Насонова Вика, 5 класс В

Участник парада Победы (из газеты):

… И получал 20 копеек в день

Первым командиром авиационно-зенитной базы в нашем регионе был Василий Михайлович Насонов. Начинать ему, как говорится, с нуля. А полигон, между тем, требовалось подготовить к эксплуатации в крайне сжатые сроки. Человек, прошедший не один фронт Великой Отечественной войны и имеющий огромный командирский опыт, с поставленной задачей справился.

    Василий Михайлович Насонов родился 1 января 1914 года в крестьянской семье. Семилетним мальчишкой окунулся в «трудовую деятельность»: по 14 часов в день боронил почву, получая за это ежедневно 20 копеек.

      После окончания в 1934 году педагогического техникума Василий Михайлович по комсомольской путевке был направлен в Оренбург, в лётную школу.

- Лётному делу в школе нас обучали настоящим образом, - вспоминает ветеран. – Приходилось осваивать разные типы самолётов…

          Затем была учёба в Борисоглебской лётной школе, служба в Брянской авиационной бригаде.  

        Великая Отечественная война застала старшего лейтенанта В. Насонова в Риге.

Им объявили: Киев бомбили!

       На рассвете 22 июня 1941 года 21 –й истребительный авиационный полк был поднят в воздух. Первая схватка с фашистскими стервятниками выдалась жаркой: шесть самолетов Ю-88 были уничтожены. Полк потерял три истребителя. Самолет заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта В. Насонова, получив повреждения, совершил посадку вне аэродрома…

         В конце июля – начале августа полк получил новые самолеты – ЛАГГ-3.

    - Обстановка на фронте была критической, - говорит Василий Михайлович, - и долго задерживаться в учебном центре не представлялось возможным. Нам сказали: там, на фронте доучитесь.

… Боевой приказ был предельно корректным: обеспечить полет группы штурмовиков, которая должна нанести удар по аэродрому г. Россошь, где базировались фашистские бомбардировщики. Группу истребителей возглавлял В. Насонов.

        Не успели лечь на курс, как «Илы» пошли на посадку, а за штурмовиками, естественно, произвели посадку и истребители. Оказалось, у ведущего штурмовика «забарахлили» двигатель… А заместителя ведущего группы, увы, не оказалось.

        Долго отдыхать на земле не пришлось. «Сверху» скомандовали: во что бы то ни стало выполнить задание!

         И вскоре штурмовики вновь взлетели, построились в боевой порядок и взяли курс к цели. Пересекли линию фронта, углубившись на вражескую территорию…

         - В это время, - рассказывает Василий Михайлович, - нас обогнала группа Ю-88, которая следовала на аэродром посадки после выполнения задания. Возникло серьезное опасение, что нас «застучат», а встреча с «мессерами» наверняка сорвет выполнение задания. Но ничего подобного не произошло. По всей видимости, наши «Илы» были приняты немцами за самолеты Ю-87, а истребители – за «мессершмитты». Как бы там ни было, мы беспрепятственно вышли на вражеский аэродром, где увидели большое число бомбардировщиков на стоянках, у самолетов стояли автозаправщики, обслуга готовила крылатые машины к очередному вылету. И в этот момент штурмовики нанесли ошеломляющий удар – бомбы рвались, поднимая фонтаны земли, «языки горящего бензина» беспощадно уничтожали вражеские самолеты. Черное облако дыма застилало горизонт - это взорвался склад с горючим…

      Зенитные батареи пытались было открыть огонь, но в дело вмешались истребители. Проштурмовали их позиции, а отсутствие истребителей противника позволило нашим истребителям справиться с поставленной задачей более чем блестяще…

   - Всего в ходе налета, - говорит ветеран, - было уничтожено около 30 бомбардировщиков и большое количество летно-технического состава. Позднее наши разведчики сообщили, что убитых немцев хоронили в течение трех суток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: