Семинар 5. Оформление результатов научного исследования

1. Чем нужно руководствоваться при оформлении текста научной работы?

Оформление текста научной работы регламентируется ГОСТами, на основании которых потом составляются «локальные» конкретные требования, которым нужно следовать. В тексте должна прослеживаться строгая логичность и последовательность изложения материала, а язык изложения должен быть ясным и точным.

Также нужно уметь четко укладываться в заданный объем. При написании текста лучше сразу выставить все параметры оформления, такие как шрифт, интервал и поля, чтобы видеть, укладываетесь ли вы в заданный объем или нет, и сразу вносить соответствующие изменения. 

2. Перечислите основные структурно-композиционные части текста научной работы.

Квалификационная работа традиционно состоит из Введения, двух или более Глав, Заключения, Списка использованных источников. И содержит следующие структурные элементы:

· Титульный лист;

· Задание (опционально, если указано в требованиях);

· Аннотация (опционально, если указано в требованиях);

· Содержание;

· Введение;

· Теоретическая глава / главы;

· Практическая глава / главы;

· Заключение;

· Список использованных источников.

Кроме того, в работе могут быть дополнительные разделы: Перечень сокращений и условных обозначений, Приложение (Приложения).

3. Что такое УДК и как его определить?

Универсальная десятичная классификация  – это система классификации информации, которая широко используется во всём мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек. Обычно индекс для своей статьи должен предоставлять автор. Для того, чтоб его получить необходимо обратиться в библиографический отдел научной библиотеки, где нужно указать название статьи, аннотацию и ключевые слова.

4. Что обычно содержит аннотация к научной работе?

Аннотация должна быть информативной, содержательной и компактной. Объем аннотации указывается в требованиях к работе(1-2 предложения). Аннотация содержит общий научный или дисциплинарный контекст, постановку проблемы, методы или пути ее решения, полученные результаты (без деталей) и возможность их применения.

5. По какому принципу отбираются ключевые слова и каково их количество?

Ключевые слова выражают основное смысловое содержание работы, служат ориентиром для читателя и используются для поиска данной работы в электронных базах. Их количество обычно определяется требованиями к работе. Чаще всего это от 3 до 7-10 ключевых слов. Традиционно ключевые слова – это существительные, отражающие объект, предмет, материал и нередко основной лингвистический метод исследования.

6. Какие содержательные элементы включает в себя введение к квалификационной научной работе?

Введение включает в себя:

· краткое разъяснение сущности исследуемой проблемы и обоснование ее актуальности;

· объект и предмета исследования;

· цели и задачи исследования;

· материал исследования;

· методы исследования (краткое описание фактического материала, его объема с указанием единицы наблюдения);

· доказательство достоверности (опционально, если указано в требованиях);

· новизна / элемент новизны;

· теоретическая и практическая значимость;

· краткое описание структуры работы.

7. Нужно ли введение в научной статье? Если да, то о чем в нем говорится?

Введение обязательно должно быть, т.к в нем дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы. Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка.

8. Как структурируется основная часть квалификационной научной работы?

Теоретическая часть исследования состоит из одной или двух глав. Главы делятся на разделы / параграфы, которые должны иметь относительно законченный характер, т.е. завершаться обобщающим абзацем. Изложение внутри глав и разделов должно быть последовательным, не рекомендуется многократное возвращение к одной и той же мысли в разных параграфах. Каждая глава и раздел (или параграф) текста обозначается цифрой и заголовком. Заголовки глав и разделов в точности воспроизводятся в Содержании. Каждая глава завершается выводами, где кратко перечисляются результаты рассмотрения проблематики. Объем теоретической части не должен превышать половины текста исследования.

Практическая часть исследования представлена в отдельной главе / главах и также завершается выводами, где подводится итог описанию практического материала.

Теоретическая и практическая части должны быть «уравновешены». 

9. Как нумеруются ее структурно-композиционные элементы?

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам, он не нумеруется. Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Обычно параграфы имеют двойную нумерацию арабскими цифрами. Части параграфа могут иметь тройную нумерацию, но дальнейшее деление не допускается. Введение и заключение не нумеруются.

10. Каковы общие принципы научного стиля?

Основными принципами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения, а также использование вводных слов и недопустимость эмоционально окрашенных слов, просторечий и жаргонизмов.

11. Перечислите основные синтаксические особенности научного стиля.

Научная речь значительно отличается от других стилей речи. В лексике отмечается большая частотность абстрактных существительных, а также отглагольных существительных, обозначающих процессы. Среди глагольных форм преобладают формы настоящего времени изъявительного наклонения, так как научная речь констатирует настоящее состояние дел. Также можно добавить,что предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения. Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета. Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста. Преобладает прямой порядок слов. Практически отсутствуют обороты разговорной речи.

12. По какому принципу текст делится на абзацы?

 Одна мысль должна быть выражена в одном абзаце.

13. Какой может быть композиция каждого абзаца?

Сначала идет «тематическое предложение», то есть основной тезис, который потом аргументируется, либо называется предмет, а затем даются его признаки. Следует обратить внимание, что если признаков много,то их можно дать столбиком, оформив в виде маркированного списка (маркером по ГОСТу служит дефис, но часто ставят и тире). С другой стороны, такие списки занимают много места на странице, поэтому стоит использовать их или нет, зависит то того, сколько есть «свободного места», ведь при написании любой научной работы важно соблюдать требования к объему.

14. Перечислите и проиллюстрируйте основные типы вводных слов, употребляемых в научном стиле. Какова их основная функция?

Для того, чтобы обеспечить связность и логичность текста, используются вводные слова, которые могут маркировать: 

· последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, вопервых, во-вторых, значит, итак и др., прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть);

· противопоставление (однако, между тем, в то время как, тем не менее); 

· причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же); 

· выводы (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

 Важно, чтобы вводные слова не превращались в «слова-паразиты» и не «засоряли» текст. Кроме того, в научных текстах употребляются клише – готовые устойчивые выражения и фразы.

15. Допустимы ли в научном изложении экспрессивность, эмоциональность и оценочность?

Нет, автор должен быть максимально объективен.

16. Каковы основные принципы отбора и употребления научной терминологии?

Смысловая точность научного текста обеспечивается тщательным подбором слов, передающих мысль автора и сводящих к минимуму возможность неправильной интерпретации. Важную роль в этом играет выбор терминов. Среди требований к термину выделяют краткость, простоту, однозначность, мотивированность, согласованность с другими терминами, предпочтение уже внедренным и отечественных терминов новым и иностранным. Так, краткий и простой термин предпочтительнее словосочетания, его однозначность достигается приведением четкой дефиниции, мотивированность предполагает, что выбранный термин похож на другие термины той же терминологии или на слова общего языка, благодаря чему его значение легче понять.

17. Каковы основные принципы использования буквенной символики и сокращений?

При повторе терминологического понятия в тексте работы в целях экономии места автор может заменить его сокращением в виде заглавных букв. В таком случае это делается следующим образом: при первом же употреблении данного понятия в тексте (но не во Введении, если это текст квалификационной работы) вслед за полным названием, набранным полужирным или наклонным шрифтом, в скобках помещается избранная автором аббревиатура.

18. Каким может быть иллюстративный материал в тексте научной работы по филологии?

Это могут быть как вербальный иллюстративный материал, так и графический.

19. Как оформляется вербальный иллюстративный материал?

Традиционно вербальный иллюстративный материал (слова или словосочетания) печатается курсивом. Значения слов заключаются в кавычки. Более длинные сегменты (части предложений либо одно или несколько предложений целиком) приводятся в соответствии с правилами цитирования.

20. Что относится к графическим иллюстрациям?

К графическим иллюстрациям относятся графики, схемы, диаграммы, рисунки, иллюстрирующие или обобщающие материалы исследования.

21. Как оформляются графики, схемы и собственно рисунки?

Все иллюстрации должны иметь название и порядковый номер и обязательно упоминаться в тексте работы. Обычно под ними дается слово «рисунок», затем его порядковый номер и название.

22. Как строятся и оформляются таблицы?

Как и рисунки, таблицы необходимо упомянуть и прокомментировать в тексте. Но и сами по себе они также должны быть понятными. Сама таблица в целом, а также ее столбцы и строки должны иметь название. Если столбцы содержат цифры, их нужно подытожить. Обычно таблицы, как и рисунки, имеют сквозную нумерацию по всему тексту работы. Но если таблиц и / или рисунков много, в объемных квалификационных работах их могут нумеровать так: «Таблица 2.1», «Рисунок 3.2». Тогда первая цифра означает номер главы или раздела, а вторая – номер таблицы или иллюстрации внутри него. Если таблиц или иллюстраций не много, лучше использовать сплошную нумерацию, причем рисунки нумеруются отдельно, таблицы – отдельно. В правом верхнем углу над заголовком таблицы размещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. При перенесении части таблицы на другую страницу слово «Таблица» приводят один раз справа над первой частью, далее пишут слова «Продолжение табл.» и указывают ее номер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: