До ухода на практику обучающийся должен вместе с преподавателем кафедры составить календарный план. При выполнении программы практикант может занимать те или иные вакантные места не более того времени, которое отведено по рабочему календарному плану прохождения практики. Желательно, чтобы обучающийся не менее 50% времени посвящал непосредственному участию в производственном процессе. Выполнение этих обязанностей не должно препятствовать выполнению всей программы практики. Во время прохождения производственной практики студенты ведут «Дневник производственной практики». Записи в дневнике делают ежедневно и аккуратно.
Один раз в неделю дневник проверяется руководителем практики от предприятия и подписывается.
При прохождении практики обучающийся обязан:
· полностью выполнять задания, предусмотренные программой;
· подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;
· изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и внутренней санитарии;
· отвечать за выполняемую работу наравне со штатными работниками;
· до начала практики получить от руководителя практики задачи и консультации по оформлению всех необходимых документов;
· изучить «Программу производственной практики» и требования к выполнению индивидуального задания;
· своевременно прибыть на базу практики;
· работать в соответствии с календарным планом;
· в полном объеме выполнить все задания, предусмотренные программой практики и указаниями руководителя;
· обращаться к руководителю практики при возникновении трудностей теоретического и практического характера;
· вести дневник практики;
· своевременно представить руководителю практики отчетные документы и сдать дифференцированный зачет по практике.
По окончании практики обучающийся должен:
· вовремя закончить практику и прибыть в учебное заведение в установленный срок;
· составить подробный письменный отчет о выполнении всех заданий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1) Требования к выполнению программы практики.
В связи с тем, что обучающиеся во время практики закрепляют знания, приобретенные на теоретических занятиях, приобретают умения и навыки в основном при выполнении конкретных практических задач, наиболее целесообразной считается работа обучающихся на штатных должностях (с оплатой или без оплаты), чем работа дублером, суть которой фактически сводится к роли наблюдателя.
Довольно часто во время практики обучающиеся привлекаются администрацией для оказания помощи базе практики. Для того, чтобы эта работа носила организационный характер, возможность такого положения должна быть отражена в календарном плане практики с указанием того, что характер такой работы должен строго соответствовать профилю обучения и по длительности не влиять на выполнение программ практики.
Программа практики предусматривает изучение работы предприятия по следующим направлениям:
Международный маркетинг:
• организация службы маркетинга, ее структура и направленность ассортиментной политики;
• рынок сбыта, конъюнктура внешнего и внутреннего рынка, тенденции развития;
• сравнительная оценка потребительских качеств товаров и цен на импортные и отечественные товары. Система расчетов за товары;
• методы продвижения товара, его позиционирование, каналы поступления и реализация товара;
• степень восстановления товара и сегментация рынка (в том числе мирового);
• маркетинговая стратегия, план маркетинга;
• особенности маркетинговых исследований.
Управление ВЭД предприятия:
· система управления ВЭД предприятия;
· контрактная деятельность и коммерческие переговоры предприятия
· международные научно-технические связи производственное кооперирование предприятия;
· организация экспортно-импортных операций предприятия;
· валютно-финансовые операции предприятия;
· анализ эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия;
· организация инвестиционной и инновационной деятельности, источники иностранных инвестиций и инноваций.
Информационные системы:
Данный раздел производственной практики включает изучение следующих вопросов:
• современные средства информационных систем, существующих на предприятии;
• система приема, хранения и передачи информации;
• система информационного взаимодействия различных отделов и служб предприятия;
• система электронной связи предприятия с другими фирмами и организациями;
• задачи, решаемые на предприятии с помощью ЭВМ.
2. Требования к отчету по практике.
Отчет о прохождении практики должен быть объемом не менее 30 печатных страниц.
Отчет должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом по оформлению научных работ.
Отчет о прохождении практики должен состоять из следующих частей:
– Титульный лист (см. Приложение 1).
– Содержание.
– Введение.
– Основная часть.
– Заключение.
– Литература.
Введение должно включать цели и задачи практики.
Основная часть должна содержать:
1) краткие сведения о предприятии:
– общая характеристика;
– дата создания;
– форма собственности;
– виды деятельности, в т.ч. основные и вспомогательные номенклатурой выпускаемой продукции, в том числе номенклатурой экспорта и импорта, особенностями организации внешнеэкономической деятельности предприятия;
– специализация предприятия;
– изучение производственной структуры предприятия, специализации подразделений и условий их взаимодействия по вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности;
– изучение особенностей формирования внешнеторговых контрактных цен и практики составления внешнеторговых контрактов;
– изучение содержания и методов планирования работы предприятия в целом и структурных подразделений, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
– расчет и анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия, разработка предложений, направленных на повышение эффективности функционирования
– выявление современных технологий, используемых в процессе организации и осуществления деятельности предприятия на внешних рынках;
– информация о персонале;
– основные экономические показатели.
2) информацию об организации текущей работы подразделения предприятия (организации и т.п.), в которой непосредственно студент проходил практику;
3) выполняемые функции на месте прохождения практики (или порученные должностные обязанности);
4) описание документооборота на предприятии с указанием целевой направленности каждого документа, исполнительных и контролирующих лиц (копии документов желательно приложить к отчету);
5) обзор нормативных и законодательных документов, регламентирующих деятельность предприятия;
6) описание системы налогообложения предприятия;
7) описание форм и источников финансирования, используемых на предприятии (самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование);
8) экономическую оценку основной и вспомогательной деятельности предприятия по системе показателей: виды продукции, объемы производства и продаж, производственная и полная себестоимость, издержки оборота, затраты труда, прибыль и рентабельность;
9) характеристику информационных системна предприятии;
10) анализ маркетинговой деятельности предприятия, структуру службы маркетинга, определение маркетинговой стратегии, плана маркетинга;
11) описание инвестиционных и инновационных проектов (если таковые имеются);
12) характеристику внешнеэкономической деятельности предприятия;
13) описание видов страхования, используемых на предприятии.
Таким образом, основная часть должна состоять из 2 разделов:
Раздел 1 – Общая характеристика предприятия (дата и краткая история создания организации; цели и задачи деятельности организации; масштаб деятельности; изучить содержание Устава организации и нормативные документы по ее образованию и функционированию; ознакомиться с организационной структурой, уровнем специализации и универсализации, функциями отдельных подразделений, составом клиентуры и видами услуг, оказываемых клиентам);
Раздел 2 – Состояние и анализ деятельности предприятия и его показатели ВЭД (дать оценку основных показателей деятельности, проанализировать величину собственного капитала, показатели доходности и прибыльности на единицу активов и вложенного капитала; сделать качественную характеристику структуры доходов и расходов; цели, задачи и специфика маркетинговой политики предприятия основные характеристики ВЭД предприятия; основные принципы ВЭД; сильные и слабые стороны внешнеэкономической деятельности предприятия).
Заключительная часть отчета должна содержать основные выводы, раскрывающие поставленные задачи, которые всесторонне характеризуют поставленную цель, а также выводы, касающиеся получения студентом-практикантом новых знаний и умений непосредственно на базе практики.






