Памятники средневековых кочевников в оренбургской области

ТЕМА 7. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОЧЕВНИКИ ЕВРАЗИИ

Гуннская культура по археологическим данным.

Гунны — союз племён, образовавшийся во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во II в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов, вторгшийся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна.

Археологические памятники гуннов поначалу приписывали самым разным народам. В 20-х годах XX века в Западной Европе гуннскими считали древности авар, появившихся здесь только в середине VI века, а гуннские памятники, в свою очередь, приписывали германцам-готам, аланам или венграм. Яркие находки гуннского времени в Южной России, открытые еще в XIX – начале XX века, выдающийся российский антиковед М. И. Ростовцев считал аланскими. Вся эта путаница неудивительна, ибо гуннская материальная культура и искусство пропитаны традициями многих народов, покоренных гуннами и вошедших в состав их державы.

 Археологических находок гуннского времени в распоряжении ученых имеется очень много (учитывая, что их оставляли в том числе и оседлые народы), но они слишком разнообразны по формам, по способам декора, трудно датируются. Многие типы вещей бытовали еще долгое время после исчезновения гуннов – например, некоторые разновидности мечей709 и наконечников стрел710, костяные накладки на лук, – и по ним невозможно определить дату погребения.
Престижные изделия римского импорта (например, посуда из драгоценных металлов), иногда находимые в богатых могилах или сокровищницах, передавались из поколения в поколение как фамильная ценность. Их попадание в землю могло сильно «запаздывать», хотя саму дату изготовления таких вещей бывает возможно довольно точно установить по клейму изготовителя или владельца. В немногих кладах гуннского времени встречаются римские монеты, причем в довольно больших количествах. Но год их чеканки позволяет судить лишь о «нижней» дате, раньше которой клад не мог попасть в землю.
Одни из самых важных предметов, по которым датируют погребения и другие комплексы, – это металлическая фурнитура: части мужских и женских поясов, портупей, кожаных сумочек, обуви, детали конской сбруи. Предметы эти часто попадали в могилы и были очень разнообразны по форме. Археологам не всегда удается понять точное функциональное назначение схожих по форме вещиц и установить, относятся они к человеческому костюму или к конской упряжи. Законодателями мод на такую фурнитуру в пределах Восточной Европы, как правило, выступали ремесленные центры восточноримских провинций, изделия которых широко расходились и среди римлян, и среди варваров-кочевников. Новые формы быстро завоевывали популярность у разных народов на огромной территории, вплоть до Центральной Азии.



Гуннские погребения

Гунны не образовывали больших стойбищ, по крайней мере, таковые практически не известны ученым716. Пока открыты следы лишь нескольких юрт, возможно, оставленных гуннами, – в Лесостепном Подонье717. Основной источник знаний археологов об этом народе – погребения.

Погребения кочевников, связываемые с восточноевропейскими гуннами, в основном расположены в степном поясе Европы: от современных Венгрии и Австрии на западе до российского Среднего Поволжья на востоке. Они крайне немногочисленны: на многие десятки курганов и сотни погребений может встретиться лишь одно гуннского времени, и то не всегда.

Погребения гуннов разбросаны на гигантском пространстве. Это прежде всего европейский степной пояс – от Среднего Подунавья до Урала. А «шлейф» самых поздних гуннских погребений тянется и в Центральную Азию – в Северный Казахстан и дальше на восток. Несмотря на такой огромный территориальный и временной (порядка двух столетий) охват, во многом они едины: по большинству черт погребального обряда и находимому в могилах инвентарю.

Яркие погребения, так же как и различные «клады» с предметами «интернациональной» воинской моды и вещами, сделанными в традициях полихромного стиля эпохи, находят и в Западной Европе: от Франции и Шотландии до Португалии и Италии – и даже в Северной Африке. Но эти находки в подавляющем большинстве связаны не с гуннами, а с другими варварами, прежде всего с рядом германских племен и с аланами. Во многих случаях определить этнос погребенного затруднительно – тогдашней вещевой моде были «покорны» многие народы.

Главным образом гунны хоронили усопших в грунтовой яме, без насыпки кургана. Скитаясь по миру, они никогда не могли быть уверены, что их курганы не окажутся на чужой территории и не будут разграблены, и поэтому очень часто выкапывали могилы в неприметных местах.
Лишь утратив свою великую державу и откочевав во второй половине V века в степи Заволжья, гунны немного расслабились и перестали беспокоиться о сохранности своих могил. Именно в этом регионе, кажется, больше всего гуннских курганов, хотя и грунтовые могилы, очевидно, имели место.
Но и курганные и бескурганные гуннские могилы, как мужские так и женские, – примерно одинаковы. Обычно это простая прямоугольная яма с прямыми стенками, иногда с подбоем – нишей, куда укладывали покойника. Гунны погребали своих умерших, как правило, на спине, в вытянутом положении, головой на север. В могилах довольно часто находят следы напутственной пищи – кости и черепа лошади, овцы или других животных, а также остатки шкур. Находят и простые лепные горшки, видимо с питьем. Сосуды обычно ставили у головы погребенного. В ногах или рядом с телом могли сложить детали конской упряжи.

При раскопках гуннских памятников обнаружено множество своеобразных украшений, выполненных в красно-желтой цветовой гамме. Поверхность золотых изделий разделялась на ячейки, в которых находились камни — альмандины или сердолики, или же вставки из стекла красноватых оттенков. Важным элементом в таких вещах была зернь — орнамент из припаянных к поверхности изделия мельчайших золотых шариков. Это художественное направление получило название «гуннского полихромного стиля». Так оформлялись рукояти мечей и кинжалов, ножны, пряжки, фибулы, колты, диадемы, серьги, детали упряжи. Благодаря гуннам выполненные в этом стиле изделия широко распространились в варварском мире, стали элементом моды. Их находят, в частности, в крымских могильниках алан и готов. Вероятно, для изготовления таких вещей гунны использовали золото, поступавшее к ним из Рима и Византии. Известно, что те откупались от гуннов, выплачивая их вождям огромные суммы в золотых монетах — солидах.

Литература:
1.Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. - Симферополь: ДАР, 1999

2. Гунны О. Ивик.

 




Памятники средневековых кочевников в оренбургской области.

Особое значение в рамках деятельности Южно-Уральской экспедиции имели раскопки М.Г. Мошковой  и К.Ф. Смирновым  Ново-Кумак-ского могильника. Максимально полное исследование этого уникального некрополя, содержащего материалы эпох бронзы, РЖВ и средневековья, позволило выявить особенности археологии кочевников XII-XIV вв. в восточном Оренбуржье. В конце 1970-х гг. исследование Ново-Кумакского могильника было продолжено В.А. Кригером и С.Н. Засе-дателевой, средневековые материалы были введены в научный оборот В.А. Кригером.
 Анализ погребального инвентаря позволил исследователю установить три периода существования могильника: пред-монгольский (XII - начало XIII), золотоор-дынский языческий (XIII - первая половина XIV вв.), к которому относится большинство погребений могильника, и золотоордынский мусульманский (до начала XV в.)

Курганы могильника расположены группами на возвышенности восточной окраины г. Орска (поселка ОЗТП), западнее поселка Новый Кумак на протяжении 7-8 км и разделен исследователями на три группы.
В 1979 -1994 гг. Орская археологическая экспедиция раскопала 12 курганов, в которых обнаружены погребения бронзового (Заседателева С.Н., Ткачев В.В., 2000), раннего железного веков (Заседателева С.Н.,2006), эпохи средневековья (Иванов В.А., Кригер В.А., 1988).

Курган № 2 (1979) диаметром 14м, высотой 0,67м располагался северо-западнее кургана №1. Южнее центра зияла грабительская воронка диаметром 4м(*), глубиной 0,38м на уровне поверхности. Постепенно размеры ее сужались до 2,96 на уровне материка. В насыпи на глубине 0,15- 0,25м обнаружены камни размером 10-50см, которые располагались по кругу и залегали до глубины 0,8(*)м. В западном секторе камни лежали более плотно. Восточная часть кольца была разрушена и прослеживалась лишь по отдельным камням. Наибольшее скопление камней располагалось в южной части кургана. В западном секторе в 3,5м юго-западнее центра среди камней и гальки найдены фрагменты костей человека. Кости человека были обнаружены и в 4м северо-северо-западнее центра: тазовая кость, кости рук, крестец. Под камнями в западном секторе и южной половине восточного сектора прослеживался слой золы и сажи. Заполнение грабительской воронки так же было насыщено сажей и древесными угольками.

В кургане исследовано 3 погребения.

Погребение 1 (основное) располагалось в 1,5м юго-западнее центра  в овальной яме, вытянутой по линии северо-восток – юго-запад. Длина 3,1м, ширина 2,5м. На глубине 0,3м (от уровня погребенной почвы) в юго-западном конце ямы обнаружены кости человека: бедренные кости и череп мужчины 45-55 лет. Вдоль длинных сторон на глубине 0,68м шли ступеньки шириной 0,5 -0,6м. Засыпь могильной ямы была насыщена сажей, древесным углем. Очень часто в засыпи встречались фрагменты обгорелых брёвен и кусочки прокалённой почвы. Очевидно, яму засыпали остатками большого погребального костра, разведённого в стороне. На глубине 0,8м у юго-западной стенки обнаружена тазовая кость человека. Здесь же – череп лошади.

Инвентарь:
Железный меч  с антенным навершием и бабочковидным перекрестием обнаружен у северо-западной стенки в северо-восточном конце ямы  на глубине 1,2м. Длина меча 54см. Массивная рукоять имела длину 13см, ширину 3,5см, толщину 5см. Клинок длиной 39см, шириной 4см равномерно сужается к острию и сделан из нескольких железных пластин.
Погребение датируется V в.до н.э.

Погребение 2 было обнаружено в центре могильной ямы № 1, стенки которой постепенно сужались ко дну. На глубине 1,8м она приобрела прямоугольную форму длиной 2,25м, шириной 0,9м. На дне ямы на камышовой подстилке лежал скелет погребённого вытянуто на спине, головой на северо-восток. Череп - на затылке, кисть правой руки - на головке бедренной кости, левая рука слегка отставлен и вытянута.Справа у тазовой кости человека кости жертвенного животного: рёбра, позвонки овцы.

Инвентарь:
Лепной плоскодонный сосуд  стоял у локтя правой руки. Короткое воронкообразное горло с отогнутым наружу венчиком переходит в сильно раздутое в верхней части грушевидное тулово. Горловину и тулово разделяет небольшая ложбинка. Высота сосуда 22см, диаметр дна -10см. Поверхность сосуда серого цвета с чёрными пятнами сажи. Диаметр венчика 15,2см, диаметр горловины 13,7см, наибольший диаметр тулова 22см. на внутренних стенках сосуда сохранились остатки пригоревшей пищи. Тесто в изломе чёрное.
Бронзовые втульчатые наконечники стрел и остатки кожаного колчана  обнаружены у правой руки. Бронзовые наконечники были найдены и у стенки против локтя левой руки. Всего 23 наконечника. Трёхгранные наконечники  с выступающей втулкой (11шт). Трёхлопастные наконечники с выступающей втулкой 10 шт. Железный пластинчатый колчанный крючок  лежал под правой плечевой костью. Длина12см, ширина верхней части 2,5см, у нижней – 1см.
Погребение датируется V – IVвв. До н.э.

Погребение 3. В 2м восточнее центра кургана на уровне погребенной почвы на глубине 1м от нулевой точки насыпи  обнаружены кости ног и кистей рук человека. Кости верхней части скелета отсутствовали. Погребённый лежал вытянуто на спине головой на юг.
Слева у верхней части бедра лежали кости сайги: лопатка и ребро

Инвентарь:
Фрагменты бронзового зеркала  с длинной ручкой и плоским диском лежали в районе грудной клетки. Диаметр диска и длину ручки восстановить не удалось.
Погребальный обряд и бронзовое зеркало с ручкой датируют захоронение IVв. до н.э.

Литература:

1.Мошкова М. Г. Ново-Кумакский курганный могильник близ г. Орска // Памятники Скифо-Сарматской Культуры МИА. № 115. М., 1962. с. 206-242.

2.Мошкова М.Г., Федорова-Давыдова Э.А. Погребения эпохи бронзы Ново-Кумакского могильника //КСИА, вып. 101, 1964 с 135-142

3.Мошкова М.Г. Сарматские курганы в Оренбургской области // КСИА, вып. 83, 1961 с115-126

 

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: