Interactive technologies in Teaching English grammar to the pupils of the 7th grade of the secondary school

ОФОРМЛЕНИЕ СТАТЬИ

Текст должен быть представлен в электронном варианте (редактор Word, формат RTF, параметры поля – 25 мм со всех сторон, шрифт Times New Roman, кегль 14 через одинарный интервал).

Объём статей – от 3 до 5 страниц.

В левом верхнем углу располагается тематический рубрикатор УДК/ББК, в правом верхнем углу жирным курсивом пишется ФИО автора - сначала научного руководителя, затем студента. Далее под ФИО обязательно указать организацию, представляемую автором. Затем - название работы по центру прописными буквами жирным шрифтом без сокращений. После приводится аннотация (3-5 предложений) и ключевые слова (шрифт Times New Roman, кегль 12 курсив через одинарный интервал) на русском и английском языках.

Абзац (красная строка) – 1,25 см (не допускается создание абзацной строки с помощью клавиши «Пробел»). Переносы слов на строках автоматические и не более 3 подряд.). Нумерация страниц отсутствует.

Список использованной литературы, согласно ГОСТ 7.1-2003, приводится в алфавитном порядке в конце статьи. Файл назван фамилией автора (см. ниже оформление статьи – прилагается пример статьи полностью, досмотрите, пожалуйста, до конца, там в конце список литературы и английский вариант информации)

К тексту приложить следующую информацию:

ФИО (полностью) студента

Место учебы студента (университет, факультет, курс)

 

ФИО (полностью) научного руководителя

Звание, должность научного руководителя

Место работы научного руководителя

 

Электронная почта студента

Электронная почта научного руководителя

 

Образец оформления статьи

УДК 372.881.111.1

 ББК 74.268

О.С. Мартовицкая,О.В. Путистина

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

Государственный университет»,

Г. Мурманск, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ 7Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности использования интерактивных технологий на уроках обучения грамматике английского языка учащихся 7-х классов в средней общеобразовательной школе. Авторами обосновывается целесообразность использования интерактивных технологий для формирования продуктивных грамматических навыков устной речи учащихся, а также приводятся примеры интерактивных технологий, которые были эффективно использованы на уроках английского языка для развития грамматических навыков учащихся.

Ключевые слова: интерактивный подход, интерактивная технология, парная и групповая работа, продуктивные грамматические навыки.

 

O.S. Martovitskaya,O.V. Putistina

Murmansk Arctic State University,

Murmansk,  Russia

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH GRAMMAR TO THE PUPILS OF THE 7th GRADE OF THE SECONDARY SCHOOL

 Abstract. The article discusses the peculiarities of the use of interactive technologies in teaching English grammar to the pupils of the 7th grade of the secondary school. The authors of the article explains why the use of interactive technologies is effective in terms of developing secondary school pupils’ productive grammar skills in speaking, and the authors also give the examples of the interactive technologies that have been successfully used in the classroom in the process of developing pupils’ grammar skills.

Key words: interactive approach, interactive technology, pair and group work, communicative task, productive grammar skills.

 

Одним из вариантов эффективной организации учебного процесса на уроке английского языка в школе является использование педагогом в своей деятельности технологий интерактивного обучения. Кроме того, использование интерактивных технологий в обучении иностранному языку (в ходе интегрированного обучения всем видам речевой деятельности и аспектам языка) способствует реализации глобальной цели обучения иностранному языку и достижения современных требований к подготовке учащихся государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Многими отечественными и зарубежными методистами (Баграмова Н.В., Браун Д., Гордон В., Земковая Н., Ильяхов М.О., Риверс В., Соловова Е.Н., Соосаар Н., Усейнова Н.В., Федорова Д.В., Шиба А.В. и др.) были проведены исследования, которые подтверждают, что применение интерактивных технологий (в отличие от традиционных технологий) в процессе обучения иностранному языку, прежде всего, вызывает больший отклик и желание учащихся использовать английский язык как средство общения. Интерактивные технологии действительно обладают большим потенциалом в плане стимулирования речемыслительной активности обучающихся и развития умений и навыков иноязычной речи. Это обусловлено основными принципами, положенными в основу интерактивного обучения.

В частности, Кашлев С.С. [1, с.127] отмечает, что стратегия интерактивного обучения основана на:

• субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);

• многосторонней коммуникации;

• конструировании знаний учащимися;

• использовании самооценки и обратной связи;

 • активности учащегося.

В рамках реализации современного коммуникативного подхода (и его модификаций: коммуникативно-когнитивного, коммуникативно-интерактивного) к обучению иностранным языкам, с целью решения коммуникативных задач на уроках педагог использует различные методические стратегии и приемы моделирования ситуаций реального общения и организует взаимодействие учащихся в группах или парах, что и является основой интерактивного обучения.

Идея обучения в сотрудничестве - базисная для интерактивного подхода. Интерактивное обучения исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Учебное сотрудничество развивает у учащихся умения критически мыслить, конструктивно взаимодействовать с коллективом учебной группы, получать удовлетворение от совместной работы.

На практике интерактивный подход к обучению реализуется посредством интерактивных технологий.

При этом интерактивные технологии обучения предполагают такую организацию процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать и конструировать знания, приобретать и совершенствовать навыки и умения.

Применение технологий интерактивного обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа).

В плане организации работы учащихся на уроке интерактивные технологии реализуются в таких формах работы, как парная, групповая работа и работа в ротационных парах/группах (или парах сменного состава).

Колесникова И.Л. и Долгина О.А. [2, с.179] рассматривают парную работу как организационную форму коллективной работы, предполагающую осуществление совместной деятельности, направленной на решение поставленных задач учащимися в парах. Парная работа рекомендуется для выполнения упражнений различного типа: языковых, условно-речевых и подлинно коммуникативных. В практике преподавания парная работа широко используется для тренировки языкового материала, когда учащимся предлагаются карточки с упражнениями на подстановку, заполнение пропусков, трансформацию. Однако, в плане реализации интерактивных технологий парная работа может так же эффективно использоваться для развития речевых навыков и умений учащихся в непосредственной коммуникации.

Групповая работа - организационная форма коллективной работы, при которой три и более учащихся одновременно осуществляют совместную деятельность. Колесникова И.Л. и Долгина О.А. выделяют следующие черты групповой работы:

-отношение каждого ученика к своему делу как к общему;

-умение совместно действовать для достижения цели;

-взаимная поддержка и требовательность;

-умение критически и строго относиться к себе;

-оценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы;

-проявлять заинтересованность в результатах.

Если поиск информации осуществляется совместно и проблема решается коллективно, то групповая работа - идеальный вариант для этого.

На уроках обучения грамматике могут эффективно применяться интерактивные технологии, основанные на использовании как парных форм работы, так и групповых. При этом интерактивные технологии в обучении грамматике, как правило, носят коммуникативный характер и построены по принципам коммуникативного обучения иностранному языку в целом [5] и грамматике, в частности [3,4].

Так, на уроках английского языка в 7-х классах средней общеобразовательной школы № 33 г. Мурманска для развития продуктивных грамматических навыков использования времени Present Simple (активный и пассивный залоги) в устной речи в рамках изучения страноведческой темы «Образование в англоговорящих странах» нами была успешно внедрена технология организации «Жжужащих групп» (Buzz groups), основанная на использовании такой интерактивной формы работы, как работа в ротационных группах.

При этом работа учащихся организуется по следующей схеме:

1 этап - опережающее задание, сбор информации по определенному плану о системе образования в Великобритании, США, Австралии (идеально работать с кратным четырем количеством обучающихся). Выбор страны происходит путем жеребьевки.

2 этап - работа в малых группах. Учащиеся собирают информацию о системах образования в англоговорящих странах, а затем делятся найденной информацией, систематизируют ее, используя модели-шаблоны с грамматическими структурами в Present Simple.

3 этап - работа в малых ротационных группах. Каждый обучающийся доносит до всего коллектива новой группы информацию о своей стране, использую модели-шаблоны и памятки, составленные совместно с учащимися предыдущей группы.

4 этап - учащиеся совместно заполняют заранее подготовленные таблицы, систематизируя полученную информацию и составляют предложения на параллели в системах образования разных стран, использую правильные грамматические конструкции.

Еще одна интерактивная технология, которую можно использовать на уроках английского языка для отработки грамматических конструкций - технология «Аквариум». По своей сути данная технология напоминает спектакль, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют использование грамматических структур. Так, изучая грамматическую тему «Present Perfect» и «Present Perfect Continuous», можно предлагать «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор у стойки регистратора в отеле, диалог в магазине. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера (используя правильные грамматические конструкции), а задача зрителей — заметить, объяснить, какие глаголы были использованы в Present Perfect и Present Perfect Continuous. Эмоциональные роли и ситуации предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: “ You are an optimist and always enjoy your life” («Вы- оптимист и всегда получаете удовольствие от жизни») или “You are a very arrogant person and think you are smarter than anybody” («Вы очень высокомерный человек и считаете себя умнее других»).

Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто используемые темы: «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатываются всевозможные грамматические конструкции (чаще всего эта технология используется для отработки вопросов различного вида). Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: “ How many people in the class like chocolate ice cream?” («Узнай, сколько человек в твоем классе любят шоколадное мороженое») или “Who has pink/green/red on his clothes?”(«У кого сегодня есть розовый/ зеленый/ красный цвет в одежде?»). Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Многие интерактивные технологии заимствованы из психологических тренингов, например технология «Карусель». Образуется два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг остается неподвижным, а учащиеся из внешнего круга перемещаются через каждые 30 секунд. За это время они успевают многократно проговорить и отработать изучаемую грамматическую конструкцию. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит результативно.

Таким образом, практика использования интерактивных технологий в процессе развития продуктивных грамматических навыков учащихся показывает, что уроки становятся более динамичными, побуждают учащихся к говорению и способствуют реализации принципа интеграции в процессе развитии грамматических навыков и речевых умений учащихся.

 

***

 

1. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие / С. С. Кашлев. Минск: ТетраСистемс, 2013.

2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», «Cambridge University Press», 2001.

3. Лич Дж. Коммуникативная грамматика английского языка / Дж. Лич, Я. Свартвик. М.: Просвещение, 1983.

4. Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2005. №8. С. 39-42.

5. Little D. Communicative Language Teaching / D. Little. Cambridge University Press, 2013.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: