Гендерные исследования на Западе и в России

Социология гендерных отношений

Введение.

1. Гендер как социологическая категория

2. Гендерные исследования на Западе и в России.

3. Социология пола и гендерный анализ (обзор научных статей).

4. Гендерный анализ и социальная фелинология.

5. Феминизм. Социальная дискриминация женщин в России как предмет социологического анализа.

Заключение.

Рекомендуемая литература:

1. Андреенкова, А. В. Представительство женщин в парламентах России и Украины: опыт социологического анализа [Текст] / А.В. Андреенкова. // Социс. – 2000. – № 11.

2. Бабаева, Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. [Текст] / Л.В. Баюаева. – М., 1997.

3. Барчунова, Т. В. «Эгоистический гендер», или Воспроизводство гендерной ассиметрии в гендерных исследованиях [Текст] / Т.В. Барчунова. // ОНиС. – 2002. – № 5.

4. Введение в гендерные исследования [Текст]: Учеб. пособие. / Под ред. И. А. Жеребкина– СПб: Алетейя, 2001. – 708 с.

5. Воронина, О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе [Текст] / О.А. Воронина. // ОНиС. – 2000. – № 4.

6. Женщина. Гендер. Культура. [Текст] – М., 1999.

7. Жеребкина, И. А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века [Текст] / И.А. Жеребкина. // ОНиС. – 2002. – № 3.

8. Здравомыслова, Е. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России [Текст] / Е.А. Здравомыслова, А. А. Темкина. // ОНиС. – 1999. – № 6.

9. Здравомыслова, О. М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России [Текст] / О.М. Здравомыслова. // ОНиС. – 2000. – № 4.

10. Клецина, И. С. Развитие гендерных исследований в психологии [Текст] / И.С. Клецина. // ОНиС. – 2002. – № 3.

11. Клименкова, Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. [Текст] /Т. Клеменкова. – М.: Преображение, 1996.

12. Кэрролл, С. Дж. (США) Феминистские вызовы политической науке [Текст] / С.Дж. Кэрролл, Л. М. Зерилли. // ОНиС. – 2001. – № 6.

13. Левченко, Е. А. Торговля женщинами: нарушение прав человека или добровольное рабство? [Текст] / Е.А. Левченко. // ОНиС. – 2000. – № 4.

14. Липовецкий, Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женщины. [Текст] / Ж. Липовецкий. – М., 2003 – 512 с.

15. Московская, А. А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей [Текст] / А.А. Московская. // Социс. – 2002. – № 3.

16. Пушкарева, Н. Л. Русская женщина в семье и обществе X-XX вв.: этапы истории [Текст] / Н.Л. Пушкарева. // Этнографическое обозрение. – 1994. – № 5.

17. Пушкарева, Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница [Текст]. / Н.Л. Пушкарева. – М., 1997.

18. Рис, Н. Гендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа [Текст] / Н. Рис. // Этнографическое обозрение. – 1994. – №5.

19. Силласте, Г. Г. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа [Текст] / Г.Г. Силасте, Г.Ж. Кожамжарова, // Социс. – 1997. – № 12.

20. Социальная феминология [Текст]: Уч. пособие. – Иваново: Юнона, 1998.

21. Социология пола и гендерных отношений [Текст]. – М., 1998.

22. Суковатая, В. А. Бизнес-леди: мифы и реальность [Текст] / В.А Суковатая. // Социс. – 2002. – № 11.

23. Теория и история феминизма [Текст]. – Харьков, 1997.

24. Трофимова, Е. И. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях [Текст] / Е.И. Трофимова. // ОНиС. – 2002. – № 6.

25. Турецкая, Г. В. Деловая активность женщины и семья [Текст] / Г.В. Турецкая. // Социс. – 2001. – № 2.

26. Хоткина, З. А. Гендерные исследования в России – десять лет [Текст] / З.А. Хоткина. // ОНиС. – 2000. – № 4.

27. Цимбаева, Е.Н. «Гендер» как категория исторического анализа [Текст] / Е.Н. Цимбаева. // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. – 1999. – № 3.

28. Чирикова, А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний [Текст] / А.Е. Чирикова. // Социс. – 2003. – № 1.

 

Введение

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Еще Сократ говорил, что «три вещи можно считать счастьем, что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». С тех пор прошло почти два с половиной тысячелетия, но и сейчас в обществе женщину порой не считают полноценным существом; она является объектом дискриминации.

Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Это, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.

В постсоветской России существует глубокое противоречие между формальным курсом на демократизацию общества, на претворение в жизнь конституционного принципа «равных прав и возможностей» полов, с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни, - с другой. Важнейшим направлением современной социологии является социология пола и гендерных отношений.

 

Понятие «Гендер» интерпретируется по-разному в зависимости от той социальной теории или исследовательской парадигмы, в рамках которой изучаются отношения мужественности и женственности (полоролевой подход, отношения власти и неравенства и др.).

Гендер – пол, гендерный подход в социологии связан с анализом имеющихся различий мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни, будь то педагогика, предпринимательство, наука, культура, управление, политика, а также семья.

Сексуальные роли и неравенство:

1) Социологи исследуют различия между мужчинами и женщинами на основе анализа четырех компонентов половой идентичности:

а) биологического пола, или первичных и вторичных физических признаков, которые определяют принадлежность человека к мужскому или женскому полу;

б) гендерной идентичности, или осознания своего пола;

в) гендерных идеалов, или культурных стереотипов поведения мужчин и женщин;

г) сексуальных ролей, или разделения труда, прав и обязанностей в соответствии с полом.

2) По мнению Маккоби и Джаклина, развитие гендерной идентичности включает три процесса:

а) моделирование, или имитация поведения взрослых;

б) подкрепление, или поощрение поведения, соответствующего полу ребенка, а также осуждение неуместного поведения;

в) самосоциализация, или воспроизведение образцов поведения, вызывающих наибольшее одобрение со стороны других.

Гендерные исследования на Западе и в России

2.1. Западные ученые еще в 70-е гг. XX в. провели ряд исследований гендерного характера, внутри которых выделяются три исследовательских направления, развившихся в результате женского движения:

· Либеральный феминизм – полоролевой подход (sex – role theory);

· Радикальный феминизм – исследования женщин (women studies);

· Конструктивизм – гендерные исследования (gender studies).

Гендерные исследования начали институализироваться в 80-е гг. XX в. в связи с развитием социально-конструктивистского и постструктуралистского подходов и движением «цветных» феминисток.

Исследования женщин и гендерные исследования развиваются на Западе в русле феминистских традиций[19].

2.2. В России гендерные исследования проводятся в ином социокультурном контексте, т.е. имеют онтологические, гносеологические, когнитивные и политические отличия.

Важную роль играют политические факторы: общество пытается в условиях либерализации создать условия для полной реализации женщин. Женщины – политики, женщины – мыслители, женщины – предприниматели, женщины – писатели становятся объектом публичного дискурса, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, в частности, названные в предисловии к данной лекции.

В рамках такого дискурсивного поворота начинает формироваться и новое направление – гендерные исследования.

В России заметны следующие формирующиеся исследовательские подходы:

· фелинология – «наука о положении и функциональных ролях женщины в обществе» (находится под влиянием полоролевого подхода на Западе). В центре внимания ученых – социальное положение и социальная защита женщин; необходимость борьбы с дискриминацией, гендерной ассиметрией;

· феминистское направление (находится под влиянием радикального феминизма; изучает женский опыт, проблему глобального угнетения женщин, сексуальных домогательств и пр.);

· собственно гендерные исследования (в России более «радикальны», чем отечественная фелинология).

 

3. Социология пола и гендерный анализ (обзор научных публикаций из списка рекомендуемой литературы).

 

4.1. Рассмотрим выводы кандидата экономических наук А.А. Московской из ее статьи о гендерных предпочтениях работодателей[20].

Сформировались два устоявшихся мнения относительно гендерных предпочтений работодателей, которые, на первый взгляд, мало согласуются между собой. Первое относится скорее к обыденному сознанию: работодатели предпочитают мужчин, считая женщин работниками "второго сорта". Второе господствует в среде профес­сионалов — кадровиков и работодателей: существуют "женские" и "мужские" профес­сии, поэтому выбор работодателя — никакой не выбор, но лишь следование потреб­ности, предъявляемой рабочим местом. Насколько верно каждое из этих утверждений и есть ли между ними что-либо общее?

Данные социологических опросов, проведенных Центром исследований рынка труда (ЦИРТ), дают серьезную базу для размышлений на этот счет: 88% опро­шенных работодателей указали на предпочтение мужчин и 53% - на предпочтение женщин для занятия конкретных должностей в структуре предприятия. Самое показательное в ответах — аргументация предпочтений. Наиболее распространенными аргументами в пользу найма мужчины оказались: более высокая выносливость (42 балла), меньшая конфликтность (34 балла) и более высокая производительность труда (33 балла). В качестве объяснения выбора женщины приводились следующие характеристики: более высокая исполнительность (76 баллов), более высокая ответ­ственность (44 балла) и более высокая дисциплина (38 баллов). При этом аргумен­тация предпочтения мужчин отличалась существенно большим разнообразием[21].

Разумеется, характер труда предъявляет специфические требования к свойствам работника. Например, тяжелый труд требует физической выносливости; организа­ционное или техническое обслуживание процесса предполагает исполнительность; монотонный труд сопряжен с высокой самодисциплиной; важные участки работы, за ко­торыми невозможен непосредственный и постоянный контроль со стороны руково­дителя, предъявляют к работнику требование высокой ответственности. Однако если вдуматься, сами по себе эти требования могут не означать, что в одних случаях к работе больше пригодны мужчины, а в других — женщины.

Разве массовый физический труд женщин в строительстве или в обслуживании железных дорог не является тяжелым и не требует физической выносливости? Разве армейский порядок – не лучшая школа исполнительности, которая, однако, считается отличительной чертой женщин? Разве труд водителя-дальнобойщика не монотонен и не требует самодисциплины, между тем женщин в этой профессии вы не встретите? Наконец, разве не мужчины занимают большую часть ответственных постов на предприятиях, тогда как, по общему мнению, ответственность на работе — преиму­щественно женское качество?

Более подробный анализ данных исследования позволяет прояснить позицию работодателей. Обращают на себя внимание три обстоятельства. Во-первых, большая часть работодателей - мужчины, поэтому их оценку работников разного пола трудно назвать гендерно нейтральной. Это не означает, что они спят и видят, как посильнее дискриминировать женщину. Просто на их оценки может влиять личная заинтересо­ванность. Значимость этого фактора в более чистом виде проявилась в нашем обследовании в ответах работников - мужчин и женщин, находящихся на рынке труда в ситуации более отчетливо выраженной конкуренции. Во-вторых, нередко в среде самих работодателей наблюдаются прямо противоположные взгляды на преимущества женской или мужской рабочей силы. Так, одни и те же свойства работников для одних работодателей могут служить объяснением предпочтения мужчин, а для других - предпочтения женщин. Из этого, по крайней мере, следует, что представление работодателей о том, какие свойства работников следует считать преимущественно "мужскими", а какие - "женскими", не носит такого устойчивого характера, как это может показаться. В-третьих, общие высказывания работодателей по поводу свойств мужчин и женщин-работников могут не совпадать с реальным положением вещей на их собственных предприятиях[22].

4.2. Представляет интерес исследование кандидата философских наук В. А. Суковатой о женщинах в предпринимательстве[23].

Автор, в частности, анализирует антифеминистские мифы, выделяя следующие:

а) «Бизнес - неженское дело»

б) «Медико-биологический» миф

в) «Художественно-публицистический» миф

г) «Психологический» миф

д) Миф «эгоизм и самопожертвование»

е) «Эвристический» миф

ж) «Для женщины путь в бизнес лежит только через «постель».

