Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников»

Дисциплина: Практикум выразительного чтения на русском языке.

Дата: 23.04.2020г.

Щербакова И.В.

Группа:  КЗДО-15

    2 пары

Тип занятия: практическое занятие

Тема занятия: Модульная контрольная работа.

Тема.1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Заполните таблицу «Зарубежная педагогика в развитии речи».

№пп Авторы, годы жизни Труды
1. Я.А. Коменский (28 марта 1592 – 15 ноября 1670 г.г.)     “Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.
2. И.Г.Песталоцци (12 января 1746 – 17 февраля 1827 г.г.)     Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «романы» «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», а также «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Наглядное учение о числе» и трактат «Лебединая песня».
3. Ф. Фребель (21 апреля 1782 – 21 июня 1852 г.г.)     Главный литературный труд – «О воспитании человека». Издал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей». Книга «Материнские и ласкательные песни». Является основоположником первого детского сада и разработал основы методики обучения детей. Вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч». Разработал свой дидактический материал для детей дошкольного возраста – первые в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
4. М. Монтессори (31 августа 1870 - 6 мая 1952 г.г.)     Книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики». «Воображение в творчестве детей и великих художников», Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка», «руководство к моему методу», «Подготовка учительницы», «Арифметика в элементарной школе», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Значение среды в воспитании», «Школьный методический материал», «О принципах моей школы. Учительская газета.», «Развитие потенциальных возможностей человека», «Разум ребенка», «Помоги мне это сделать самому», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития».

 

Заполните таблицу. Дать определение: «Задачи речевого развития детей».

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи
слово Диалог Развитие словаря
звук   Монолог Воспитание звуковой культуры речи
  Словоформа     Формирование грамматического строя речи
Словосочетание   Развитие связной речи - формирование диалогической (разговорной) речи, - формирование монологической речи
Предложение    
Текст    

 

Тема 2. Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности

Составьте картотеку «игра-упражнений» (1-ой игры) со звукоподражанием для закрепления звуков для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

1.  КАП - КАП - КАП Цель: Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо. Оборудование: Картинка с изображением дождя. Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку: Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять - Мы промочим ножки. (Русская народная песенка) Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
2. 2. ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу. Запела девочка песенку, Пела, пела и допела. - Теперь ты, петушок, пой! - Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок. - Ты спой, мурка! - Мяу-мяу, - спела кошка. - Твоя очередь, уточка! - Кря-кря-кря, - затянула уточка! - А ты, Мишка? - Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь. - Ты, лягушка, спой - Квак-квак-квак, - проквакала лягушка. - А ты, кукла, споешь? - Ма-ма, ма-ма! Сладкая песенка! (Г. Гербова

Тема 2.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников».

Возраст дошкольного детства Развитие связной речи
К концу первого-началу второго года жизни     На первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения.  
К концу второго года жизни     К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь, которая включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении со взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.  
На третьем году жизни     Детям трех лет, доступна простая форма диалогической речи, то есть они односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, часто отвлекаются от содержания вопроса. Дети данного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, допуская много ошибок в построении предложений и согласовании слов. Ребёнок четвёртого года жизни не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картины. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики.  
В дошкольном возрасте     Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок. Также они могут составить рассказ из личного опыта, передавая хорошо знакомые события. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Однако полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Таким образом, дети к 6 годам свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют: большой словарный запас.

3. Дополните описание диагностических умений педагогов по развитию речи дошкольников (по исследованию Шабаевой Г.Ф.)

Образец:

1. Умения обследовать речь ребенка:

1) выбрать диагностическую методику, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей;

2) отобрать критерии и показатели, по которым будет оцениваться уровень речевого развития;

3) подобрать систему заданий для проведения диагностики речи ребенка;

4) проводить диагностику речевого развития ребенка, делая процесс выполнения задания привлекательным для ребенка.

 

2. Умения диагностировать стороны речи:

1) Знать методику изучения детского словаря - выделить уровни освоения слов при оценке словаря; изучить запас бытового словаря по одной из тем программы детского сада.

2) Обследовать состояние грамматических навыков у детей - Организовать наблюдение за повседневным общением детей; разобрать и подобрать задание на выявление уровня овладения грамматическими конструкциями и умения самостоятельно образовывать слова.

3) Обследовать состояние звуковой стороны речи у детей - изучить особенности звуковой стороны речи детей; изучить особенности выразительности произвольной речи детей.

4) Владеть методикой изучения связной речи детей - разработать и провести учетно- проверочные занятия; анализ текстов по подобранным показателем.

5) Методикой изучения уровня практического осознания элементов языка и речи - проверить уровень осознания элементов языка и речи.

6) Уровень умений фонемного анализа слов, анализ предложений.

 

3. Умения составлять характеристики речевого развития детей:

1) Словарный запас.

2) Звукопроизношение.

3) Фразовая речь.

4) Грамматический строй речи.

5) Интонация, высота, сила голоса.

6) Связная речь.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации.-М., 2008.

2. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М., 2010.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебн. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.А.Стародубова.- М.Академия, 2007.-256.

4. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова.-М.: Академия, 2010.-144с.

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей под ред. Сохина Ф.А..-М., 2005.

6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2007.

7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Академия, 2010. – 189 с.

8. Яшина В.И. Речевая подготовка детей к школьному обучению/Инновационные технологии предшкольного образования.-М., 2008

9. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования/В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. Ред. В.И. Яшиной.-5-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-448 с.-(сер. Бакалавриат).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: