Литература по искусствоведению, психологии, философии и истории фотографического изображения

Задачей курса Изобразительная журналистика

Является подготовка авторского портфолио. В ходе обучения студенты должны выполнить различные домашние задания, работать над сериями фотографий. К концу обучения в сотрудничестве с преподавателями курса студенты отбирают фотографии для авторской книги, делают предварительный макет, обложку, шрифт, определяют формат, верстают макеты страниц в pdf.

Удачные работы отбираются на итоговую выставку.

 

Литература  по  искусствоведению,  психологии,   философии  и истории фотографического  изображения.

 

Алпатов М. Композиция в живописи. М.-Л., 1940.

Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990.

Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Арнхейм Р. О природе фотографии //Психология художественного творчества/   Минск. 1999.

Басин Е.Я. О природе изображения. // «Вопросы философии».

Байлер Бертольд. Сила мгновения. Лейпциг, «Фотокина». 1969.

Вартанов А.С. От фото до видео. – М., Искусство, 1996.

Проблема цвета в психологии. – М., 1993.

Вартанов А. Фотография: документ и образ. – М., 1983.

 

Вязовой М. Воронежский журнал «Светопись» // Российская журналистика конца ХХ-столетия. Тезисы, апрель, Воронеж. 1997, с.27-32.

Вязовой М. Фотографы Черноземья // Акценты: Новое в журналистике и литературе. Воронеж. 1997. Выпуск 2. с. 62-64.

Вязовой М. Визуализация культуры: плюсы и минусы // Журналистика в 1998 году. Тезисы, Москва. 1999. ч. 4. с.30-31.

Вязовой М. Классификация фотографии // Коммуникации в современном мире. Материалы конференции. Воронеж, май, 2002 год, с.14-16.

Вязовой М. Портрет на листовке // Журналистика – Реклама - Связи с общественностью. Материалы конференции. Воронеж, май, 2000, с. 14-16.

Вязовой М. Лев Толстой и фотография // «Подъём»,№1, 2011, с.188-191.

Вязовой М. Первые фотографы Воронежа // «Подъём», №3, Воронеж, 2011, с.188-194.

Вязовой М. Они снимали войну // «Подъём» №5, Воронеж, 2011, с.208-218.

Вязовой М. Крамской и светопись // «Воронежская неделя». Воронеж, 2012 год №№ 9,10,11. С. 11.

Воронеж и воронежцы. Фотоальбом М. Вязового. Воронеж, «Экос». 2010, 340с.

Вязовой М. Свет и тени светописи // «Подъём», №11,2013. с.223-240.

Вязовой М. Крамской и фотография // «Подъём», №4, 2012, с. 192-208.

Вязовой М. Светопись Борисоглебска // «Подъём», №12. 2014, с.208-214.

Вязовой М. Субъективные заметки по поводу Диагноза…», «Акценты». 2016, № 3-4. с.75.

 

Михалкович А.,Стигнеев В. Поэтика фотографии. – М., 1989.

Образцов С. В. Эстафета искусств. – М., 1987.

Пондопуло Г.К. Фотография и современность. - М., 1982.

Базен А..    Что такое кино. М., 1972.

Басин Е.     Семантическая философия искусства. М., 1979.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Л., 1930.

Выготский Л. Психология искусства. М., 1987.

Гончарова Н. Теория изображения. М., 1997.

Гика М.       Эстетика пропорций в природе и архитектуре. М.,1936.

Грегори Р.   Разумный глаз. М., 1972.

Даниэль С.  Искусство видеть. М., 1990.

Демидов В.  Как мы видим то, что видим. М., 1979.

Дидро Д.      Опыт в живописи //Мысли об искусстве/. Л- М., 1936, т.1.

Кракауэр З.  Теория фильма. М., 1964.

Кузин П.       Психология. М., 1965.

Кракауэр З.  Теория фильма. М., 1964.

Кузин П.       Психология. М., 1965.

Выготский Л. Психология искусства. М., 1987.

Гончарова Н. Теория изображения. М., 1997.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Л., 1930.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Арнхейм Р. О природе фотографии //Психология художественного творчества/ 

Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990.

Базен А..    Что такое кино. М., 1972.

Басин Е.     Семантическая философия искусства. М., 1979.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1996.

Кантен Бажак. История фотографии. Возникновение изображения.

 Книга Кантена Бажака приглашает читателя совершить увлекательное путешествие по первым пятидесяти годам существования фотографии, понять, что она тогда обещала, каковы были преграды и ограничения, мешавшие исполнению этих обещаний, а также проследить за тем, как формировалось представление о том, что фотография может быть искусством. Около 150 иллюстраций (дагеротипы, гелиографические пластинки, калотипы, отпечатки на коллодии, амбротипы и цианотипы, отпечатки на альбуминовой и солевой бумаге, гравюры, карикатуры), а также архивные документы иллюстрируют историю развития технологии, которая далеко не исчерпала себя и до сего дня.

Елена Бархатова. Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839-1914 годы.

400 с., 2009 год. ISBN 978-5-87417-257-2

 

Книга "Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839-1914" посвящена истории становления фотографии в России с момента ее возникновения в 1839 году и до 1914 года, когда Первая мировая война кардинально изменила всю жизнь страны. В издании рассказывается об эволюции фотографического языка, обусловленной быстрой сменой ранних, несовершенных еще технологий, начиная с дагеротипов 1840-х годов - снимков, сделанных на металлических пластинках, и до первых цветных изображений 1910-х годов на стекле и бумаге. Развитие видов и жанров фотографии, совершенствование портретной, пейзажной, этнографической, репортажной съемки показано на широком историко-культурном фоне и на лучших образцах, которые создавали корифеи отечественной светописи, - С.Л.Левицкий, Г.И.Деньер, А.О.Карелин, В.А.Каррик, М.П.Дмитриев, С.А.Лобовиков и другие мастера, настойчиво и последовательно стремившиеся к тому, чтобы фотография заняла достойное место в ряду изобразительных искусств. В книге репродуцируются редкие и наиболее значительные снимки, хранящиеся в библиотеках, музеях, архивах, в государственных и частных коллекциях. В тексте подробно освещаются важнейшие события в жизни фотографического мира России на протяжении каждого десятилетия с середины XIX до начала XX века, приводятся ранее не известные материалы из периодической печати, ярко передающие аромат своего времени, а также сообщаются новые сведения из интересных архивных источников. Впервые публикуются ретроспективная библиография русской фотографической литературы и хроника отечественной фотографии, что является дополнительным плодотворным ресурсом для ее более всесторонней и полной характеристики. Биографические справки о фотографах, чьи работы воспроизведены в издании, дополняют обширный научно-справочный аппарат.

 

Фотографы Москвы (1839-1930). Биографический словарь-справочник Т. Н. Шипова. М.: Совпадение. 2006.- 368с.

Сагалаева Ю. Возвращение в Кучугуры. М., 2001.

 

В. А. Никитин. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л.,1991, 221 с.

 

Новая история фотографии.  Под редакцией Мишеля Фризо.

 

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994 год.

Басин Е.Я. О природе изображения. // «Вопросы философии».

Андре Руйе. Фотография между документом и современным искусством (главная книга ХХ1 века по истории и теории фотографии).

СПб.: «КЛАУТБЕРРИ», 2014, - 712 с.,

Сьюзен Сонтаг. О фотографии. Москва, 2015. - 272 с.

Адорно Т.В. Эстетическая теория. М. Республика, 2001.

Арендт Х. Ситуация человека. Гл. 5, раздел 24-26// вопросы философии. 1988.№11.

Бадью А. Делез. «Шум бытия». М.: Прагматика культуры. Логос-Альтера, 2004.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986.     

Беньямин В. Маски времени: эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004.

Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Медиум, 1966.

Бергсон А. Длительность и одновременность. М.: Добросвет, 2003.

Буррио Н. Эстетика взаимодействия // Художественный журнал № 28\29 (гл. «Искусство 90-х»).

Карлейль Т. Этика жизни: исторические и критические опыты. Минск. Белорусская энциклопедия, 2006.

Картье-Брессон А. Решающий момент // Сеанс. 2007. №32.

Кассен Б. Эффект софистики. М.; СПб.: Московский философский фонд, Уверситетская книга, Культурная инициатива, 2000.

Кастельс  М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.,2000.

Делакруа Э. Дневник. М.: Искусство, 1950.

Делез Ж. Кино: Кино 1. Образ-движение; Кино 2. Образ-время. М., 2004.

Делез Ж. Логика смысла. М.: Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи в 2 т. М.: Художественная литература, 1984.

Липовецки Ж.  Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб.:. 2001.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодернизма. СПб.: 1998.

Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб.: Европейский университет, 2007.

Шустерман Р. Прагматическая эстетика: Живая красота, переосмысление искусства. М.: Канон=Реабилитация, 2012.

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры //Зиммель Г. Избранное. Т.1: Философия культуры. М.: Юрист, 1996.

Фотография. Всемирная история. / Под редакцией Д.Хекинга, предисловие Д. Кэмпани. – М.: «Магма», 2014. -576с.

 

Колосов А. К вопросу о социально –исторической эволюции фотожурналистики // Коммуникации … №9, 25.07.2007.

Колосов А. Новый взгляд на жанры фотожурналистики. 38, 05.06.2007 // Культура…

 Нери Г. Фотожурналистика сегодня (photographer.ru).

Ли Фрост. Современная фотография  pdf.

Голдовская М. Операторское мастерство. М., МГУ, 1979.

Муратов С.А. Пристрастная камера. Границы портрета.

 

 

Конверге́нтная журнали́стика (англ. Convergence journalism) — это результат слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом «новые» формы подачи медиапродукта: онлайн газета, радио в интернете, веб-телевидение[1].

 

Само слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке».

Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Маккуэйла: «Это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами». В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние[2]. А. Г. Качкаева предлагает следующую классификацию конвергенции:

 

Конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга

Конвергенция как тактика

Конвергенция как «переупаковка»

Конвергенция в сфере сбора и производства информации

Конвергенция как новый вид подачи информации

 

Таким образом, конвергенция может пониматься как передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет)[3]

 

Фотография не только память, она порой показывает то, что от обычного взора ускользает. Это её свойство гениально показал М. Антониони в фильме, который стал гимном фотографии. Он так и называется «Блоу – ап», то есть – фотоувеличение. Её герой фотограф, который однажды, увеличивая снимок, сделанный в парке, обнаружил след преступления и, тем самым, спас невиновному человеку жизнь.

ФОТОГРАФІЯ У СИСТЕМІ НОВИХ МЕДІЙ                                                     

333

журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова на события в СМИ

«МедиаТренды». –

Москва, 2011. – No 1 (18).

6.

Канюка Р., Гришин К., Клецова Ю.  Як кияни святкували день міста

[Електронний ресурс]: газета «День» / Р. Канюка, К. Гришин, Ю. Клецова. –

Львів. – Режим доступу до джерела:

http://www.day.kiev.ua/298210/

7.

Лукина М., Фомичева И. СМИ в пространстве интернета / М. Лукина,

И. Фомичева // Факультет журналистики МГУ им. М. В.

 Ломоносова. – Москва,

2005. – С. 87.

8.

Шаповал Ю. Фотожурналістика: навч. посібник / Ю. Шаповал. – Рівне,

2

007.

С. 76.

9.

Kobre K. Fotografia prasowa. Z obiektywem za kulisami niezwykłych

wydarzeń.

/ K. Kobre // Polish language edition published by Helion S.A. –2011. – P.

512.

10.

Slownik terminologii medialnej / [red. Walery Pisarek] –

 Krakow, 2006. –

251

с.

PHOTO IN THE NEW MEDIA

Yaroslav Tabinskyy

Ivan Franko National University of Lviv,

Generala Chuprynky str. 49, 79044, Lviv, Ukraine,

E-mail:

yarkoslav@gmail.com

Figurative peculiarities of the photo in new media have been considered. The

main features of photo have been described, analyzed the aesthetic aspect and modern

perspectives photo. 

Key words

:

Internet.

ФОТОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА

Ярослав Табинский

Львовский национальный университет имени Ивана Франко,

ул. Генерала Чупрынки, 49, 79044, Львов, Украина,

E-mail:

yarkoslav@gmail.com

Рассмотрены понятия фотографии в новых медиа. Описаны основные

черты, проанализированы эстетический аспект и современные перспективы

фотографии.

Ключевые слова:

 фото,

фотожурналистика, изображения, фоторепортер, новые медиа, медиа Интернет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: