Массовая политическая грамотность граждан необходима всему обществу, ибо предохраняет его от деспотии и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизационного проживания людей в государстве – забота всего современного общества, важное условие его благополучия…
Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, именно от сознательности выбора и активности граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта…
|
|
Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей и, прежде всего, свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель – научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государственным и общественным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной.
Демократическое политическое образование призвано придать политике человеческое измерение, сдерживать проявления в политических действиях эгоцентрической мотивации, нетерпимости и эмоциональной неуравновешенности, а также идеологического классового или националистического иррационализма, нередко выступающего под флагом борьбы за тотальную рационализацию общества. Одна из его первейших задач – выработка у граждан устойчивого иммунитета или, по крайней мере, взвешенного, критического отношения к различного рода, радикалистским идеологиям, враждебным демократическому строю и стремящимся навязать обществу ту или иную социальную утопию. (В.П.Пугачев, А.И.Соловьев).
|
|
С1. Зачем, по мнению авторов, массовая политическая грамотность граждан необходима всему обществу? Как авторы определяют политическую культуру?
С2. Как связаны демократическое политическое образование и гуманистические ценности? Используя содержание текста, укажите любые три цели демократического политического образования.
С 3. Почему демократический строй не может быть эффективным без соответствующей политической культуры населения? Используя содержание текста, дайте два объяснения. Опираясь на факты общественной жизни и личный социальный опыт, укажите три любые способа, которыми граждане могут приобретать опыт участия в политике.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Политическая власть
Власть –это способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо.
Основные компоненты власти: субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс.
1. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество.
2. Объект - это другой человек или группа, готовые подчиняться.
Готовность к подчинению зависит от ряда факторов:
- от собственных качеств объекта властвования,
- от характера предъявляемых к нему требований,
- от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект,
- а также от восприятия руководителя исполнителями.
Готовность подчиняться может быть основана на страхе, привычке или интересе, а также на авторитете субъекта.