В. А. Суковатая делает любопытные выводы о развитии женского предпринимательства в постсоветских странах:

1) не сформирован позитивный образ бизнес – леди как вариант идентичности; для большинства населения характерна нетерпимость к такой социальной роли;

2) модель успешности в делах перекрывается парадигмой «удачного замужества», активно пропагандируемой масс-медиа;

3) в украинской культуре нет традиций эгалитарной семьи, предоставляющей женщине право на личностную, профессиональную (финансовую, политическую) самостоятельность.

Автор статьи выделяет три группы предпринимательниц Украины: «по убеждению», «по случаю», «поневоле».

В. А. Суковатая приходит к выводу, что достижения женщин в бизнесе есть результат их настроенности на успех, а реализация себя в бизнесе – это форма «культурной трансгрессии», т.е. способ перехода гендерных границ и утверждения своего права на гендерную свободу.

4.3. Другой аспект социальной фелинологии нашел отражение в публикации кандидата политических наук А. В. Андреенковой [24] о представительстве женщины в парламентах Украины и России.

В статье выдвигается и проверяется несколько гипотез о причинах низкой репрезента­ции женщин в парламентах России и Украины. Первая - недостаток у женщин политиче­ского, экономического и культурного капиталов (ресурсов), аккумулированных в дорефор­менное время, и вследствие этого - трудности вхождения в политику в настоящее время. Эта гипотеза подтверждается анализом. Вторая гипотеза состоит в слабости и раздроблен­ности женских организаций, неадекватности их идеологических лозунгов и неспособности представлять интересы своего электората. Еще одной причиной низкого представительства женщин является то, что база для рекрутирования женщин в политику несколько меньше, чем для мужчин. В России мы не видим доказательств того, что пропорциональная система способствует повышению шансов женщин быть избранными, а скорее наоборот – женщины имеют больше шансов быть избранными в одномандатных округах, чем в общенациональ­ном округе по партийным спискам. В случае Украины мы не наблюдаем преимуществ, предоставляемых ни одной, ни другой системой. Однако поддержка партии увеличивает шансы женщин быть избранными в одномандатных округах.

5.1. Феминизм

Феминизм - (от латин. femina - женщина) - 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5). Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

Общепринятого определения понятия «феминизм» нет. В литературе содержится более 300 толкований этого термина; феминизм именуется «этикой и методологией» (А.Рич), «политикой, направленной на изменение соотношения сил» (К.Видон), «конструированием социально-экономических и политических обязательств по искоренению доминирования, основанного на разделении людей по полу» (Б.Хукс) и др.

Само же слово «феминизм» сконструировано социалистом-утопистом Шарлем Фурье в конце 80-х гг. ХVIII в., полагавшим, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

5.2. Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminate - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Нас интересует социологический подход к исследованию социальной дискриминации женщин. Каковы его особенности?

Первая особенность. Необходимость анализа степени дискриминации женщин, т. е. масштабов и форм ограничения их прав в любой сфере общественной жизни: прежде всего, производственной, но также семейно-бытовой, социальной, политической, духовной. Такой подход позволяет исследовать механизм интеграции женщин во всю систему управления государством, обществом, экономикой.

Вторая особенность. Социологический анализ, основанный на психологическом подходе, предполагает использовать в определенных стадиях исследования процесса социальную дискриминацию женщин. Для социолога необходим анализ общественной психологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социума, в особенности с позиций больших социальных общностей. Таким образом, можно в наиболее полной мере учесть влияние психологических, эмоциональных факторов на поведение женщин, на их противостояние любым проявлениям неравноправия. Здесь идет речь о социолого-психологическом подходе.

Третья особенность. Социальную дискриминацию женщин целесообразней исследовать в двуедином плане. С одной стороны, это массовидное, социальное явление, охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С другой – это социальный процесс с последовательной сменой состояния объекта. Под влиянием внешних и внутренних условий, объективных и субъективных факторов процессу присуще устойчивое взаимодействие женского социума с различными социальными институтами и общностями с целью достижения равенства прав и возможностей, устранения дискриминации по признаку пола.

Четвертая особенность. Цель ликвидации социальной дискриминации женщин заключается в достижении реального равноправия полов, их гендерной симметрии в обществе и устранения главной угрозы – угрозы безопасности личности женщины и реализации ее ролевых функций труженицы, матери, общественной деятельницы. Для решения этих задач необходимо создание национального механизма по преодолению неравноправия женщин.

Пятая особенность. Формы социальной дискриминации женщин в зависимости от сфер их деятельности могут быть различными (например, немотивированное увольнение с работы или сексуальные притязания со стороны начальника). По своим видам дискриминация может быть как насильственная, так и ненасильственная. В любом случае в основе дискриминационных действий лежит насилие над личностью женщины.

Шестая особенность. Дискриминация женщин меняет их социальный статус и социальные установки в конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так и общественной) и влечет за собой перемены в ролевых функциях женщины. Социологический анализ учитывает эти обстоятельства.

Седьмая особенность. Социологический подход к исследованию процесса социальной дискриминации женщин предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, которая находится «на перекрестке» нескольких наук: юридической, исторической, философской, психологической и собственно социологической. При этом методология изучения проблемы исходит из принципов социального и экономического детерминизма, исторической преемственности.

Восьмая особенность. Социологическое исследование социальной дискриминации женщин опирается на данные ряда частных социологических теорий: социологии личности, социологии семьи, геронто-социологии. социологии молодежи и, прежде всего, гендерной социологии.

Девятая особенность. С позиций социологического подхода объектом социальной дискриминации являются женщины как особая социогендерная общность, обладающая конкретными демографическими характеристиками, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. Вместе с тем дискриминации подвергаются и девушки, и девочки, как возрастная подгруппа женской социогендерной общности.

Десятая особенность. Социологический подход исходит из того, что субъектами социальной дискриминации женщин являются: а) мужчины (если анализ ведется на уровне семейно-бытовых отношений), обладающие конкретными демографическими характеристиками, своей социальной ролью и гендерной идентичностью; б) общество при исследовании социальных отношений; в) государство в лице его социальных институтов, регулирующих отношения полов, способствующие или, напротив, нарушающие принципы гендерного равновесия в составе властных институтов, касающихся вопросов распределения рабочей силы в различных сферах занятости.

Действия субъектов социальной дискриминации женщин проявляются либо непосредственно в индивидуальных поведенческих актах, либо опосредованно – через принимаемые исполнительными и законодательными властями постановления; либо в действиях, учитывающих сложившиеся в массовом сознании гендерные идеалы. И тогда официальная политика предлагает россиянкам в условиях перехода к рыночным отношениям и роста безработицы «вернуться в семью, к мужу и детям». По сути это попытка переложить заботу о трудоустройстве женщины на ее семью, конкретно – мужа, которому тот же гендерный идеал предписывает функции «добытчика» материальных благ. Причем в современной России ряд федеральных законов, особенно о труде, закрепил дискриминацию женщин. В роли субъекта насилия фактически может выступить любой социальный институт, в деятельности которого целенаправленно нарушается принцип равноправия полов.

Одиннадцатая особенность. С позиций социологического анализа в основе социальной дискриминации женщинлежит их социальное неравенство с мужчинами. Это неравенство американский социолог Н. Смелзер определяет как «условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги, власть, престиж».

Только социальное равенство мужчин и женщин обеспечивает им равный доступ к экономическим и трудовым ресурсам, к формированию политики на всех ее уровнях, к участию в общественной жизни, в принятии решений по экономическим, социальным, культурным и политическим вопросам.

Более подробно данная проблема отражена в публикации Г.Г. Силласте и Г. Ж. Кожамжаровой из списка рекомендованной литературы.

 

Заключение

Выше были рассмотрены основные положения социологии пола и гендерных отношений в социологическом ключе. Многое из представленного материала носит дискуссионный характер, связано с проблемами политологии и социальной истории, в частности, в России. Попытайтесь найти публикации на данную тему и прокомментируйте их на семинарах с другой тематикой, в другом ракурсе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: