Обсуждение рассказа Сергея Алексеева «Новая рубаха»

Наступили майские праздники. Все мы отмечаем Праздник Весны и Труда 1 мая. Мы рассказываем своим детям о том, как раньше отмечался этот праздник, как мы, будучи детьми ходили со своими родителями на Демонстрацию. И, конечно же, наши дети, поколение, живущее в другой уже действительности, задаёт нам множество вопросов. «А что такое демонстрация?», «А почему праздник весны и труда?» и так далее. Можно углубиться в историю, можно много рассказывать, но не заинтересовать своего ребёнка. Лучше всего история узнаётся и запоминается не из учебников, а из художественных произведений. Поэтому, для ознакомления младших школьников с историей праздника 1 мая, я хочу посоветовать им прочитать рассказ Сергея Алексеева «Новая рубаха». Сама я, впервые прочитала этот рассказ в старой учебной хрестоматии «Родное слово», по которой моя мама, учитель начальных классов начинала учить детей на заре своей педагогической деятельности.

 Моё поколение училось уже по другим учебникам, но та хрестоматия осталась, и я её читала. Рассказ мне очень понравился и запомнился. Именно его я прочитала своему десятилетнему сынишке перед 1 мая, и он также ему понравился.

Вот эта книга

Этот рассказ можно встретить и в сборниках исторических рассказов и повестей Сергея Алексеева.

И так, о чём же эта книга?

 События происходят в царской России, до революции. Главный герой книги – мальчик Николка из рабочей семьи. Отец Николки работает на фабрике. Он пообещал сыну купить к 1 мая подарок – новую рубаху. По вечерам семья собиралась за столом, и отец спрашивал у Николки, какую же рубаху ему купить. Начиналось обсуждение будущей рубахи. Сестра Клава советовала белую, с пояском. Мать не хотела даже и рассматривать этот вариант. Оно и понятно, белое для мальчика не практично и советовала синюю. Отец выслушивал все предложения и говорил, что купит Николке красную рубаху, в маковый цвет, с карманом и с пуговкой на груди. Николке хотелось красную.

О покупке рубахи он рассказал всем своим друзьям-товарищам и каждый из них хотел помочь советом. Один советовал с вышитым воротничком, другой рекомендовал матроску. У Николки дух захватывало от предвкушения счастья.

Само ожидание новой вещи, обсуждение её среди товарищей, делало его счастливым. И эта радость была настолько огромной, что требовала поделиться с ещё большим количеством людей. Николка бежал на фабрику и рассказывал о новой рубахе товарищам отца, таким же трудовым людям.

Скоро о новой рубахе знал весь фабричный посёлок.

Через какое-то время уехал отец Николки в город Иваново по делам. Уехал и не вернулся. Его арестовали жандармы. Николка очень ждал отца и всё спрашивал у матери почему же не едет отец. Мать горевала молча и ничего не рассказывала сыну. Она понимала, что Николка ещё мал, да и не хотела расстраивать его, а может и сама надеялась на возвращение мужа.

Незадолго до 1 мая, рабочие устроили сходку, говорили о празднике, выручке и рабочей солидарности. Они помнили об отце Николки и решили в складчину купить мальчику рубаху, обещанную отцом.

Наступило Первое мая. Когда утром Николка проснулся, то увидел на стуле красную рубаху, с карманом и пуговкой на груди. Николка обрадовался рубахе и подумал, что вернулся отец. Мать сказала, что отец не вернулся, но говорить о том, что рубаху купил не он – не стала. Николка подумал, что отец прислал рубаху и от этого ему стало радостней вдвойне. Отец помнит про него, не забыл.

Нарядился Николка и побежал по рабочему посёлку показывать всем свою обнову. Показал он и рабочим, товарищам отца. Рабочие радовались вместе с Николкой. Один рабочий не смог скрыть слёз глядя на Николку. Николка спросил, отчего же тот плачет. «Это я так. Беги. Играй. Май нынче…рабочий праздник» ответил ему рабочий.

На этом рассказ заканчивается.

Какие же вопросы задал мне мой сын.

1. Что такое фабричный (рабочий) посёлок?

2. Кто такие жандармы?

3. Почему они арестовали отца Николки?

4. Что такое рабочая солидарность?

5. Почему 1 мая считался рабочий праздником?

6. Почему отец хотел купить именно красную рубаху?

По этим вопросам можно провести замечательное обсуждение рассказа со школьниками младших классов на библиотечном мероприятии.

Я рассказала о том, как жили рабочие до революции 1917 года. Работали они на фабриках, работали в тяжёлых условиях. Вокруг фабрики строились домишки, где и жили работники. Фабрика с домами составляла собой рабочий или фабричный посёлок, а сами жители назвались – фабричными. Таких понятий, как «права рабочих», «Трудовое законодательство», «нормированный рабочий день» не было и в помине, и поэтому, рабочие часто возмущались на подобную несправедливость. Они требовали от владельцев фабрик на которых работали, хорошей заработной платы за свой труд, соблюдение трудовых законов. Это не нравилось владельцам фабрик, они подавляли возмущение рабочих, ничего не выполняли, а недовольных выгоняли с работы. Поэтому многие рабочие действовали не открыто, а обсуждали свои насущные вопросы тайно, думали, как им облегчить не только свою жизнь, но и жизнь всего трудового народа. Отец Николки не просто поехал в Иваново и был там задержан жандармами. Жандармы, жандармерия – это силовой орган, который действовал в дореволюционной России (как сейчас полиция, объяснила я сыну).

Рабочие фабрики понимали, за что задержан отец Николки. Они проявили рабочую солидарность, то есть поддержку, сочувствие семье мальчика. Они не забыли, что отец собирался купить сыну к 1 мая новую рубаху. Они купили ему обнову, но ни словом об этом не обмолвились. Они не стали омрачать радость ребёнка, его веру в то, что отец вернётся и всё будет по-прежнему, всё будет хорошо. Ведь радость Николки была не только от обладания новой нарядной рубахой, но и от того, что отец не забыл, вспомнил о сыне, выполнил своё обещание, как думалось мальчику.

А как мудры и терпеливы женщины в Николкиной семье. Сестра Клава горячо верит, что отец вернётся, обязательно вернётся. Наверняка она, сама еще девчонка, уже стала верной помощницей матери. А мать, которая молча переживает своё горе, не показывает его сыну. Она не хочет его пугать и расстраивать, а лишь молча прижимает к себе.

Почему 1 мая считался рабочим праздником. 1 мая во многих городах мира празднуют День труда. Этот праздник отмечают в память о борьбе рабочих за свои права в конце XIX – начале XX века.

Почему отец хотел купить рубаху именно красного цвета. На мой взгляд, красный цвет, цвет рабочего знамени и поэтому отец хотел, чтобы у сына была рубаха именно этого цвета.

Читая этот рассказ современным детям, наверняка можно увидеть недоумение на их лицах от того, что они не могут понять, как это можно так радоваться простой рубахе, обсуждать целыми вечерами в семье этот вопрос, а потом еще говорить об этом с друзьями. Надо объяснить, какими ценностями тогда жили люди, что не было такого изобилия вещей у трудового народа, какое есть сейчас. Рассказать, что одежду покупали редко, старую латали и штопали, и покупка новой вещи становилась целым событием и об этом событии узнавал целый посёлок.

Рассказав всё это, я также упомянула рассказ своей бабушки Савиной Анны Семёновны о том, как ей перед Православным праздником Троицей всегда шили новой платье из ситца. И это было событие, это была радость. И именно в этой обнове она шла с матерью в лес за берёзовыми ветками, а потом в церковь. Такая была традиция.

Сергей Алексеев замечательный писатель. Читая его исторические повести, рассказы о Великой Отечественной войне, проникаясь в судьбы героев, переживая с ними их жизнь можно хорошо знать историю. Приведу слова Сергея Михалкова об этом писателе:

«Сергей Алексеев пишет исторические повести и рассказы, заботясь о том, чтобы они рождали у юного читателя мысли и чувства, которые нужны ему сейчас, сегодня, и потому произведения эти поистине современны. В самом деле, в сотнях писем ребята сообщают о том, как они равняют свои сегодняшние поступки на неподкупность, одержимость в борьбе за правду, на мужество героев книг Сергея Алексеева, живших десятки лет тому назад. Занимательность — обязательное требование той самой «специфики детской литературы», которую иные критики напрасно склонны считать «пресловутой». Пренебрежение к этому подчас жестоко мстит за себя: даже очень интересная и ценная, с точки зрения взрослых людей, книга подчас лежит нетронутым грузом на полках детских библиотек. С. Алексеев всегда учитывает обостренный интерес ребят к сюжету, к яркости и необычайности событий. Но он в то же время не позволяет себе беззастенчиво «эксплуатировать» этот особый ребячий интерес. Повести его не только привлекательны по форме, но прежде всего они весомы по содержанию».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: