Занятие №3
Уважаемые родители и дети! Продолжаем заниматься по риторике. Телефон – это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаем о здоровье близких и друзей, договариваемся о времени и месте встречи, быстро передаем важные сообщения и т.д. Без телефона трудно представить нашу жизнь. В наше время телефоны есть у всех: домашний или сотовый (мобильный), поэтому очень важно уметь правильно разговаривать по телефону. Сегодня мы с вами поучимся культуре телефонного общения. Существуют основные правила телефонного разговора. И сегодня мы поговорим об этих правилах.
Тема: Разговор по телефону
Цель: сформировать у учащихся представление об этикете общения по телефону.
Задание № 1
Сделаем вместе с детьми психологические, артикуляционные и дыхательные упражнения.
Сядьте правильно, улыбнитесь. Вдохните и плавно выдохните. Повторите 3-4 раза.
“Шмель”. К вам в форточку влетел шмель и кружит по комнате, не находя выхода. Изобразите его полёт с помощью звука ЖЖЖЖ.
|
|
а) резко опускайте вниз нижнюю челюсть, затем также резко поднимайте вверх;
б) упирайтесь кончиком языка в левую щеку, как бы желая проткнуть её изнутри; также вправо;
в) произнесите очень тихо, очень громко, как медвежонок говорит:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать не хочу.
Задание № 2
Прочитайте текст
“Насте на день рождения подарили диск с игрой. Она взяла его в школу, чтобы показать ребятам. Когда она пришла домой, то обнаружила, что диска нет. Последним, кто держал диск, был Саша, значит, он и забрал, подумала Настя и решила сразу ему позвонить. Вот она уже набирает номер телефона Саши.
- Алло! – слышен голос с того конца.
- Сашка! Если ты не отдашь мой диск, я тебе покажу! Я учительнице скажу, я бабушке скажу, я тебе не знаю, что сделаю! – решительно заявила в трубку Настя.
Какой Сашка?! Какой костюм?! Это кто там хулиганит?! – ответил грозный мужской голос в трубку, а потом пошли короткие гудки”.
Задайте вопросы
Почему же Настя оказалась в такой ситуации?
Как вы думаете, с чего нужно было начинать разговор по телефону?
Прочитайте “Советы Риторика”
а) Начало разговора может выглядеть примерно так:
- Здравствуйте!
- Здравствуйте.
Звонит Настя. Можно мне поговорить с Сашей?
Или:
- Доброе утро!
- Доброе утро.
Это Настя Петрова звонит. Пригласите, пожалуйста, Сашу к телефону.
- А если Настя звонила Саше и случайно попала в другую квартиру, где тоже живёт Саша, но другой, и у него тоже есть одноклассница по имени Настя. Поэтому при телефонных разговорах особенно нужны вопросы на понимание и вопросы на уточнение:
|
|
Звонит Настя, одноклассница вашего сына… Мы с ним сегодня хотели встретиться, я звоню, чтобы договориться. Можно мне поговорить с Сашей? Или
Это Настя Петрова звонит. Пригласите, пожалуйста, Сашу к телефону. Я обещала ему позвонить.
Задание №3
Возьмите рабочую тетрадь «Ты – словечко, я – словечко», откройте стр. 45 и выполните задание: Необходимо отгадать загадку.Соедини точки по цветам, и ты увидишь отгадку.
Задание № 4
Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского «Телефон»
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада.
– Для кого?
– Для сына моего.
– А много ли прислать?
– Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
– Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
– Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь,
Да как начал, как начал реветь!
– Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему –
Не пойму!
– Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
– Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
– Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
– Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
– Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
– Не это ли квартира
Мойдодыра?
Я рассердился, да как заору:
– Нет! Это чужая квартира!!!
– А где Мойдодыр?
– Не могу вам сказать...
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
Но только я лёг –
Звонок!
– Кто говорит?
– Носорог.
– Что такое?
– Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
– В чем дело?
– Спасите!
– Кого?
– Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
– Провалился в болото?
– Да!
И ни туда ни сюда!
О, если вы не придёте –
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!!!
– Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ох, нелёгкая это работа –
Из болота тащить бегемота!
Вопросы:
О чём просят звери?
Возможно, ли выполнить эти просьбы?
Кто из зверей вежливее других?
Почему автор не всегда вежливо разговаривает с теми, кто звонит ему по телефону?
Давайте повторим правила разговора по телефону:
Правило 1. Начинать разговор нужно со слов … «алло», «слушаю» или «да».
Правило 2. Не принято звонить … до 8 утра и после 10 вечера. Исключением является ситуация, когда вы точно знаете привычки собеседника и уверены, что не разбудите его домочадцев. И не забывайте про разницу во времени в часовых поясах!
Правило 3. Если во время беседы происходит обрыв связи, перезвонить должен тот … кто был инициатором разговора. Это простое правило позволит сэкономить немалое количество времени, так как если люди одновременно набирают номера друг друга, телефонная станция выдает сигнал «занято», и соединение не устанавливается.
Правило 4. Завершает разговор обычно тот, кто … был его инициатором. Но если вам не очень хочется продолжать беседу, можно вежливо прекратить ее, сославшись на благовидный предлог.
Правило 5. Разговоры в транспорте и на улице следует вести … тихо, а в самолетах в целях безопасности, в театрах, на концертах и других подобных местах следует … отключить аппарат. И, конечно, не стоит пользоваться телефоном на уроке, а уж тем более во время экзамена.
Правило 6. При деловом звонке рядом с телефоном всегда нужно держать … бумагу и ручку, что позволит не терять времени на их поиски при необходимости что-либо записать.
|
|
Правило 7. Пользоваться чужим телефоном можно только… с разрешения владельца. Эти правила являются основными для любого человека, который хотя бы раз за день поднимает трубку.
Задание №6
Практическое задание – в рабочей тетради «Ты – словечко, я – словечко! до страницы 45 вырезать квадратики для составления страны Риторика и приклейте на стр. 61.
Задание №5
Рефлексия.
Что нового для себя открыли на занятии?
Пригодится ли вам это открытие в жизни?
Какие правила ведения телефонного разговора нужно соблюдать?
Когда звоните - здоровайтесь.
Не кричите.
Говорите по делу.
Не говорите долго.
Не звоните очень поздно и очень рано.
Если ошиблись номером, извинитесь.
Отвечайте вежливо.
Заканчивая разговор, попрощайтесь.
Запомните!!!
Выполненное задание № 3, № 6 сфотографируйте и отправьте через сообщение в ВК: https://vk.com/feed, или Viber (группа «Школы «Развитие») или электронную почту: nozdrina-o@bk.ru.
Жду ваши работы! Спасибо за работу!
С уважением Оксана Владимировна Ноздрина