Действия верховной власти

Тема: «Первая русская революция 1905-1907 гг.».

Цели:

1. Образовательная: подвести учащихся к пониманию того, что первая русская революция была обусловлена неудовлетворенностью правительством вовремя назревших народных потребностей; попыткой решить коренные проблемы русского народа; раскрыть характер и итоги революции.

2. Развивающая: дальнейшее формирование умений и навыков учащихся по анализу исторического документа; самостоятельной работы с материалами учебника, документа.

3. Воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: карта «Революция 1905- 1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портрет Николая II, видеоролик «Первая русская революция».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: практическая работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление.

IV. Подведение итогов.

Эпиграф урока:

«Все революции происходят оттого, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные потребности. Они происходят оттого, что правительства остаются глухими к народным нуждам». (С.Ю. Витте).

План урока

1.Причины революции.

2.Характер и цели революции.

3. Этапы революции.

4. Итоги первой русской революции 1905-1907 гг.

XX век ознаменовался в России многочисленными событиями и явлениями.

Одним из таких событий стала первая русская революция 1905- 1907гг, в ходе которой верховная власть вынуждена была пойти на изменение политической системы России (учащиеся записывают тему).

Проблемный вопрос: «Были ли решены проблемы, породившие первую русскую революцию 1905 - 1907 гг.».

Этап формирования новых знаний.

1. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выявить причины революции

Работа с документом. Из петиции рабочих царю от 9 января 1905 года.

(петиция- коллективное письменное обращение к властям

(Учащиеся читают текст документа, обсуждают с преподавателем и записывают в тетрадь причины революции)

(приложение 1)

2.Характер и цели революции.

Историки революцию называют буржуазно- демократической.

Характер и цели революции поясняет преподаватель после демонстрации видеоролика «Первая русская революция 1905-1907 гг».

(в тетрадях делаются записи)

Приложение 2.

3.Учащиеся работают группами. Каждая группа представляет результат работы в виде сообщения. Участники других групп фиксируют материал в своих рабочих листках.

(приложение 3.4,5).

4.Работа с документом и в тетради.

а) Отметьте в петиции рабочих Николаю II требования, которые были удовлетворены правительством в ходе первой русской революции.

б) Выделите главный итог революции 1905 - 1907 гг.

(приложение 6).

Этап закрепления.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос «Были ли решены проблемы, породившие первую русскую революцию 1905 - 1907 гг.».

Этап подведения итогов, д/з.

Преподаватель подводит итоги. Поясняет д/з, благодарит за урок.

Приложение 1. Задание 1. Причины революции 1905- 1907 гг.

1. Отсутствие политических свобод и парламента как формы представительной власти, что вызывало противостояние самодержавия и общества.

2. Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей.

3. Тяжелое положение рабочего класса вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом.

4. Неудачный ход и поражение России в Русско- японской войне 1904- 1905 гг.

5. Ущемление прав национальных меньшинств, связанное с «русификацией»; наступление на на автономию Польши и Финляндии, государственный антисемитизм.

Приложение 2. Характер и цели революции 1905—1907 гг.

Характер первой русской революции- буржуазно- демократический. Буржуазной т.к. сохранила феодальные пережитки (помещичье землевладение, использование наемного труда); демократической т.к.должна демократизировать политический строй.

Движущие силы революции: буржуазия, крестьянство, пролетариат

Три лагеря:

Буржуазно- демократический (либеральный)

Революционный

Монархический

Цели революции:

1. Свержение самодержавия

2. Установление демократической республики

3. Введение демократических свобод

4. Ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей

5. Сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов

6. Признание прав рабочих на стачки и создание профессиональных союзов.

Приложение 3.

I этап революции

Январь-сентябрь 1905 г.

(начало и развитие революции по восходящей линии)

1.«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. (импульс для революционных выступлений);

2.Стачка Иваново- Вознесенских рабочих май- июнь 1905г. (возникновение совета рабочих уполномоченных);

3.Съезд земских представителей и Всероссийский крестьянский съезд- требование конституционных реформ май—июнь 1905 г.

4. Восстание на броненосце «Потемкин» июнь 1905 г.

Реакция верховной власти. Обещания и полумеры.

1. 18 февраля 1905 г.- рескрипт Николая II с обещаниями реформ.

2. 6 августа 1905 г.- указ Николая II об учреждении Государственной думы (так называемой «Булыгинской»)

 

Вывод по I этапу: усиление революционного движения

Приложение 4.

II этап революции

Октябрь-декабрь 1905 г.

(Высший подъем революции)

1. Всероссийская политическая стачка (сентябрь- октябрь 1905 г.)

2. Образование политических партий (кадеты, октябристы,черносотенные организации)

3. Образование Советов рабочих депутатов в Москве и Петербурге (ноябрь- декабрь 1905г.)

4. Восстание на флоте (Севастополь, Кронштадт- октябрь- ноябрь 1905 г.)

5. Декабрьское вооруженное восстание в Москве

 

Действия верховной власти

1.

1. 17октября 1905 г.- царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;

2. Издание нового закона о выборах в I Государственную думу (11 декабря 1905г.);

3. Подавление с помощью войск (15- 18 декабря 1905 г.)

Вывод по II этапу: революция пошла на спад

III этап революции.

Январь 1906—июнь 1907 гг.

(спад революции)

1. Массовые крестьянские волнения (июнь 1906 г.)

2. Восстание солдат и моряков Балтийского флота в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле (июль 1906 г.)

3. Выборы в I Государственную думу (26.03 и 20.04.1906г.) и начало работы I Государственной думы (27.04.1906г)

4. Думский адрес императору с требованием введения конституционного правления (05.05.1906 г.)

5. Роспуск I Государственной думы (10.07.1906 г.)

6. Покушение на П.А. Столыпина (12.08.1906 г.)

7. Деятельность II Государственной думы (20.02- 02.06.1907 г.) Роспуск II Государственной думы (03.06. 1907 г.)

 

Действия верховной власти

1. Преобразование Государственного совета в верхнюю палату парламента (26.02.1906 г.)

2. Издание «Основных законов Российской империи», определявших полномочия Госсовета и Госдумы (23.04.1904 г.)

3. Издание «Временных правил», разрешавших создание профсоюзов (04.03.1906 г.)

4. Создание военно- полевых судов (19.08.1906 г.)

5. Начало аграрной реформы П.А. Столыпина. Издание царского указа, предоставлявшего крестьянину право выхода из общины с принадлежавшим ему земельным наделом (09.11.1906 г.)

 

Вывод по III этапу: завершение первой русской революции

 

Приложение 6. Итоги первой русской революции 1905- 1907 гг.

 

1. Создание Государственной думы;

2. Провозглашение свободы слова;

3. Разрешение создавать профсоюзы;

4. Реформа Государственного совета- преобразование его в верхнюю палату парламента;

5. Столыпинские реформы;

6. Утверждение «Основных законов Российской империи»;

7. Начало движения России к конституционной монархии и правововому государству.

Главный итог революции: верховная власть была вынуждена внести изменения в политическую систему страны и заняться аграрным вопросом.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос «Были ли решены проблемы, породившие первую русскую революцию 1905- 1907 гг».

Революция имела незавершенный характер, т.к. она не могла разрешить все проблемы, которые ее породили.

 

Нерешенные проблемы первой русской революции 1905-1907гг

1. Аграрный вопрос;

2. Рабочий вопрос (не было рабочего законодательства);

3. Национальный вопрос;

4. Политический кризис;

5. Поражение России в русско- японской войне, ставшее очевидным к началу 1905 г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: