Наблюдаем из окна за изменениями в природе

 

Можно понаблюдать за весенней капелью, рассказать, что зимой было холодно, шел снег, теперь стало тепло — идет дождь, снег постепенно тает.

ОБЛАКА, НЕБО:

Небо ярко-голубое, красивое. А зимой было серым и унылым. На небе можно увидеть облака. Они называются кучевые, т. к. держатся кучкой. Или же перистые, похожи на обронившее перо птицы. Когда дует ветер, облака бегут быстрее.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

ВЕТЕР (обратить внимание на силу ветра, рассмотрите, как качаются ветки деревьев)

СОЛНЦЕ – светит, но не греет. А через окно припекает.

Наблюдения за живой природой:

Птицы. Посмотрели, как воробьи весело щебечут, прыгают. А зимой сидели, нахохлившись. Поговорили о птицах. Перелетные птицы уже возвращаются домой. А почему? Потому что появился корм для них - насекомые и другой.

ДЕРЕВЬЯ и КУСТАРНИКИ (Понаблюдать за набуханием почек можно дома, если поставить в вазу с водой веточки вербы, березы: глядя в окно вспомнить с детками части дерева - ствол, ветки, корни…)

Весне радуется все живое. Природа стремительно изменяется.

Загадка: Как быстро природа изменяется весной!

          На ветках — плотные комочки.

          В них дремлют клейкие листочки (Почки)

Следует прочитать детям стихи, потешки, спеть народные песенки.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

Свои наблюдения из окна заносите в календарь (рис 1), который отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в те дни, когда происходят наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть ознакомления детей с явлениями природы. Заполнение календаря производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после наблюдения, во время которого дети наблюдали за природой, они под руководством взрослого закрашивают клетку дня недели и в соответствующих окошечках значками изображают погоду. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней месяца, заполненные значками окошечки «погоды» - соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь (рис 2).

Устройте с детьми «огород на окне»: в один ящик посадите лук-репку и дольки чеснока на зелень, в другой — корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. По мере прорастания растений, делайте зарисовки. Все, что прорастет, можно использовать как витаминную добавку к обеду. В специальном ящике можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка. «Огород на окне» может существенно обогатить педагогический процесс, позволит познакомить детей с особенностями выращивания некоторых овощных культур, получить витаминную зелень, в которой весной так нуждается человеческий организм.

Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения, за прорастанием растений с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в дневнике наблюдений (рис 3), вы достигните очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

 

Можно сделать «мини-сад» на окне.  Мини-сад может воплощать сказочную сценку или волшебный сказочный мир. Сад, разбитый в горшочке, аквариуме, корзинке и т.п, может стать кочующим декоративным элементом. Летом он чудесно впишется в ландшафт загородного участка, а с первыми холодами вновь вернется в дом.

 

 

 

Свои наблюдения за ростом травки, цветов в «мини-саду», ребенок может фиксировать в зарисовках или фото.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОГОДЫ (рис 2).

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: