Техническое обслуживание №2

Ежедневное обслуживание

          Внешний осмотр световых приборов автомобиля необходимо проводить еже­дневно. Он позволяет выявить внезапный отказ светового прибора или его ме­ханическое повреждение. При ежедневном техническом обслуживании следует проверять:

1.состояние рассеивателей.

Не допускается самостоятельная замена рассеивателя круглой фары. Рас­сеиватели круглых фар строго ориентированы относительно посадочного ме­ста под лампу, что обеспечивается только в заводских условиях, поэтому за­меняют весь оптический элемент. Решение о замене оптического элемента фары принимают по результатам измерения силы света при номинальном на­пряжении на лампах и правильной их регулировке. Сила света должна быть не менее 85 ООО кд.

 

 

3

2. работу всех световых приборов в различ­ных положениях выключателей и переключателей света,

3. исправность конт­рольных ламп.

4. особое внимание нужно обратить на цвет передних и задних фо­нарей во включенном состоянии,

5. правильность функционирования сигналов торможения и указателей поворота.

        Сигналы торможения должны быть красно­го цвета равной интенсивности. Частоту проблеска указателей поворота можно проверить с помощью наручных часов с секундной стрелкой (10 световых им­пульсов в течение 5-10 с). Обнаруженная неисправность должна быть немед­ленно устранена. Эксплуатация

автомобиля с неисправным световым прибором из обязательного комплекта не допускается.

      Контроль работоспособности световых приборов, непосредственно влияющих на безопасность движения, целесообразно проводить при выполнении транс­портной работы на линии. Исправность фонарей во время движения автомоби­ля можно оценить по свету, отраженному от объектов дорожной обстановки. Так, правильность функционирования сигналов торможения можно проверить, наблюдая через зеркало заднего вида фары стоящего сзади автомобиля. Если при движении автомобиля включен ближний свет, а водителю часто сигнализи­руют о необходимости переключения света, то нарушена регулировка фар и не­исправность нужно немедленно устранить.

 

Техническое обслуживание №1

При ТО-1 выполняют:

1. операции ежедневного обслуживания,

2.  проверяют креп­ление фар, передних и задних фонарей,

3.  работу всех выключателей и переклю­чателей,

4.  надежность соединений в цепях электроснабжения световых прибо­ров.

4

Техническое обслуживание №2

При ТО-2 проводятся:

1. операции ТО-1,

2. проверяют светораспреде­ление,

3. измеряют силу света фар и определяют необходимость их регулирова­ния.

4. при необходимости выполняют их регулирова­ние.

 

         При ТО-1 и ТО-2 систему освещения и световой сигнализации проверяют с помощью приборов.

        Неисправности выключателей, переключателей, реле и прерывателей тока ука­зателей поворота системы освещения и световой сигнализации необходимо опре­делять с помощью контрольных ламп в соответствии со схемами внутренних

соеди­нений и коммутации. Зазоры между контактами реле, усилия перемещения рычагов переключателей регулиру­ют в соответствии с техническими условиями на данный коммутационный аппарат.

 

Регулировка световых приборов

Световой поток двухфарной системы с европейской системой светораспре­деления регулируют на специальном посту с помощью экрана, имеющего со­ответствующую разметку (рис.1).

Пост должен иметь горизонтальную площадку и приспособление для раз­мещения автомобиля в соответствую­щем положении относительно экрана. В качестве экрана может быть ис­пользована стена. Поверхность экрана должна быть строго перпендикулярна к рабочей площадке и находиться от нее на расстоянии L не менее 5 м. Обычно это расстояние 5 или 10 м. Фары регулируют при наличии води­теля в салоне или кабине на легковых автомобилях и других транспортных средствах, масса которых не превы­шает 2 т. Грузовые автомобили при регулировании фар не загружают. Пост для регулировки фар может быть дополнительно оснащен прибором для измерения силы света.

 

 

5

 

                                                                                                  В

Рис. 1. Разметка экрана для регулировки фар:

а - двухфарная система с европейским асим­метричным светом;

 б - четырехфарная система;

 в - противотуманные фары; 1 - левая фара; 2 - правая фара

 

    Горизонтальная линия НН (рис.1, а) на экране проходит на уровне фокаль­ных точек отражателей фар (на рас­стоянии Н1 от горизонтальной площадки). Линия ББ расположения горизонтальных участков, освещаемой ближним светом зоны находится ниже линии НН на расстоянии hg.

      Наклонные линии светотеневой границы начинаются в точках пересечения горизонтали НН с вертикалями Л и П, соответствующими центрам фар, и напра­влены вверх под углом 15°.

 

 

6

 

 Вертикальная линия VV находится в продольной плоскости симметрии автомобиля.

       Световой поток двухфарной системы осве­щения с европейским светораспределением регулируют винтами  или ручками, по ближнему свету фар таким образом, что­бы границы освещенной и неосвещенной зон совпадали с горизонтальными и на­клонными участками разметочной линии на экране.

Рекомендуется регулировать фары при существенном изменении нагрузки автомобиля и движении по шоссе ночью. На автомобилях ВАЗ моделей 2105, 2107, 2109, «Москвич»-2141 и ГАЗ-З102 для этих целей используют компен­сатор нагрузки.

После проверки ближнего, а затем дальнего света одной фары проверяют другую фару, при этом свет нерегулируемой фары перекрывают непрозрачной заслонкой.

    Экран для регулирования четырехфарной европейской системы освещения имеет дополнительную линию ДД, проведенную под горизонталью НН на рассто­янии hfl (рис.1 б). Вертикали ЛБ, ПБ и ЛД и ПД расположены в вертикальных плоскостях, проходящих через центры наружных и внутренних фар. Световой пу­чок наружных фар с европейским асимметричным распределением ближнего света регулируют так же, как в двухфарной системе.

     После этого закрывают на­ружные фары и последовательно одну из внутренних фар. Включая дальний свет, регулировочными винтами устанавливают оптические элементы в положе­ние, в котором центры световых пятен внутренних фар дальнего света совпада­ют с точками пересечения вертикальных линий ЛД и ПД с горизонталью ДД.

        Для регулировки противотуманных фар ненагруженный автомобиль устанав­ливают на расстоянии 5 м от экрана. Противотуманную фару 11.3743 регулиру­ют так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизон­талью, проведенной на 100 мм ниже линии высоты центров фар (рис. 1, в).

Приборы для регулировки фар

           При техническом обслуживании автомобилей широко используют реглоскопы - устройства со встроенной оптической системой для регулировки фар.              

7

 

Они от­личаются системой ориентации оптической оси прибора относительно базовых элементов автомобиля. В качестве таких элементов используют колеса перед­ней или задней оси, различные симметричные точки кузова.

Система ориента­ции может быть:

1.механической,

2. нивелирной,

3. лучевой и зеркальной.

Высокой точностью и универсальностью обладает реглоскоп К-303 (рис. 2). Прибор передвижной и может быть использован для проверки фар на любой гори­зонтальной площадке. Тележку 4 прибора устанавливают перед автомобилем так, чтобы ось камеры 3 с линзой 5 совпала с осью рассеивателя проверяемой фары. Включают щелевой прожектор 1 и по линии пересечения световой плоскости с пе­редней частью автомобиля проводят окончательную коррекцию камеры 3 относи­тельно стойки 2 без перемещения тележки. Фиксируют положение камеры относительно стойки. Пучок света фары направляется в оптическую камеру и линзой проецируется на экран 8 в виде светового пятна. По расположению светового пят­на на экране оценивают структуру светового пучка и точность регулирования фа­ры. Сила света определяется по силе тока, регистрируемой микроамперметром 7.

Может использоваться реглоскоп ПРАФ-3 с зеркальной ориентацией- оператор наблюдает не автомобиль, а его изображение в зеркале. Зеркало может вращаться вокруг оси, перпендикулярной к оси оптической камеры, но параллель­ной плоскости опоры основания. Этим обеспечивается повышенная точность ори­ентации в вертикальной плоскости.

         Контроль световозвра­щателя осуществляется при включенном источнике света 1 (рис.2, б). Излуче­ние от источника света проходит через диафрагму, светоделительную пластину, объектив и попадает на световозвраща­тель. После отражения от световозвра­щателя свет преломляется в светоделительной пластине и

 

 

8

поступает в фото­приемник, индуцируя фототок, пропорциональный отражательной способности контролируемого световозвращателя.

      Силу света светосигнальных фонарей измеряют стандартными люксметрами или с помощью фотоэлемента и микроамперметра. Фотоэлемент располагают на расстоянии 2.5-3,0 м от проверяемого фонаря. Цвет светосигнальных приборов контролируют визуально.

         Контроль временных параметров проблесков - времени до первого зажига­ния, частоты следования проблесков, скважности фонарей указателей поворо­та обеспечивается синхронным включением измерительного блока и цепи фо­наря при индикации светового сигнала от источника света указателей поворо­тов. Первые два параметра могут быть измерены секундомером, однако точность измерения в этом случае существенно меньше.

 

 

9

 

 

Рис. 2. Реглоскоп К-303:

а - общий вид; б - схема оптической камеры; 1 - щелевой прожектор; 2 - стойка: 3 - оптиче­ская камера; 4 - тележка; 5 - линза; 6 - фото­элемент; 7 - микроамперметр; 8 - экран


 

 

Домашнее задание:

1.Законспектировать перечень работ выполняемых при:

1.1 ЕО

1.2 ТО-1

1.3 ТО-2

10

2.Подготовиться к выполнению лабораторной работы №13 «Проверка и регулировка фар на автомобиле». Для ее выполнения необходимо:

2.1 Изучить и уметь пояснить, как выполняется разметка экрана для регулировки фар автомобиля.

2.2 Изучить и уметь пояснить устройство и принцип работы оборудования для регулировки фар автомобиля.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: