Структура занятий остаётся прежней

Особенности проведения Физкультурных занятий на воздухе

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: выносливости, быстроты, ловкости, силы, гибкости.

Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, её воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий на воздухе.

Исходя из требований СанПиН ( 2.4.1.3049-13 п. 12.5) занятия физкультурой на свежем воздухе следует круглогодично организовывать с детьми 5-7 лет, при отсутствии у воспитанников медицинских противопоказаний, наличии у них спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха до -15С без ветра.

 

В теплое время года (летом) при благоприятных метеорологических условиях физкультура на воздухе организуется во всех возрастных группах. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра.

Время проведения: Рекомендуется проводить занятия на воздухе в конце прогулки, особенно в холодное время года, чтобы дети после активной мышечной деятельности ушли в помещение.

Физкультурные занятия можно проводить и перед прогулкой, но затем  надо  проверить одежду детей, по возможности переодеться и предусмотреть спокойную деятельность детей на прогулке.  

В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия  проводятся в зале (после прогулки, перед обедом, но физическая нагрузка уменьшается).

Место: Для проведения физкультурных занятий в детском саду должна быть создана спортивная площадка. Чем разнообразнее оснащена спортивная площадка, тем быстрее у детей формируются двигательные навыки.   Если в ДОУ нет спортивной площадки, используется любая  площадка с твёрдым покрытием, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания, с выносным оборудованием.

Одежда: При проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.

 Чтобы выполнить требования СанПин к одежде, инструкторам нужно взаимодействовать как с воспитателями, так и с родителями.

У нас дети, воспитатели и родители знают, когда физкультура на воздухе, и в этот день на прогулку одеваются более легко. Если это лыжи, то приходят в валенках или подходящей обуви, либо она у них стоит в шкафчике.  

 

 

Виды физкультурных занятий на воздухе с детьми дошкольного возраста:

 1. Игровые занятия. Построены на основе подвижных игр, игр- эстафет с включением игр-аттракционов и игр на основные виды движения.

2. Сюжетно-игровые занятия. Такие занятия построены на сюжете сказки или присутствия знакомого героя. Путешествия куда-либо.

3. Тематические. Направлены на обучение спортивным играм и элементам легкой атлетики. В основном в летний период.

4. Диагностические

Традиционные занятия – основные. 

Структура занятий остаётся прежней.

 

Чем отличаются занятия на воздухе и в зале.

 Существует методика «5 пробежек» советская В.Г.Фролова, Г.П.Юрко

На занятиях используется бег с различной скоростью. В каждое занятие включается 5 пробежек: две - со средней скоростью (2,5 - 3 м/сек.), три - с медленной (1 - 1,7 м/сек.) и несколько отрезков в быстром темпе в игре или эстафете.

Пробежки с медленной скоростью проводятся в вводной, основной (после закрепления основного вида движений) и заключительной частях занятий.

Пробежки со средней скоростью используются в основной части (после общеразвивающих упражнений и изучения основного вида движений).

Бег в быстром темпе дается детям в игре или эстафете. Продолжительность бега зависит от возраста и особенностей моторики детей и составляет 1 - 3,5 мин.

Занятия проводятся круглый год на воздухе начиная со средней группы для развития выносливости, закаливания организма и повышения двигательной активности детей.

В связи с ухудшением здоровья детей, с непредсказуемыми погодными условиями и других проблемах, эта методикой стали пользоваться гораздо реже.  

Но, не зависимо от того, используете вы эту методику или нет, занятия на воздухе имеют свои особенности.

Особенности проведения физкультуры на воздухе:

1. Меньше слов, больше дела. Моторная плотность должна составлять не менее 80-90% (в зале не менее70%).

2. Для успешного проведения занятий нужно заранее подготовить пособия и правильно разместить переносное оборудование.

3. В вводной части больше прыжков и бега.

4.  Особенностью проведения ОРУ является отсутствие значительных пауз и остановок: по окончании одного упражнения дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к его выполнению. ОРУ должны быть знакомы детям.  В связи с тем, что занятия проводятся на воздухе, в комплексах почти отсутствуют упражнения из положения сидя и лежа. Это компенсируется большим числом упражнений для мышц туловища из положения стоя, значительным использованием бега, прыжком, ритмических упражнений.

5. При проведении занятий на свежем воздухе очень важно, чтобы дети умели быстро перестраиваться для выполнения различных упражнений.

Перестроения должны быть разучены заранее в зале или в теплый  период года, с тем, чтобы в холодное время группа четко выполняла указания педагога.

6. В холодное время года (осень – весна) занятие строится на знакомом материале. Не желательно разучивание нового материала.

7. В зимний период занятия проводятся на лыжах.

8. Планирование ОВД  на занятии  связано с наличием стационарного и выносного спортивного оборудования.  В основном используются игровые или тематические занятия.

9. При проведении игр-эстафет в целях увеличения активности детей организуется от 3 до 5 команд, что также позволяет больше упражняться в закрепляемом движении.

10. Игры лучше разучивать  до занятия на прогулке или в зале. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3—5 раз с короткими перерывами — 15—20 секунд.

11. Исключается проведение игр с речитативом при низкой температуре воздуха.

12.  В процессе занятия педагог должен обращать внимание  на правильное дыхание детей при выполнении упражнений.

Вывод: независимо от того какую методику вы используете, нужно соблюдать требования СанПин при организации занятий на воздухе: возраст детей, температурный режим, спортивная одежда, время и место проведения занятий, правильное распределение физической нагрузки, для предотвращения утомления или переохлаждения детей, отсутствие простоев.   

 

 

  СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ В.Г.Фролова, Г.П.Юрко

Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются   прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.

На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4—5 раз, паузы между повторениями короткие.

В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» и т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: