Экономическая география

Цель работы туристов по экономической географии города — выяснить природные условия его территории, определить пути формирования города как промышленного центра и населенного пункта, изучить его население и производственный облик, административные и культурные функции, установить своеобразие внешнего облика, обосновать перспективы развития. Материал для этого можно черпать в исполкомах, статистических управлениях, местных музеях и архивах, в библиотеках, из экскурсии по городу и на предприятия, бесед со старожилами, передовиками производства, руководителями предприятий, цехов, ответственными советскими и партийными работниками. Постоянным спутником краеведа должен быть фото- или киноаппарат.

Сбор материала о городе, как и составление очерка о нем, осуществляется по следующему плану:

1) географическое положение (положение среди обширных лесных массивов или в центре хорошо освоенной и интенсивно распаханной местности; положение по отношению к областному центру, столице республики, другим промышленным городам, транспортным линиям; оценка разных элементов географического положения с точки зрения их влияния на развитие и темпы роста города);

2) природные условия города и его окрестностей (геологическое строение, рельеф, климат, воды, почвенный покров, растительность);

3) история возникновения и развития (пишется на основании литературных и архивных материалов, воспоминаний старожилов, должна отражать те стороны истории города, которые прямым образом повлияли на формирование его экономического профиля, рост населения и территории, изменение внешнего облика); историко-географическая характеристика дается по периодам (феодальный, капиталистический, социалистический); время и причины возникновения города на данном месте; происхождение названия;

4) население (современная численность, источники прироста, национальный состав, занятость в общественном хозяйстве);

5) хозяйственный облик (промышленность, транспорт, благоустройство);

6) город как административный и культурный центр (административные функции города, школы и специальные учебные заведения, учреждения здравоохранения, культурно-просветительные, научные);

7) внешний облик города и его микрогеография (характеристика особенностей планировки и внешнего вида, общая планировка, характеристика отдельных микрорайонов);

8) ближайшие окрестности города: предприятия, колхозы и совхозы (их роль в снабжении города продовольствием и промышленным сырьем), дачные поселки и зоны отдыха, транспортные связи с пригородной зоной;

9) перспективы развития и роста (перспективы развития промышленности, внешнего транспорта, коммунального хозяйства, благоустройства, территориального расширения, роста населения; сведения о предполагаемых изменениях в пригородной зоне).

Цель изучения сельского населенного пункта — выяснить, объяснить и оценить индивидуальные черты природных условий, исторического развития, производственного и материального облика. Материал для этого может быть получен в колхозах и совхозах, в сельсоветах, из исследовательских экскурсий на различные объекты, из бесед с руководителями сельсовета, колхоза, совхоза, агрономом, бригадиром, старожилами, знающими свой край, из местных архивов.

План сбора материала таков же, как и для города:

1) географическое положение и природные условия (положение селения внутри административного района, области. Тип селения);

2) природные условия (геологическое строение и полезные ископаемые, рельеф, климат, воды, почва, растительность, животный мир);

3) история возникновения и развития;

4) население;

5) хозяйственный облик: структура земельных угодий (пашня, сенокосные угодья, выгоны и пастбища, сады, неудобные земли), отраслевая структура хозяйства, растениеводство (полеводство, огородничество, садоводство), животноводство (структура стада, кормовая база, продуктивность животноводства), механизация и техническая оснащенность хозяйства, подсобные предприятия, производства и промыслы, производительность труда, рентабельность отраслей, подсобное хозяйство жителей селения, транспорт и связь;

6) внешний вид селения и благоустройство;

7) будущее селения (перспективный план развития отдельных отраслей и хозяйства в целом. Планы преобразования природы и роста материального благосостояния тружеников селения, планы благоустройства).

Археология

Археология — наука о древней жизни человека. Во время походов группа может обнаружить археологические памятники: стоянки, городища, селища, погребения, рудники, мастерские, жилища, постройки, скальные изображения. Стоянки — остатки поселений древнего человека — обычно находятся вблизи водоемов, по берегам рек, озер. Обнаружить их можно по культурному слою (след поселения и деятельности человека, смешанный с золой, углями от костров или печей, хозяйственным мусором, строительными отходами, потерянными или брошенными за ненадобностью мелочами домашнего обихода и т. д.). На выходах и осыпях культурного слоя можно найти кремневые изделия с характерными сколами-лунками к заостренным краям, глиняные черепки разбитых сосудов, кости зверей и рыб, костяные или бронзовые изделия. Городища — остатки древнего укрепленного поселения, располагавшиеся на возвышенностях: на мысах при слиянии рек или на высоком, крутом берегу реки. С двух сторон они ограничивались водой, а с третьей обносились валом и рвом. Внутри, на огороженной площадке, находились жилища и хозяйственные постройки. Снаружи вокруг городищ размещались неукрепленные поселения—селища. Жители городища занимались скотоводством, земледелием, были знакомы с обработкой бронзы и железа. В этих местах можно обнаружить остатки посуды, культовые изображения, украшения и т. п.

Наиболее многочисленные из археологических памятников — погребения в виде курганов и могильников — встречаются вблизи поселений, иногда отдельно от них. Курган представляет собой холм высотой 1,5—2 м и окружностью 8—12 м. Многое раскрывают науке остатки древних рудников и мастерских, около которых можно обнаружить готовые изделия, инструменты, заготовки, сырье (необработанную руду). Интересна и скальная живопись, сохранившаяся на стенах пещер, отвесных скал и изображающая бытовые сцены, растения, животных, существовавших в то время.

Обнаружив археологический памятник, необходимо составить о нем хотя бы элементарную запись: точное местонахождение и местное название памятника, внешние признаки, форма, размеры, расположение, степень сохранности, меры, принятые к его охране, фамилия и адрес проводника. Надо нанести точное местоположение памятника на маршрутную схему, зарисовать и сфотографировать его, собранные около памятника предметы сдать в местный краеведческий музей. Производить какие-либо раскопки археологического памятника нельзя: это могут делать только специалисты, имея на руках «открытый лист» (разрешение соответствующих организаций).

Снаряжение краеведа-археолога: тетрадь для записи, альбом для зарисовок с набором цветных карандашей, фотоаппарат, рулетка для обмера памятника.

История

Туристы всегда живо интересуются прошлым страны в местах, где проходит маршрут. Тематика их интересов разнообразна:

1) историческое прошлое края, памятники промышленности, градостроительства, сельского хозяйства, культуры;

2) борьба народов СССР против иноземных захватчиков и связанные с ней памятники, документы, оружие;

3) революционная борьба народов СССР против буржуазии, помещиков и царизма (памятники участникам революции 1905—1907 и 1917 гг., мемориальные доски на домах, где происходили революционные события, встречи с участниками революционного движения и запись их воспоминаний);

4) гражданская война 1918—1920 гг. и связанные с ней памятные места; встречи с участниками боев, запись их воспоминаний, сбор документов, фотографий;

5) Великая Отечественная война 1941—1945 гг. (памятные места, в которых происходили военные действия); особую ценность представляют походы туристов по следам отдельных воинских частей, участвовавших в военных операциях по разгрому фашистских полчищ; встреча с героями Отечественной войны;

6) история социалистического строительства в нашей стране: важно выяснить, как происходило социалистическое строительство, как в городах прокладывались новые улицы, росли кварталы жилых домов, возводились фабрики и заводы, вырастали колхозы и совхозы.

Снаряжение краеведа-историка: тетрадь для записей, фотоаппарат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: