Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Семья Ростовых и семья Болконских»
Цель: на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.
.
Ход урока
I. Эпизод «Семья Ростовых. Именины».
С элементами анализа. Ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?
План наблюдений
1. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.
2. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.
3. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.
4. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.
5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
6. Развлечения и обычаи у Ростовых.
1.Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (гл. 7-11 - сцены именин; гл. 12-13 - сцены болезни графа; гл. 14-17 — у Ростовых; гл. 18-21 — смерть Безухова).
|
|
Толстой, чередуя эти главы, передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, радость и смерть.
Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Отметим подчеркнутое сходство: и там и тут гости. Мир Ростовых — это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». При пересказе обратить внимание на описание приема гостей у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.
2. Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, - это сорокалетняя женщина. Но та — «общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости — все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты.
3. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых (внешность, поведение, интересы, взаимоотношения — эпизод в цветочной или диванной - гл. 10, 11). Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой дает представление об интересах и взаимоотношениях молодежи. Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова - Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (история с медведем — венчание с куклой).
|
|
Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых - Марья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда. Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись» (гл. 15). В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо — утонченный виконт-эмигрант. Появление фигуры подобной Марье Дмитриевне невозможно в са-лоне Шерер так же, как невозможно ее разговоры." «... ты, что старый греховодник,... чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?...»
За столом у Ростовых же, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос волнует в той связи, что идут на войну сыновья. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, граф-отец танцует Данилу Купора, улыбающиеся лица дворовых, которые любуются барином).
Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство ичуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер — люди одного класса, но разной «породы». Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай, осторожный и расчетливый Борис Друбецкой и др. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
П. Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея (гл. 22-25).
- Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Болконского.Устно
- В чем сходство и различие Ростовых и Болконских? На кого больше похожи Болконские — на Ростовых или на Шерер? Устно
- Зачитайте портрет Болконских и через внешний облик героев покажите своеобразие их характеров.
Итак, аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты. В этом проявляется мастерство толстовских портретов, его умение передать самое существенное, постоянное в человеке и мимолетные изменения его облика при изменении настроения.
III. Самостоятельный вывод. Записать в тетради
- Как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских?
- Каковы нравственные ценности этих семей.
- Звапонить таблицу.
Ростовы | Болконские | Курагины | |
1. Старшее поколение | |||
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми. | |||
3. Дети, отношения между ними. | |||
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах. | |||
5. Отношение к народу. | |||
6. Патриотизм. Отношение к войне. | |||
7. Недостатки | |||
8. Отношение автора к героиням | |||
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность. |
|
|
На проверку письменные ответы на вопросыприслать и заполненную таблицу. Срок - неделя