Тема: «Первая русская революция 1905-1907 гг.».
Цели:
1. Образовательная: подвести учащихся к пониманию того, что первая русская революция была обусловлена неудовлетворенностью правительством вовремя назревших народных потребностей; попыткой решить коренные проблемы русского народа; раскрыть характер и итоги революции.
2. Развивающая: дальнейшее формирование умений и навыков учащихся по анализу исторического документа; самостоятельной работы с материалами учебника, документа.
3. Воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: карта «Революция 1905- 1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портрет Николая II, видеоролик «Первая русская революция».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: практическая работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление.
IV. Подведение итогов.
Эпиграф урока:
«Все революции происходят оттого, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные потребности. Они происходят оттого, что правительства остаются глухими к народным нуждам». (С.Ю. Витте).
|
|
План урока
1.Причины революции.
2.Характер и цели революции.
3. Этапы революции.
4. Итоги первой русской революции 1905-1907 гг.
XX век ознаменовался в России многочисленными событиями и явлениями.
Одним из таких событий стала первая русская революция 1905- 1907гг, в ходе которой верховная власть вынуждена была пойти на изменение политической системы России (учащиеся записывают тему).
Проблемный вопрос: «Были ли решены проблемы, породившие первую русскую революцию 1905 - 1907 гг.».
Этап формирования новых знаний.
1. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выявить причины революции
Работа с документом. Из петиции рабочих царю от 9 января 1905 года.
(петиция- коллективное письменное обращение к властям
(Учащиеся читают текст документа, обсуждают с преподавателем и записывают в тетрадь причины революции)
(приложение 1)
2.Характер и цели революции.
Историки революцию называют буржуазно- демократической.
Характер и цели революции поясняет преподаватель после демонстрации видеоролика «Первая русская революция 1905-1907 гг».
(в тетрадях делаются записи)
Приложение 2.
3.Учащиеся работают группами. Каждая группа представляет результат работы в виде сообщения. Участники других групп фиксируют материал в своих рабочих листках.
(приложение 3.4,5).
4.Работа с документом и в тетради.
а) Отметьте в петиции рабочих Николаю II требования, которые были удовлетворены правительством в ходе первой русской революции.
б) Выделите главный итог революции 1905 - 1907 гг.
|
|
(приложение 6).
Этап закрепления.
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос «Были ли решены проблемы, породившие первую русскую революцию 1905 - 1907 гг.».
Этап подведения итогов, д/з.
Преподаватель подводит итоги. Поясняет д/з, благодарит за урок.
Приложение 1. Задание 1. Причины революции 1905- 1907 гг.
1. Отсутствие политических свобод и парламента как формы представительной власти, что вызывало противостояние самодержавия и общества.
2. Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей.
3. Тяжелое положение рабочего класса вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом.
4. Неудачный ход и поражение России в Русско- японской войне 1904- 1905 гг.
5. Ущемление прав национальных меньшинств, связанное с «русификацией»; наступление на на автономию Польши и Финляндии, государственный антисемитизм.
Приложение 2. Характер и цели революции 1905—1907 гг.
Характер первой русской революции- буржуазно- демократический. Буржуазной т.к. сохранила феодальные пережитки (помещичье землевладение, использование наемного труда); демократической т.к.должна демократизировать политический строй.
Движущие силы революции: буржуазия, крестьянство, пролетариат
Три лагеря:
Буржуазно- демократический (либеральный)
Революционный
Монархический
Цели революции:
1. Свержение самодержавия
2. Установление демократической республики
3. Введение демократических свобод
4. Ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей
5. Сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов
6. Признание прав рабочих на стачки и создание профессиональных союзов.
Приложение 3.
I этап революции
Январь-сентябрь 1905 г.
(начало и развитие революции по восходящей линии)
1.«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. (импульс для революционных выступлений);
2.Стачка Иваново- Вознесенских рабочих май- июнь 1905г. (возникновение совета рабочих уполномоченных);
3.Съезд земских представителей и Всероссийский крестьянский съезд- требование конституционных реформ май—июнь 1905 г.
4. Восстание на броненосце «Потемкин» июнь 1905 г.
Реакция верховной власти. Обещания и полумеры.
1. 18 февраля 1905 г.- рескрипт Николая II с обещаниями реформ.
2. 6 августа 1905 г.- указ Николая II об учреждении Государственной думы (так называемой «Булыгинской»)
Вывод по I этапу: усиление революционного движения
Приложение 4.
II этап революции
Октябрь-декабрь 1905 г.
(Высший подъем революции)
1. Всероссийская политическая стачка (сентябрь- октябрь 1905 г.)
2. Образование политических партий (кадеты, октябристы,черносотенные организации)
3. Образование Советов рабочих депутатов в Москве и Петербурге (ноябрь- декабрь 1905г.)
4. Восстание на флоте (Севастополь, Кронштадт- октябрь- ноябрь 1905 г.)
5. Декабрьское вооруженное восстание в Москве
Действия верховной власти
1.
1. 17октября 1905 г.- царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
2. Издание нового закона о выборах в I Государственную думу (11 декабря 1905г.);
3. Подавление с помощью войск (15- 18 декабря 1905 г.)
Вывод по II этапу: революция пошла на спад
III этап революции.
Январь 1906—июнь 1907 гг.
(спад революции)
1. Массовые крестьянские волнения (июнь 1906 г.)
2. Восстание солдат и моряков Балтийского флота в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле (июль 1906 г.)
3. Выборы в I Государственную думу (26.03 и 20.04.1906г.) и начало работы I Государственной думы (27.04.1906г)
4. Думский адрес императору с требованием введения конституционного правления (05.05.1906 г.)
5. Роспуск I Государственной думы (10.07.1906 г.)
6. Покушение на П.А. Столыпина (12.08.1906 г.)
7. Деятельность II Государственной думы (20.02- 02.06.1907 г.) Роспуск II Государственной думы (03.06. 1907 г.)
|
|
Действия верховной власти
1. Преобразование Государственного совета в верхнюю палату парламента (26.02.1906 г.)
2. Издание «Основных законов Российской империи», определявших полномочия Госсовета и Госдумы (23.04.1904 г.)
3. Издание «Временных правил», разрешавших создание профсоюзов (04.03.1906 г.)
4. Создание военно- полевых судов (19.08.1906 г.)
5. Начало аграрной реформы П.А. Столыпина. Издание царского указа, предоставлявшего крестьянину право выхода из общины с принадлежавшим ему земельным наделом (09.11.1906 г.)
Вывод по III этапу: завершение первой русской революции
Приложение 6. Итоги первой русской революции 1905- 1907 гг.
1. Создание Государственной думы;
2. Провозглашение свободы слова;
3. Разрешение создавать профсоюзы;
4. Реформа Государственного совета- преобразование его в верхнюю палату парламента;
5. Столыпинские реформы;
6. Утверждение «Основных законов Российской империи»;
7. Начало движения России к конституционной монархии и правововому государству.
Главный итог революции: верховная власть была вынуждена внести изменения в политическую систему страны и заняться аграрным вопросом.
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос «Были ли решены проблемы, породившие первую русскую революцию 1905- 1907 гг».
Революция имела незавершенный характер, т.к. она не могла разрешить все проблемы, которые ее породили.
Нерешенные проблемы первой русской революции 1905-1907гг
1. Аграрный вопрос;
2. Рабочий вопрос (не было рабочего законодательства);
3. Национальный вопрос;
4. Политический кризис;
5. Поражение России в русско- японской войне, ставшее очевидным к началу 1905 г.