Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска слова противоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;
— расширение объема словаря одновременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
—.уточнение лексического значений слов;
— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.
При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький,, узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.
При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.
Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.
Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)
1. Осень
ранняя — поздняя пасмурная – солнечная унылая – веселая тусклый — яркий тихая — ветреная частый — редкий дождливая — солнечная скучная — веселая скудный — щедрый | вянуть — расцветать засыпать — просыпаться висеть — падать |
2. Весна
ранняя — поздняя солнечная — пасмурная глубокий – мелкий белый –серый нежданная — долгожданная мокрая — сухая рыхлая — плотная | оживать — замирать солнечно (ясно) — пасмурно |
· Скажите, какого слова не хватает.
Весной природа оживает, а осенью (замирает).
Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).
Зимой снег белый, а ранней весной (серый)
3. Зима
студеная — теплая плотный — рыхлый длинная – короткая прочный — ломкий гладкий — бугристый грязный — чистый | зима — лето холод — жара жара — мороз холод — тепло мороз — оттепель замерзать — оттаивать подниматься — спускаться падать — лежать наступить — закончиться холодно — тепло |
· Вставьте нужное слово.
В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.
В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).
4. Лето
дождливый — солнечный погожий — ненастный жаркий — холодный облачный — безоблачный прохладный — знойный ветреный — тихий летний — зимний ясный — пасмурный засушливое — дождливое | гром — тишина зной – холод |
5. Дикие животные.
ловкий — неуклюжий густой — редкий сильный — слабый сытый — голодный трусливый — смелый | нападать — защищаться уснуть — проснуться схватить — выпустить стремительно — неподвижно бегом — шагом стаей — поодиночке |
· Какого слова не хватает? Дополните предложения.
Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).
Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).
6. Домашние животные.
Ласковый – злой, пушистый — гладкий, рогатый — безрогий, сердитый — ласковый, послушный — озорной, быстрый — медленный, бородатый — безбородый, злобный — добродушный | запрягать — распрягать ускакать — прискакать галопом — трусцой верность — предательство ласка — грубость |
7. Сад. Фрукты. Ягоды.
твердый — мягкий вкусный — невкусный недозрелый — перезрелый мягкий — жесткий свежий — гнилой ранний — поздний | растет — сохнет висит — падает заморозить — разморозить высоко — низко полно — пусто |
· Дополните предложение.
Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).
Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).
8. Птицы.
прямой — изогнутый оседлые — кочующие перелетные — зимующие дикие – жомашние | прилет — отлет, уничтожение — защита воздух — земля крик — молчание улететь — прилететь залететь — вылететь поймать — выпустить петь — молчать покинуть — возвратиться разгребать – загребать нырнуть-вынырнуть убежать - прибежать |
9. Овощи. Огород.
крупный — мелкий свежий — соленый рассыпчатый — водянистый спелый — незрелый вареный — сырой горький — сладкий | выкопать — закопать посеять — собрать укрыть — раскрыть расцветать — вянуть вкусно — невкусно густо — редко глубоко — мелко сладко— горько |
· Дополните предложения.
Помидоры бывают зрелые и (незрелые)
Морковь сладкая, а лук (горький).
Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).
Укроп сеют густо, а морковь (редко).
Весной картошку сажают, а осенью (копают).
10. Транспорт Город
грузовой — легковой личный — общественный наземный — подземный шумный — тихий древний — молодой безлюдный — многолюдный внимательный — невнимательный современный — старинный узкая — широкая | прилет — вылет приезд — отъезд отправление — прибытие движение — остановка уезжать — приезжать взлетать — садиться отплыть — приплыть подъехать — отъехать заходить — выходить нагружать — разгружать тут — там туда — сюда направо-налево |
11. Мебель
мягкий — жесткий матовый — блестящий | покупать — продавать ломать — мастерить придвинуть — отодвинуть уронить — поднять соединить — разъединить открыть — закрыть встать — сесть справа — слева вверху — внизу далеко — близко удобно — неудобно |
· Закончи предложения
Стул твердый, а диван (мягкий).
На стуле посидели, потом (встали).
Стул уронили, потом (подняли).
Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).
12. Дом.
старый — новый прочный — ветхий старинный — современный многоэтажный — одноэтажный наружный — внутренний | порядок — беспорядок уют — запущенность чистота — грязь строить — разрушать забивать — выдергивать прибить — оторвать высоко — низко внутри — снаружи красиво — некрасиво |
· Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.
Старый дом разрушили, а новый — построили.
Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.
13. Одежда Обувь.
непрочная — прочная мягкая — жесткая новая — старая летняя — зимняя уличная — домашняя чистая — грязная аккуратный — небрежный дорогой — дешевый темный — светлый изнаночный — лицевой толстый — тонкий однотонный — цветной ворсистый — гладкий ручная — ножная длинный — короткий | чистюля — грязнуля надеть — снять одеть — раздеть порвать — заштопать смять — погладить испачкать — постирать намочить — высушить оторвать — пришить застегнуть — расстегнуть купить — продать укоротить — удлинить велико — мало |
14. Посуда. Продукты питания.
глубокая — мелкая полная — пустая старая — новая целая — разбитая острый — тупой тяжелая — легкая тусклая — блестящая прозрачная — матовая прочная — хрупкая чистая — грязная полезный — вредный холодный — горячий пресный — соленый постный — жирный густой — жидкий свежий — черствый | взять — положить разбить — склеить закрыть — открыть налить — вылить уронить — поднять аккуратно — небрежно снять — поставить поднести — унести насыпать — высыпать налить — вылить рассыпать — собрать наполнить — опустошить крупно — мелко всмятку — вкрутую полезно — вредно |
· Скажите, какого слова не хватает.
Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскладывают в... (мелкую) тарелку.
Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка... (хрупкая).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.
15. Семья.
сердечный — черствый мудрый — глупый родной — чужой ленивый — трудолюбивый | правда — ложь труд — лень почет — позор мир — ссора сила — слабость здороваться — прощаться помнить — забывать мирно — враждебно награда — наказание щедрость — жадность богатство — бедность гнев — прощение плакать — смеяться мириться — ссориться улыбаться — хмуриться сердито — радостно |
· Ответьте, какого слова не хватает.
Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).
Сестренка послушная, а братик (дерзкий).
Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).
16. Мое тело. Человек.
печальный — радостный воспитанный — невоспитанный молодой — старый женский — мужской слепой — зрячий стройный — сутулый худой — толстый ловкий — неуклюжий бледный — румяный | доброта — злоба жизнь — смерть мудрость — глупость радость — горе любовь — ненависть счастье — несчастье здоровье — болезнь успех — неудача трус — храбрец умник — глупец друг — враг ребенок — старик спать — бодрствовать говорить — молчать спрашивать — отвечать |
· Дополните предложения.
Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).