Дополнительный материал

 

Извлечения из УК РФ

Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

1. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательства над потерпевшим либо сопряженное с насилием, - наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении двух и более лиц; группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия; с причинением средней тяжести вреда здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Статья 336. Оскорбление военнослужащего.

1. Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы – наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

2. Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы – наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

 

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.

Таким образом, взаимоотношения военнослужащих – сложное социально-психологическое явление в воинском коллективе, представляющее собой специфический комплекс личностных связей и отношений, складывающийся на основе взаимного познания, межличностных действий и взаимных оценок в ходе воинской службы.

Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в

Повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.

Понятие конфликта

Конфликт (от лат. conflictus) - это столкновение двух или более различных точек

зрения. Конфликт - это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, который возникает в процессе взаимодействия и заключается в противодействии его участников. Конфликт обычно сопровождается негативными эмоциями, выходит за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфлики.

Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию,

несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликтующими сторонами могут быть как общественные группы, так и отдельные личности.

Конфликтная ситуация - это ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия.

Можно ли вообще не вступать в конфликты, и существуют ли люди, которые в них никогда не вступают? Людей, никогда не вступающих в конфликты, не существует. Конфликты возникают в нашей жизни почти ежедневно, причем большинство из них - не по желанию участников. Можно назвать конфликтом и серьезную ссору между друзьями, и случайную перебранку незнакомых людей в переполненном автобусе, и скандал с родителями из-за очередной двойки, и противостояние представителей различных национальностей.

Формула конфликта: Конфликт = истинная причина + повод

Истинная причина - это накопившиеся противоречия, или «корни», конфликта. Повод - или обстоятельство, являющееся толчком к началу конфликта. Повод иногда кажется незначительным.

Конфликт можно сравнить с айсбергом: на поверхности воды мы видим только небольшую его часть (то есть повод), а глубоко под водой, скрытая для поверхностного наблюдателя, находится большая часть айсберга (истинная причина конфликта).

Виды конфликтов

Все конфликты можно разделить на пять видов:

Личностные - между одним человеком и группой людей (например, на вечеринке

все ребята хотят танцевать, а Сережа включает для прослушивания новую рок-оперу).

Межличностные - между двумя людьми (например, Сережа с братом живут одной

комнате, В 11 часов вечера Сережа собирается лечь спать, а его брат включил громкую

Групповые - между людьми одной группы (например, одна половина группы

считает, что всем надо прогулять учебное занятие, а вторая половина - что всем нужно

Межгрупповые конфликты (например, между фанатами «Спартака» и «Динамо»),

Внутренние - «внутри» одного человека (например, Сереже знакомые ребята

предлагают сигарету, ему интересно попробовать, но в то же время он знает об опасности

Причины конфликтов

Основными проявлениями конфликтного поведения считаются:

■ стремление к превосходству, выражающееся в виде угроз, обвинений, замечаний, несправедливой критики, насмешек;

■ хвастовство;

■ категоричность;

■ навязывание советов, своей точки зрения;

■ открытое недоверие;

■ прерывание собеседника;

■ снисходительное отношение к собеседнику;

■ подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;

■ устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;

■ заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;

■ неискренность в суждениях;

■ резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;

■ неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и др.

 

В протекании конфликта можно выделить пять основных этапов:

■ возникновение конфликтной ситуации (предпосылка конфликта);

 

■ осознание наличия конфликтной ситуации ее участниками. Оно проявляется в виде грубых и недоброжелательных высказываний, угроз, изменения настроения. Угрозы не просто выражают желание сделать что-то, что повредит другой стороне - они преследуют цель принудить соперника действовать согласно предъявленным требованиям («Если не вернешь деньги, то...», «Если ты ко мне приблизишься,...»);

■ начало открытого конфликтного взаимодействия. При этом один из участников переходит в наступление, направленное на нанесение ущерба противнику. Другой участник в свою очередь предпринимает активные ответные шаги;

■ развитие открытого конфликта, когда участники выдвигают требования, не всегда понимая суть происходящего. Развитие конфликта идет по нарастающей – каждое действие порождает противодействие, которое опережает его на шаг. Иногда участники теряют предмет конфликта, забывая в пылу битвы, с чего все началось;

■ разрешение конфликта, которое часто достигается педагогическими (убеждение, беседа) или административными методами (увольнение, перевод на другую работу). Важную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены (от лат. conflictus + gen—рождающий конфликт) - слова, действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть приводящие к конфликту непосредственно.

Основными словами-конфликтогенами являются:

■ слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы в этом не разбираетесь» и др.;

■ оскорбления: «негодяй», «подонок», «дурак», «бестолочь», «лентяй», «ничтожество» и др.;

■ угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню», «ты еще пожалеешь» и др.;

■ насмешки: «очкарик», «лопоухий», «мямля», «дистрофик», «коротышка» и др.;

■ обидные сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай» и др.;

■ слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.;

■ долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и др.;

■ обвинения: «вы все испортили», «вы обманщик», «ты во всем виноват» и др.;

■ слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто» и др.;

■ слова, выражающие снисходительность: «Это же все, кроме тебя, прекрасно понимают», «Не представляю, как можно не знать таких элементарных вещей!», «Ведешь себя, как маленький»;

■ слова, выражающие хвастовство: «Я разбираюсь в этом лучше, чем ты», «Вот я – совсем другое дело!»;

■ слова, навязывающие свою точку зрения: «Слушайся меня, я старше и понимаю это лучше тебя».

Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены. Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, чем к тому, что говорим сами.

Какие же черты личности способствуют тому, что человек становится трудным в

общении, конфликтным, часто употребляет слова- конфликтогены? Это прежде всего излишнее стремление к превосходству, агрессивность и эгоизм. Для того чтобы удержаться от употребления слов-конфликгогенов и перейти на бесконфликтное общение, надо попытаться преодолеть в себе эти негативные черты.

Единственный способ преодолеть собственное тщеславие и чувство превосходства над другими - предоставить собеседнику возможность почувствовать свою значимость в ваших глазах, сознательно отказаться от выпячивания собственных достоинств, проявитьскромность в поведении и высказываниях.

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплеснув ее на окружающих, человек обычно сталкивается с еще большей агрессивностью. В то же время «накапливание пара», подавление эмоций вредно для здоровья и даже может привести к различным заболеваниям. Что же делать? Для снятия психической напряженности в виде повышенной агрессивности есть проверенные методы.

Пассивный способ - выговориться, поплакаться кому-то. Психическое напряжение снимается при помощи сочувствия и сопереживания. Психотерапевты советуют плакать, так как со слезами происходит удаление из организма особых ферментов – спутников стресса, оказывающих вредное влияние на нервную систему. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях; мужчинам, так уж сложилось, не свойственно жаловаться и плакать. Поэтому им больше поможет активный способ снятия психического напряжения — занятие различными видами спорта с большой физической нагрузкой. Очень полезно бегать, заниматься теннисом, волейболом,

баскетболом. Активная физическая работа (чистить снег, пилить и колоть дрова, копать огород, мыть пол) также отлично помогает снять излишнюю агрессивность.

И еще одно общее правило: стараться больше думать о хорошем, позитивном,

жизнеутверждающем. Позитивное мышление очень важно для улучшения настроения и самочувствия.

Как известно, любая крайность в чем-то - это недостаток. Это, конечно, касается и эгоизма, принципа «все себе». Разумная любовь к себе необходима. Но она может быть доведена до такого состояния, когда человека перестают любить даже близкие. Для преодоления эгоизма следует понимать, что, делая добро другим, мы делаем его в первую очередь себе. В настоящее время часто употребляют термин «разумный эгоизм», то есть умение жить собственными интересами, не противореча интересам других людей. Только элементарно обеспечивший свои потребности человек может сделать что-то для другого, так, например, чтобы помогать обездоленным деньгами, надо их сначала заработать.

Простые секреты бесконфликтности:

1. Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.

2. Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.

3. Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.

4. Ищите то, что вас сближает.

5. Старайтесь говорить о предмете, интересующем собеседника.

6. Не кидайте в собеседника булыжники.

7. Без нужды не задевайте.

8. Избиение под знаком юмора.

9. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.

10.  Заканчивайте беседу комплиментом. Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Лучшие способы разрешения конфликтов - постоянная забота друг о друге, своевременная информированность о ситуации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: