III. Самостоятельный вывод. Записать в тетради

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Семья Ростовых и семья Болконских»

Цель: на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

.

Ход урока

I. Эпизод «Семья Ростовых. Именины».

С элементами анализа. Ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?

План наблюдений

1.   Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.

2. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

3. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.

4. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

6. Развлечения и обычаи у Ростовых.

1.Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (гл. 7-11 - сцены именин; гл. 12-13 - сцены болезни графа; гл. 14-17 — у Ростовых; гл. 18-21 — смерть Безухова).

Толстой, чередуя эти главы, передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совер­шается веселье и горе, радость и смерть.

Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. От­метим подчеркнутое сходство: и там и тут гости. Мир Ростовых — это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». При пересказе обратить внима­ние на описание приема гостей у Ростовых, цели их приезда, се­мейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.

2. Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, - это сорокалетняя женщина. Но та — «общест­венная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но са­моуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости — все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты.

3. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых (внешность, поведение, интересы, взаимоотношения — эпизод в цветочной или диванной - гл. 10, 11). Даже шутки у Ростовых носят чистый, трога­тельно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой дает представление об интересах и взаимоотношениях мо­лодежи. Поведение молодых Ростовых контрастно показано Тол­стым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова - Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (история с медведем — венчание с куклой).

Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых - Ма­рья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда. Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись» (гл. 15). В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо — утонченный виконт-эмигрант. Появление фигуры подобной Марье Дмитриевне невозможно в са-лоне Шерер так же, как невозможно ее разговоры." «... ты, что ста­рый греховодник,... чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?...»

За столом у Ростовых же, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос волнует в той связи, что идут на войну сыновья. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, граф-отец танцует Данилу Купора, улыбающиеся лица дворовых, которые любуются барином).

Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность по­ведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство ичуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем со­блюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Толстой словно под­черкивает: Ростовы и Шерер — люди одного класса, но разной «по­роды». Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отража­ет жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами пред­стали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебо­сольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей гра­финя, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Ни­колай, осторожный и расчетливый Борис Друбецкой и др. В отли­чие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, ра­дости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

П. Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение ге­нерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают от­правляющегося на войну князя Андрея (гл. 22-25).

- Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Бол­конского.Устно

- В чем сходство и различие Ростовых и Болконских? На кого больше похожи Болконские — на Ростовых или на Шерер? Устно

- Зачитайте портрет Болконских и через внешний облик ге­роев покажите своеобразие их характеров.

Итак, аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты. В этом проявляется мастерство толстовских портретов, его умение передать самое существенное, постоянное в человеке и мимолетные изменения его облика при изменении настроения.

III. Самостоятельный вывод. Записать в тетради

  1. Как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских?
  2. Каковы нравственные ценности этих семей.
  3. Звапонить таблицу.
  Ростовы Болконские Курагины
1. Старшее поколение      
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми.      
3. Дети, отношения между ними.      
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах.      
5. Отношение к народу.      
6. Патриотизм. Отношение к войне.      
7. Недостатки      
8. Отношение автора к героиням      
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность.      

 

 На проверку письменные ответы на вопросыприслать и заполненную таблицу. Срок - неделя

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: