Эгоистическая любовь к ребенку

Является следующим вариантом искаженных эмоциональных отношений родителей и детей.

При таком виде «любви» родитель воспринимает ребенка как свою собственность, на которую он имеет полные, неограниченные права. Ключевой фразой в данном случае является: «Ты будешь делать так, как я сказал (а), а не так, как этого хочешь ты!»

Другими словами, право ребенка на индивидуальность, самостоятельность при таком подходе полностью перечеркивается. Конечно, бывают ситуации, когда родителю действительно виднее, как поступать в той или иной ситуации, но если так происходит постоянно? Если родитель раз и навсегда лишает ребенка права голоса?

В данной ситуации родитель вольно или невольно отбирает самую большую ценность, дарованную нам Господом, — свободу. Можно по этому поводу поспорить: а нужна ли ребенку свобода? До определенного возраста, когда ребенок еще не отдает отчета в своих действиях, когда он может нанести вред себе из-за неосторожности, конечно, о какой свободе может идти речь?!

Но когда ребенок подрастает и начинает нуждаться в большем пространстве для своей жизни, постоянное вмешательство родителя в его суверенитет может серьезно исказить личностное развитие маленького человека. Ребенок может просто не понять — а кто же он на самом деле? В чем его уникальность и предназначение?

He ответивший на эти вопросы человек впоследствии обречен на мучительные поиски ответа на протяжении большей части своей жизни: кто-то находит ответ, а кто-то нет. И тогда отчаяние, депрессия, уход в болезнь, алкоголизм нередко становятся «выходом» из ситуации.

Кроме того, постоянно лишаемый права голоса и выбора ребенок может существенно отставать в личностном и духовном развитии, оставаясь на долгие годы инфантильным, незрелым, зависимым. Понятно, что в будущем это может привести к серьезным проблемам при создании собственной семьи: такой человек может бессознательно искать сильную фигуру, напоминающую отца или мать, стараясь вновь и вновь воспроизвести прежнюю ситуацию зависимости из своего детства.

Еще один вариант влияния эгоистичной родительской «любви» — ребенок может взбунтоваться и раз и навсегда решить: «Я буду жить так, как я хочу, а не так, как хотят этого мои родители». Иногда бунт может принимать уродливые формы в виде дезадаптаций поведения — краж, хулиганства, приема психоактивных веществ.

Приведем пример.

Игорь был единственным сыном достаточно властной, волевой женщины. Отца он не помнил. Вернее, у него за всю его жизнь было много «отцов», — родители развелись тогда, когда он был еще совсем маленьким и настоящего, родного отца мальчик не запомнил. Воспитанием занималась мама, которая всегда решала, что хорошо, а что плохо для сына, сама выбирала ему друзей, сама определяла его в различные секции и кружки. Постоянно Игорь слышал: «Я лучше тебя знаю, что для тебя полезно, а что нет. Я жизнь прожила, а ты еще только начинаешь. Мать плохого не посоветует».

И действительно, мать не советовала плохого, она старалась все сделать для своего ребенка, но… Игорь всегда тянулся к творчеству, руки у него были, что называется, на месте: он мог за несколько минут создать из листка обычной бумаги настоящее произведение искусства, любил что-то выпиливать, рисовать. «Пойдешь в экономический, — был озвучен приговор матери. — Сейчас экономисты востребованы, да и мне поможешь». (Мать владела небольшой фирмой.) Все доводы Игоря, что ему не нравится экономика, что его тянет к творчеству, не были услышаны, молодой человек был определен на платное отделение экономического факультета.

Наверное, не стоит говорить о том, что учеба особой радости Игорю не доставляла. Постоянные прогулы, пересдачи экзаменов, академический отпуск — вот далеко не полный перечень проблем, с которыми пришлось столкнуться в процессе обучения. Периодически молодой человек слышал от матери: «Неблагодарный! Я за тебя такие деньги плачу, а ты…» Что мог сказать Игорь в ответ, если его все равно никто не хотел слышать.

Ситуация усугубилась тем, что Игорь пустился «во все тяжкие»: пробовал наркотики, часто принимал алкоголь (неоднократно выпивший попадал в аварии)… Мать постоянно вытаскивала непутевого сына из всех передряг. «Откуда все это, ведь я все делаю для него», — думала мать, не понимая, что на самом деле она делает все не для сына, а для себя!

* * *

В чем же причины такого родительского отношения?

Чаще всего основной причиной выступает все то же незнание родителей об истинной любви, о любви безусловной. Недополучив в детстве любви и принятия со стороны своих родителей, не имея представления о вере, жертве Христа во имя людей, такие люди дают своим детям те суррогаты, которые они сами получили в качестве заменителей любви.

В этом случае воцерковление родителей, осознание своего собственного эгоизма и решение изменить, прежде всего, себя и свою жизнь могут серьезно помочь и в плане восстановления отношений с собственными детьми.

Другой причиной является попытка компенсировать посредством ребенка какие-либо свои жизненные трудности и проблемы. Например, родитель, чувствующий себя на работе не в своей тарелке, не имеющий авторитета, влияния, может бессознательно отыгрываться на своем ребенке, давая волю своим нереализованным лидерским качествам и тенденциям. Что здесь можно сказать? Только постоянное душевное и духовное трезвление, осознание истинных причин своей неудовлетворенности может оказать существенную помощь родителям.

Сверхзабота

Является еще одним вариантом искаженной «любви» родителей. Такой родитель любит своего ребенка чрезмерно, так, что душит его в своих объятиях, наполненных заботой и вниманием. Часто этот тип родительского отношения называют в психологии гиперпротекцией — это избыточность внимания и «любви».

Такой родитель буквально накрывает колпаком свое дитя, контролируя каждый его шаг, постоянно «держа руку на пульсе»: «А что он сейчас чувствует, о чем думает, чем занимается?» Все это принимает характер навязчивости по отношению к ребенку, родитель, можно сказать, «перекармливает» его своей заботой. Конечно, родительская забота и внимание крайне важны для ребенка, но что происходит, если контролируется каждый его шаг?

Мать и отец, воспитывающие детей в подобном духе, существенно замедляют их душевное и духовное развитие. Ребенок просто не может повзрослеть и остается инфантильным, зависимым, так и не отделившимся от эмоциональной пуповины, соединяющей его и родителей.

Такие отношения нередко приобретают характер симбиотических — очень тесных и переплетенных, не позволяющих ребенку раскрыть свою истинную индивидуальность. Часто подобные стереотипы формируются в рамках пары мать — сын. Такая сверхзаботливая мать впоследствии будет отсеивать всех конкуренток на внимание сына — девушек, с которыми он начинает встречаться. В избранницах сына мать будет находить всяческие недостатки, изъяны, другими словами, все сделает для того, чтобы любимый сын безраздельно принадлежал только ей.

Последствия для ребенка, воспитывающегося таким образом, бывают достаточно серьезны.

В первую очередь, это часто встречающиеся сложности во взаимоотношениях с противоположным полом: даже если такому, уже взрослому ребенку удастся создать свою семью, «заботливая» мать будет так «помогать», что зачастую результатом такой «помощи» может стать развод и возвращение «блудного» сына домой под крыло матери.

Чем еще чреваты такие отношения для ребенка? Всем известны семьи, в которых непутевый сын не работает, пьет, дебоширит, а «тянет» его изо всех сил уже немолодая мать. Сын, так и не сумевший найти себя и построить свою семью и свою личность, буквально «бежит» от ощущения несостоятельности в алкоголизм, чтобы хоть как-то, в пьяном угаре, и при утраченном контроле проявить себя.

И еще одно серьезное последствие — ребенок, воспитывающийся в такой удушающей атмосфере заботы, очень часто заболевает каким-либо психосоматическим расстройством: бронхиальная астма, ожирение, нейродермит… — список можно продолжать долго. Часто болезнь ребенка становится крепким связующим звеном между ним и матерью. Мать, таким образом, всегда «при деле» — ведь ребенок в ней так нуждается. В психологии подробно описан механизм «инвалидизации», когда небольшая соматическая проблема ребенка возводится родителями в квадрат, и наступает стойкое ухудшение состояния.

Приведем пример.

Ирина была единственным ребенком в семье. Мать в послевоенные годы голодала, что послужило основой для формирования культа еды в семье. «Ребенок должен быть всегда сытым; все самое вкусное ребенку; с тарелки все должно быть съедено» — эти родительские установки девочка впитала буквально с ранних лет. Помимо еды девочку постоянно «перекармливали» вниманием и заботой — все делалось для ребенка и во имя ребенка. Мать сначала сидела дома с девочкой, отдавая ей все свое внимание и заботу. В три года Ирину определили в детский сад, в котором она сразу стала болеть частыми простудными заболеваниями. Перевод в другой садик ничего не дал — там повторилась та же ситуация. Девочку были вынуждены забрать домой.

Когда девочке исполнилось шесть лет, семья переехала в новую квартиру, и дочь пошла в школу. Мать уволилась с работы и сидела с девочкой дома, постоянно контролируя выполнение уроков и следя за «правильным» питание: рыбий жир, тертая морковь и пр.

Отношения в классе у Ирины были нормальные, хотя часто сверстники посмеивались над ее полнотой и близорукостью (девочка носила очки). Это послужило основой для формирования у нее комплекса непривлекательности и неполноценности, свои переживания девочка в буквальном смысле заедала: часто перекусывала и все больше и больше полнела. Родители продолжали ее постоянно контролировать и опекать.

В институте решила радикально изменить внешность и похудеть — использовала различные диеты, голодание, результатом чего стал голодный обморок, после чего «эксперименты» она прекратила. После замужества и родов Ирина еще больше располнела и «махнула» на себя рукой. С матерью у нее по-прежнему очень тесные отношения, согласовывает с ней буквально каждый свой шаг.

* * *

В чем же причина такой сверхзаботы со стороны родителей? Также можно выделить несколько аспектов:

— во-первых, мать, выстраивающая подобные отношения с ребенком, может бежать от собственных проблем (нередкими бывают проблемы одиночества, чувства пустоты, внутреннего вакуума). В этих случаях ребенок призван заполнять «бреши» в душевном мире своей матери и наполнять собой, своей жизнью жизнь матери, которая часто бессознательно удерживает ребенка около себя — если он уйдет, уйдет и смысл ее жизни;

— во-вторых, распространенной причиной часто становятся конфликтные, неудовлетворительные отношения с супругом. В этом случае ребенок выполняет роль «буфера» между супругами, не позволяя конфликту выйти на поверхность. Не так редки попытки сохранять семью «ради ребенка», и тогда на него буквально обрушивается вся нереализованная женская любовь, принимающая порой уродливые формы, например, когда сын становится своеобразным эмоциональным заменителем мужа;

— и еще одна причина, которая в психологии называется фобия утраты ребенка. Другими словами, мать болезненно боится потерять ребенка, страшится его возможных заболеваний, и поэтому буквально окутывает его своей заботой и опекой. Почвой для формирования такого отношения могли послужить различные стрессовые ситуации в жизни матери: тяжелые болезни, перенесенные ребенком, длительное ожидание беременности, угроза его жизни в результате несчастного случая — все это могло серьезно исказить эмоциональное отношение матери и дитя.

Итак, причин много, но результат один — ребенок не получает полноценного развития, не раскрывает свою индивидуальность. Самое главное, что забывают такие родители, ребенок — это великий дар, который дает Господь для того, чтобы воспитать его для Бога, а не для себя. Воспитать и вовремя отпустить.

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает семью с гнездом, в котором мать вскармливает птенцов не для того, чтобы они остались в гнезде навсегда, а для того, чтобы они научились летать, когда у них окрепнут крылья и появится сила.

Как очень точно подмечает игумен Евмений, «мудрые родители очень рано начинают говорить своим детям, что они посланы им Господом, и что их родительская обязанность — любить своих детей и заботиться о них, пока они не вырастут. Такие родители обращаются с детьми так, словно они — драгоценные подарки, посланные им на короткое время. Для них главная задача воспитания состоит не в том, чтобы заставлять детей приспосабливаться к родительским ожиданиям, а в том, чтобы поощрять их самобытность, формировать их уникальность и индивидуальность…

Когда родители пытаются заставить своего ребенка быть кем- то, кем он не является и кем потенциально не способен быть, они поступают вопреки мудрости, не слышат в своем сердце голос Божий. Дух такого ребенка будет ослабевать, его личностный потенциал будет ссыхаться подобно осеннему листу на дереве».

Хотелось бы привести еще одну цитату: «Ваши дети — это не ваши дети. Они — сыновья и дочери жизни, продолжающейся самой для себя. Они приходят через вас, но не от вас, и, таким образом, они с вами, хотя и не принадлежат вам. Вы можете стараться быть подобными им, но не стремиться сделать подобными вам. Ибо жизнь и не идет вспять, и не ждет вчерашнего дня. Вы — луки, из которых ваши дети, как живые стрелы посылаются вперед».

Как важно родителям понимать эти истины! К сожалению, не всегда так бывает. Иногда родители доходят даже до отвержения собственного ребенка, неприятия его, жестокого, деструктивного поведения по отношению к нему. Поговорим об этом более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: