Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

ОТЧЕТ

по учебной практике,

практике по получению первичных профессиональных умений и навыков

 

Обучающегося 3 курса, группы 3БЮР-ГП, очной формы обучения

 

по направлению подготовки

40.03.01. «Юриспруденция». – Гражданско-правовая.

Чиркова Максима Владиславовича

Групповой руководитель практики: Панкратова Майя Евгеньевна, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой гражданского и финансового права.

 

Сроки практики «16» марта 2020 г. по «21» апреля 2020 г.

 

_________________________ (М.В. Чирков)

              (подпись)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………..17

Глава 1. Организация деятельности Аппарата Уполномоченного по правам человека в Мурманской области……………………………………………………………………………..18

1.1 История института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации….18

1.2 Структура Аппарата Уполномоченного по правам человека в Мурманской Области...19

1.3 Деятельность Уполномоченного по правам человека в Мурманской области………..…20

2. Актуальные проблемы института Уполномоченного по правам человека в РФ и в ее регионах. ………………………………………………………………………………………….24

 Заключение……………………………………………………………………………………….26

Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет» необходимых для организации и проведения практики……………………………………………………………………………..27

Приложение 1……………………………………………………………………………………..28

Приложение 2……………………………………………………………………………………..29

Приложение 3……………………………………………………………………………………..30

 

 

Введение

С 16 марта по 21 апреля я, Чирков Максим Владиславович, проходил учебную практику в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Мурманской области. За период прохождения практики, руководителем практики были поставлены следующие задачи:

1. ознакомиться с документами и нормативными актами ФГБОУ ВО «МАГУ», регулирующими прохождение практики;

2. ознакомиться и проанализировать нормативную базу, регулирующую деятельность организации, в которой будет проходить практика;

3. познакомиться с руководством и коллективом организации;

4. ознакомиться с нормативными актами, регулирующими деятельность организации и проанализировать их, попытаться выявить несоответствия, противоречия, нарушения закона, при выявлении, донести до сведения руководства организации и принять меры к их устранению, в том числе путем их переработки, подготовки новых документов;

5. ознакомиться с работой организации; принять участие в работе организации, собрать необходимые для отчёта и дальнейшей деятельности материалы;

6. подготовить отчёт о прохождении практики.

Данные задания были поставлены для того, студент приобрёл и развил определенные навыки и способности, такие как:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия;

- способность к саморазвитию и самообразованию;

- способность работать на благо общества и государства;

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

- способность повышать уровень своей профессиональной компетенции;

- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- способность соблюдать законодательство РФ, в том числе законы, Конституцию РФ, федеральные конституционные федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ;

- осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

- обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права;

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством РФ.

 Во время практики я ответственно подошел к выполнению заданий, поставленных передо мной руководителем учебной практики. Я узнавал о принципах функционирования и работы аппарата, обязанностях сотрудников. Поддерживал хорошие, рабочие отношения со всеми сотрудниками аппарата, с удовольствием помогал им в их работе, получая при этом ценный опыт. За время прохождения практики я приобрел определенные навыки и получил множество новых знаний, о чем доложу в данном отчёте.

 

Глава 1

 

 

1.1. История института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмена, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

 22 ноября 1991 года Верховный совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, статья 40 которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, причем указывалось, что он «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Последовавший вскоре распад СССР привел к тому, что эту должность так и не ввели.

 

В развитии российского общества решающим фактором являются права и свободы человека, без обеспечения которых невозможно движение к демократии, свободе, правовому государству, законности. Особый интерес в связи с этим представляет такой правовой институт, как институт Уполномоченного по правам человека.

Создание института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является одной из тенденций развития демократического правового государства. Данный правозащитный институт призван защищать граждан от произвола административных органов, вырабатывать рекомендации по совершенствованию деятельности органов государственной власти в области прав человека и административных процедур, с ними связанных.

 

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была введена Конституцией России 1993 года. Однако становление этого правозащитного института происходило в 1990-е годы с большим трудом. Первым Уполномоченным стал С. А. Ковалев, назначенный на эту должность Государственной думой 17 января 1994 года. Он одновременно возглавлял Комиссию по правам человека при президенте России, созданную указом президента России от 1 ноября 1993 года. Эта комиссия была наделена полномочиями по рассмотрению обращений жалоб на нарушение их прав на расследование этих фактов. В момент его назначения не было федерального конституционного закона, регулирующего деятельность омбудсмена. Поэтому деятельность Уполномоченного регламентировалась указом президента Российской Федерации от 4 августа 1994 года, который обязывал должностных лиц предоставлять омбудсмену информацию, необходимую для его деятельности, а также устанавливал, что до принятия соответствующего конституционного закона Уполномоченный должен осуществлять полномочия, предоставленные ему как председателю Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации.

 Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева. После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ, получивший 340 голосов депутатов]. Его преемники (В. П. Лукин, Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина.

 

 Институт Уполномоченного по правам человека — один из самых молодых в системе государственных органов современной России: ему всего 23 года. В феврале 1997 г. был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[1], а в мае следующего года был назначен первый федеральный уполномоченный.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ внесло критерии цивилизованного общества в развитие политико-правовой системы в целом. Безусловно, институт Уполномоченного по правам человека, во первых, в силу молодости российской демократии не станет полным аналогом давно существующего во многих странах Европы института омбудсмена, а, во - вторых, по причине специфичности своего мандата однозначно столкнется с большими системными трудностями и отчасти даже с непониманием со стороны части правящего класса и российского общества.

Главная функция омбудсмена в странах развитой демократии, как правило, сводится к проверке чистоты и корректности административных процедур, а также правовых норм, примененных государственным органом в отношении конкретного частного лица. Такой узкий подход основан на предположении о том, что действующее законодательство и практика его применения сполна обеспечивают права и свободы человека, а судебные органы всегда стоят на их защите. Напротив, в подобных России странах развивающейся демократии законодательство о правах и свободах человека находится в процессе становления и развития, а практика его применения не всегда единообразна и безупречна. В связи с этим функции Уполномоченного по правам человека неизбежно оказываются гораздо шире, чем у «классического» омбудсмена (шведской модели), и включают не только проверку соблюдения процедур и норм, но также и в первую очередь, восстановление нарушенных прав, анализ действующего законодательства о правах и свободах с целью его совершенствования, правовое просвещение управления, прежде всего органов исполнительной власти субъекта федерации. Он призван защищать граждан от бюрократических правонарушений, выявлять и анализировать правонарушения в работе государственных органов, вырабатывать рекомендации по совершенствованию деятельности органов государства в области прав и свобод человека и связанных с ним административных процедур.

Важно отметить, что, в отличие от других государственных органов, уполномоченный по правам человека не наделен распорядительными функциями, т.е. в случае выявления факта нарушения прав человека он может только рекомендовать, но никак не приказать конкретному государственному органу устранить допущенные нарушения. В силу этого эффективность уполномоченного прямо зависит как от его авторитета в государстве, так и от поддержки общества. Главная особенность института Уполномоченного по правам человека состоит в его независимости от каких -либо государственных органов и должностных лиц. Это означает, что уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, каждый из которых назначается в соответствии со своим региональным законом, могут иметь не полностью совпадающие функциональные обязанности и порой строят свою работу в некотором отрыве от накопленного отечественного и международного опыта. К примеру, в республике Татарстан уполномоченный по правам человека участвует в законотворческом процессе. Следует отметить, что далеко не в каждом регионе уполномоченный по правам человека наделен правом законодательной инициативы. В частности, наделение регионального омбудсмена законодательной инициативой в Государственном совете РТ по вопросам, касающимся обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, свидетельствует о прогрессивном подходе законодателей Татарстана к этой сфере и определенном уровне демократизма в республике. Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 5 федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам чело века в субъекте РФ может учреждаться (а не «учреждается») специальным законом в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта федерации и финансируется из его бюджета[2].

  Понятно, что учреждение института Уполномоченного в субъекте РФ, а затем и назначение на эту должность зависят от многих факторов. Среди них — зачастую настороженное отношение главы субъекта РФ к перспективе получить в лице уполномоченного хотя бы формально независимого и неподотчетного ему «контролера», общее положение дел с соблюдением прав и свобод человека в регионе, уровень зрелости гражданского общества, наконец, финансовое благополучие региона. От соотношения указанных факторов во многом зависит и функционирование института регионального уполномоченного. Так, например, при отсутствии нормального финансирования реальная работа уполномоченного будет объективно парализована независимо от его личных профессиональных и человеческих качеств.

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

1) восстановлению нарушенных прав,

 

2)совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,

 

3) развитию международного сотрудничества в области прав человека,

 

4) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

 

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

 

Сегодня "основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности"3. Учитывая специфическую российскую историю государственного управления и демократии, формирования новых национальных и региональных правозащитных институтов, актуальность развития досудебного и внесудебного механизмов защиты прав человека и в связи с включением Российской Федерации в международное и европейское правовое пространство, деятельность внесудебных правозащитных институтов представляет не только теоретический, но и практический интерес.

 

 

1.2 Структура Аппарата Уполномоченного по правам человека и его деятельность.

У федерального Уполномоченного есть свой рабочий аппарат, численность которого (по состоянию на 2016 год) — 200 человек. Все они имеют высшее образования, 65 % сотрудников аппарата имеют юридическое образование. Сотрудники аппарата не имеют полномочий, которые предоставлены Уполномоченному. По доверенности Уполномоченного сотрудники его аппарата имеют право участвовать в судебных заседаниях, парламентских слушаниях, а также проверках, проводимых совместно с другими государственными органами. Ни один сотрудник аппарата Уполномоченного не вправе (даже при наличии доверенности) запрашивать у государственных органов какую-либо информацию, знакомиться с материалами уголовных, гражданских и административных дел, участвовать в судебных заседаниях. Структурно в 2017 году аппарат Уполномоченного состоял из восьми управлений. Однако именно Аппарат рассматривает по существу большинство жалоб, поступающих Уполномоченному. В 2015 году из 28,6 тыс. поступивших к Уполномоченному обращений «самостоятельно» Уполномоченный Э. Памфилова рассмотрела лишь около 1,5 тыс. обращений. Уполномоченный также передает на рассмотрение в аппарат жалобы, которые передают ему лично.

      За это время было выяснено, что в Аппарате Уполномоченного по правам человека находятся 5 должностей госслужащих: Уполномоченный по правам человека, юрист аппарата, помощник Уполномоченного по правам человека, секретарь, бухгалтер.

Главная задача Уполномоченного – способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

 Правовая специфика аппарата Уполномоченного. В правовую специфику Аппарата Уполномоченного по правам человека входит: Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», [3]Федеральный закон от 19.02.1993 №4520-1-ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», [4]Закон Мурманской области от 12.11.2012 №1529-01-ЗМО «Об Уполномоченном по правам человека в Мурманской области»[5], Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Финансовая специфика. В рейтинге финансового менеджмента Аппарат Уполномоченного по правам человека в Мурманской области занимает второе место из тридцати четырех. Исполнение бюджета на 01.03.2020 составляет расходы ведомств: 1,4 млн руб. и общие расходы: 8 941,7 млн. руб.

Организационные особенности. Ежегодно Уполномоченный по правам человека в Мурманской области Шилов Михаил Валерьевич выступает с Докладами о деятельности Уполномоченного по правам человека во исполнении статьи 9 Закона Мурманской области от 12.11.2012 № 1529-01-ЗМО «Об Уполномоченном по правам человека в Мурманской области» перед Мурманской областной Думой. [6]

В основную деятельность уполномоченного по правам человека входит:

- организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти Мурманской области, органами местного самоуправления Мурманской области, организациями и их должностными лицами;

- правовое просвещение в области прав и законных интересов граждан, форм и методов их защиты;

- информирование жителей Мурманской области о положении в области обеспечения и защиты прав и свобод человека;

- содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан;

- содействие совершенствованию законодательства Мурманской области в части соблюдения прав человека;

- содействие совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- взаимодействие с органами государственной власти Мурманской области, органами местного самоуправления Мурманской области и организациями в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- содействие совершенствованию гражданско-правового образования, правового просвещения в Мурманской области по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.[7]

Поскольку Уполномоченный по правам человека не входит ни в систему исполнительной, ни в систему судебной власти, соответствующие жалобы нельзя рассматривать ни в качестве административных, ни в качестве судебных.

Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра соответствующей компетенции других субъектов, в том числе и по рассмотрению административных и судебных жалоб граждан. Он вправе рассматривать не только жалобы граждан РФ, но и находящихся на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Уполномоченным по правам человека не рассматриваются жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному по правам человека не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод гражданина или с того дня, когда гражданину стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес гражданина, ее подавшего, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба, направляемая Уполномоченному по правам человека, не облагается государственной пошлиной.

Получив жалобу, Уполномоченный по правам человека может принять ее к рассмотрению; разъяснить гражданину иные средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении он в 10-дневный срок уведомляет гражданина. При этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит.

В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия которых обжалуются.

Рассматривая жалобу, он вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При этом проверка не может быть поручена самому органу или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.

Однако при рассмотрении жалобы Уполномоченный по правам человека обязан предоставить этому органу или должностному лицу возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека обязан известить гражданина, ее подавшего. Он должен также направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых усматривается нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы гражданина Уполномоченный по правам человека может:

§ обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в судебном процессе;

§ обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

§ обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

§ изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

§ обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения их жалоб Уполномоченный по правам человека также вправе:

направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

обращаться к субъектам, обладающим законодательной инициативой, с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, если полагает, что решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, обусловлены несовершенством законодательства либо законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: