реле и прерывателей тока указателей поворота системы освещения и световой сигнализации необходимо определять с помощью контрольных ламп в соответствии со схемами внутренних
соединений и коммутации. Зазоры между контактами реле, усилия перемещения рычагов переключателей регулируют в соответствии с техническими условиями на данный коммутационный аппарат.
Регулировка световых приборов
Световой поток двухфарной системы с европейской системой светораспределения регулируют на специальном посту с помощью экрана, имеющего соответствующую разметку (рис.1).
Пост должен иметь горизонтальную площадку и приспособление для размещения автомобиля в соответствующем положении относительно экрана. В качестве экрана может быть использована стена. Поверхность экрана должна быть строго перпендикулярна к рабочей площадке и находиться от нее на расстоянии L не менее 5 м. Обычно это расстояние 5 или 10 м. Фары регулируют при наличии водителя в салоне или кабине на легковых автомобилях и других транспортных средствах, масса которых не превышает 2 т. Грузовые автомобили при регулировании фар не загружают. Пост для регулировки фар может быть дополнительно оснащен прибором для измерения силы света.
5
В
Рис. 1. Разметка экрана для регулировки фар:
а - двухфарная система с европейским асимметричным светом;
б - четырехфарная система;
в - противотуманные фары; 1 - левая фара; 2 - правая фара
Горизонтальная линия НН (рис.1, а) на экране проходит на уровне фокальных точек отражателей фар (на расстоянии Н1 от горизонтальной площадки). Линия ББ расположения горизонтальных участков, освещаемой ближним светом зоны находится ниже линии НН на расстоянии hg.
Наклонные линии светотеневой границы начинаются в точках пересечения горизонтали НН с вертикалями Л и П, соответствующими центрам фар, и направлены вверх под углом 15°.
6
Вертикальная линия VV находится в продольной плоскости симметрии автомобиля.
Световой поток двухфарной системы освещения с европейским светораспределением регулируют винтами или ручками, по ближнему свету фар таким образом, чтобы границы освещенной и неосвещенной зон совпадали с горизонтальными и наклонными участками разметочной линии на экране.
Рекомендуется регулировать фары при существенном изменении нагрузки автомобиля и движении по шоссе ночью. На автомобилях ВАЗ моделей 2105, 2107, 2109, «Москвич»-2141 и ГАЗ-З102 для этих целей используют компенсатор нагрузки.
После проверки ближнего, а затем дальнего света одной фары проверяют другую фару, при этом свет нерегулируемой фары перекрывают непрозрачной заслонкой.
Экран для регулирования четырехфарной европейской системы освещения имеет дополнительную линию ДД, проведенную под горизонталью НН на расстоянии hfl (рис.1 б). Вертикали ЛБ, ПБ и ЛД и ПД расположены в вертикальных плоскостях, проходящих через центры наружных и внутренних фар. Световой пучок наружных фар с европейским асимметричным распределением ближнего света регулируют так же, как в двухфарной системе.
После этого закрывают наружные фары и последовательно одну из внутренних фар. Включая дальний свет, регулировочными винтами устанавливают оптические элементы в положение, в котором центры световых пятен внутренних фар дальнего света совпадают с точками пересечения вертикальных линий ЛД и ПД с горизонталью ДД.
Для регулировки противотуманных фар ненагруженный автомобиль устанавливают на расстоянии 5 м от экрана. Противотуманную фару 11.3743 регулируют так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонталью, проведенной на 100 мм ниже линии высоты центров фар (рис. 1, в).
Приборы для регулировки фар
При техническом обслуживании автомобилей широко используют реглоскопы - устройства со встроенной оптической системой для регулировки фар.
7
Они отличаются системой ориентации оптической оси прибора относительно базовых элементов автомобиля. В качестве таких элементов используют колеса передней или задней оси, различные симметричные точки кузова.
Система ориентации может быть:
1.механической,
2. нивелирной,
3. лучевой и зеркальной.
Высокой точностью и универсальностью обладает реглоскоп К-303 (рис. 2). Прибор передвижной и может быть использован для проверки фар на любой горизонтальной площадке. Тележку 4 прибора устанавливают перед автомобилем так, чтобы ось камеры 3 с линзой 5 совпала с осью рассеивателя проверяемой фары. Включают щелевой прожектор 1 и по линии пересечения световой плоскости с передней частью автомобиля проводят окончательную коррекцию камеры 3 относительно стойки 2 без перемещения тележки. Фиксируют положение камеры относительно стойки. Пучок света фары направляется в оптическую камеру и линзой проецируется на экран 8 в виде светового пятна. По расположению светового пятна на экране оценивают структуру светового пучка и точность регулирования фары. Сила света определяется по силе тока, регистрируемой микроамперметром 7.
Может использоваться реглоскоп ПРАФ-3 с зеркальной ориентацией- оператор наблюдает не автомобиль, а его изображение в зеркале. Зеркало может вращаться вокруг оси, перпендикулярной к оси оптической камеры, но параллельной плоскости опоры основания. Этим обеспечивается повышенная точность ориентации в вертикальной плоскости.
Контроль световозвращателя осуществляется при включенном источнике света 1 (рис.2, б). Излучение от источника света проходит через диафрагму, светоделительную пластину, объектив и попадает на световозвращатель. После отражения от световозвращателя свет преломляется в светоделительной пластине и
8
поступает в фотоприемник, индуцируя фототок, пропорциональный отражательной способности контролируемого световозвращателя.
Силу света светосигнальных фонарей измеряют стандартными люксметрами или с помощью фотоэлемента и микроамперметра. Фотоэлемент располагают на расстоянии 2.5-3,0 м от проверяемого фонаря. Цвет светосигнальных приборов контролируют визуально.
Контроль временных параметров проблесков - времени до первого зажигания, частоты следования проблесков, скважности фонарей указателей поворота обеспечивается синхронным включением измерительного блока и цепи фонаря при индикации светового сигнала от источника света указателей поворотов. Первые два параметра могут быть измерены секундомером, однако точность измерения в этом случае существенно меньше.
9
Рис. 2. Реглоскоп К-303: а - общий вид; б - схема оптической камеры; 1 - щелевой прожектор; 2 - стойка: 3 - оптическая камера; 4 - тележка; 5 - линза; 6 - фотоэлемент; 7 - микроамперметр; 8 - экран |
Домашнее задание:
1.Законспектировать перечень работ выполняемых при:
1.1 ЕО
1.2 ТО-1
1.3 ТО-2
10
2.Подготовиться к выполнению лабораторной работы №13 «Проверка и регулировка фар на автомобиле». Для ее выполнения необходимо:
2.1 Изучить и уметь пояснить, как выполняется разметка экрана для регулировки фар автомобиля.
2.2 Изучить и уметь пояснить устройство и принцип работы оборудования для регулировки фар автомобиля.