Романсы и песни в творчестве А.С.Даргомыжского

Повторение

 

§1.Что такое опера? В оперном спектакле действующие лица не говорят, а поют. Родина оперы - Италия, г.Флоренция,16 век. В переводе с итальянского языка слово опера означает "труд", "дело", "сочинение".  Раньше так и писали – труд такого-то автора.

Опера - это музыкальное произведение для театра, в котором объединяются музыка, пение и сценическое действие. Главное в опере - музык а и пение. В пении раскрываются характеры героев, выражаются их мысли, чувства. Музыка передаёт настроение героев, их взаимоотношения, ведёт драматическое развитие сюжета., настроение действия, рисует звуковые картины природы. Нередко в опере бывают балетные номера или целые сцены, которые украшают спектакль.

 

Опера = музыка +пение + декорации + танец ("гость")

                                                                                                                                

                              §2. Создателями оперы являются:

* композитор - сочинитель музыки.

* дирижёр - руководитель оркестра, главный человек в опере. Он ведёт спектакль.

* режиссёр - ставит спектакль.                                                          

* либреттист - автор сценария. Либретто (от итал.- libretto – книжечка, libro - книга) - это текст для оперы,

                     план спектакля, его содержание. В основе либретто – литературное произведение (мифы,

                     сказки, поэмы, повести, романы, пьесы и т.д..).

*балетмейстер (хореограф) - сочинитель танца и постановщик танца.

* художник - рисует декорации (обстановка спектакля)

 

                                 §3 Как строится оперный спектакль.

Начинает оперу увертюра (с франц. – открывать) – музыкальное оркестровое вступление. Она имеет торжественный или лирический, скорбный или весёлый характер – в зависимости от сюжета. Музыка увертюры подготавливает слушателей к предстоящему действию, настраивает на определённый лад.

В опере много вокальных номеров: сольные и ансамблевые. Именно поэтому опера считается самым красивым и сложным жанром.

Сольные и ансамблевые вокальные номера соединяются в сцены (сцена в лесу, сцена в доме и т.д - (2-3)), а сцены объединяются в действия-акты (3-4).

 

                                                 Акт(Действие)

 

                                сцена       сцена             сцена

 

                   сольные и ансамблевые вокальные номера       

                 

Между актами есть перерывы – антракты.    

 

                                      §4. Из чего состоит опера.

Каждому герою либреттист сочиняет текст сольных выступлений, в которых герой рассказывает, точнее, – поёт о своих чувствах. Чувства бывают разные: любовь, гнев, радость и т.д..

 

Сольные номера:

Ария (с итал. - «песня», а ещё «воздух, ветер» - поэтому для неё характерна широкая распевность). Ария – музыкальный «портрет» персонажа, вокальный рассказ героя (героини). Во время звучания арии действие останавливается. На сцене ничего не происходит. Но слушатели довольны – они наслаждаются прекрасной музыкой и красивым голосом певца.

Законы театрального искусства требуют, чтобы на сцене постоянно что-то происходило. Герои между собой разговаривают, спорят, ссорятся, мирятся и для этого существует речитатив. А ещё речитатив – это как бы начало размышлений героя, которое переходит в арию.

Речитатив (с итал.- декламация) – основан на речевых интонациях, речь на распев, разговорное пение. Речитатив – двигатель действия.

 

Есть в опере и ансамблевые номера:

Ансамбль (с франц.- вместе) – музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. Дуэт(2), если поют два героя;  трио(3), если три;  квартет(4), если четыре;  квинтет(5), если пять и т.д..

Хор –обязательная часть оперы. Хор – коллективное действующее лицо оперного спектакля, это масса народа, они сочувствуют героям, спорят с ними или просто изображают народные сцены, сцены волнений, гнева или радости.

                                   Оперу исполняют певцы-актёры и оркестр.

 

Создателем русской классической оперы является М.И.Глинка (1804 – 1857). Он написал две оперы: "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила". Это два важнейших направления в опере – историческое («Иван Сусанин») и волшебно-поэтическое («Руслан и Людмила»).

*    *    *

Но вот создано либретто, композитор сочинил музыку, отнёс её в театр. Певцы стали учить свои вокальные партии. Музыканты во главе с дирижёром репетируют увертюру, оркестровые номера, музыку для танцев, сопровождение арий и ансамблей. Художники рисуют декорации. Хореограф(балетмейстер) занимается с артистами балета постановкой танцев. А режиссёр спектакля сводит всё это в единое целое: вот тогда-то и получается оперный спектакль.

                                                                                                                                          

Домашнее задание: 1) Записать название темы в тетрадь;

                                2) В.Владимиров, А.Лагутин. Учебник "Музыкальная литература" для 4 класса.

                                   –  Глинка. "Руслан и Людмила ", стр. 138-139 – читать,

                                   – стр.142 – 144 (до Рондо Фарлафа) - учить,

                                   – сноски: целотонная гамма, канон - выписать в тетрадь, знать.

                                3) Вопросы №5, 6 (в нём 2-ой вопрос), стр.157 и мой вопрос: Как вы думаете, почему

                                     квартет "Какое чудное мгновенье" в сцене похищения Людмилы Глинка написал в

                                    форме канона? (все письменно).

                                4) Видео-просмотр по ссылке.

                                5) "Опера", стр. 137-138 и материал на данной странице –повторить.

 

Ссылки для видео-просмотра: (постараюсь разместить на ленте группы, рядом с заданием)

 

1. Видео-фильм "М.Глинка "Руслан и Людмила": https://yadi.sk/i/TQvomFaAITJa2g

2. Опера "Руслан и Людмила", сцена похищения Людмилы: https://yadi.sk/i/bbGDePvwI8LyKQ

 

                                                     6 класс.                                           27.04 – 30.04.2020

Дата урока: 27.04.2020

                  28.04.2020              

                  29.04.2020 (Михалкин П., Рост С.)

 

 Класс: 6 класс (8-летнее обучение)

 

Тема урока: А.С.Даргомыжский. Романсы и песни.

 

Материал урока:

Романсы и песни в творчестве А.С.Даргомыжского

 

 «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (А. Даргомыжский)

          К жанру романса Даргомыжский, как и Глинка обращался на протяжении всего творческого пути.

Даргомыжский вместе с Глинкой является основопо­ложником русского классического романса. Камерная во­кальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.

Даргомыжский стал последователем Глинки, но его творческий путь был иным. Это зависело от временных рамок его творчества: в то время, как Глинка творил в эпоху Пушкина, Даргомыжский создавал свои произведения примерно на десять лет позже, будучи современником Лермонтова и Гоголя.

      Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Сре­ди них– все популярные вокальные жанры того време­ни — и русские песни, и баллады, фантазии, монологи-портреты разного характера, новый жанр восточного романса.

 Вместе с тем Дарго­мыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окру­жающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Чер­вяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Ти­тулярный советник» на слова П. Вейнберга).

      Круг поэтов у Даргомыжского достаточно широк, но особое место в нем занимает поэзия Пушкина и Лермонтова. Трактовка пушкинских текстов дается Даргомыжским в ином аспекте, нежели у Глинки. Определяющими в его музыке становится характеристичность, показ деталей текста (в отличие от Глинки) и создание разнохарактерных образов, даже целых галерей музыкальных портретов.

Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творче­ству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам кото­рых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жу­ковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, Жадовская,  поэты-искров­цы Курочкин(переводы из Беранже) (большинство романсов-сценок), Вейнберг, и другие. Обращался к народным текстам (для правдивости изображения -"Лихорадушка").

 Вместе с тем компози­тор неизменно проявлял особую требовательность к поэти­ческому тексту будущего романса, тщательно отбирая луч­шие стихотворения.

При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настрое­ние стихотворения, воссоздать в музыке основной поэ­тический образ, и для этого он использовал широкую песен­ную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым сло­вом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Обращение к речевой интонации является отличительной чертой музыки Даргомыжского, очень важной для показа различных переживаний героя. Его вокальная мелодика составляется из разных мотивов, передающих интонации речи, ее особенности и оттенки («Мне грустно»,«Я все еще его люблю» – тритоновые интонации ), которые часто становятся декламационными.

    Фортепианная партия в романсах Даргомыжского все­гда подчинена общей задаче — последовательному вопло­щению слова в музыке. Партия фортепиано у Даргомыжского в большинстве случаев встречается в виде «гитарного» аккомпанемента («Мне грустно», «Я все еще его люблю» и т.д.), выполняя функцию общего фона. Иногда она следует за вокальной мелодией, повторяя припев («Старый капрал», «Червяк»). Бывают и фортепианные вступления и заключения, значение их часто такое же, как в романсах Глинки. Также Даргомыжский использует приемы звуковой изобразительности, что оживляет монологи-сценки: марш солдат и выстрел в «Старом капрале», портреты в «Титулярном советнике» и др.

 

 

Вопросы и задания (работа с текстом):

 

1. Сформулируйте главный творческий принцип Даргомыжского.

2. Какие вокальные жанры композитор использовал в своём творчестве?

3. На чьи стихи писал композитор свои вокальные произведения? Назовите его любимых поэтов.

4. Каково отношение Даргомыжского к поэтическому тексту? Какой мелодический стиль

 преобладает в его вокальной музыке?

5. Какие новые жанры композитор создал в камерной вокальной музыке?

Домашнее задание: 1)Э.Смирнова. Учебник "Музыкальная литература" для 6 класса, стр.45-47 и материал на данной странице; 2) Вопросы на данной странице (письменно); 3) Учебник, стр.33-37 – повторить.

 

Интернет-прослушивание:

 

1. "Я вас любил", А.Пушкин

2. "Ночной зефир", А.Пушкин

3. "Мельник", А.Пушкин

4. "Юноша и дева", А.Пушкин

5. "Мне грустно", М.Лермонтов

6. "Шестнадцать лет",А.Дельвиг

7. "Старый капрал", В.Курочкин (по Беранже)

8. "Червяк", В.Курочкин (по Беранже)

9. "Титулярный советник", П.Вейнберг

10. "Лихорадушка", слова народные

11. "Я всё ещё его люблю", Ю.Жадовская

12. "Влюблён я, дева-красота", Н.Языков

13. "Не скажу никому", А.Кольцов

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: