Диссертация как квалификационная научная работа: история развития, процедуры подготовки, оформления и защиты диссертации

На протяжении уже нескольких столетий (примерно с XIII-ХIY вв.) диссертации являются необходимым средством определения уровня квалификации научных работников, а, следовательно, неотъемлемым элементом научной деятельности во всех странах мира, где такая деятельность стала самостоятельным фрагментом культуры? Ныне в России ежегодно защищается около 15 тыс. кандидатских и более 3 тыс. докторских диссертаций. В США ученую степень доктора философии (и приравненные к ней ученые степени) ежегодно получают на основании защит специально написанных диссертаций около 40 тыс. исследователей. В разных странах мира существуют неодинаковые правила, нормы и процедуры присуждения ученых степеней, достаточно разные программы магистерской и докторской (кандидатской) подготовки. Но при всех различиях существует одно общее требование - соискатель ученой степени должен представить диссертацию и публично защитить ее на собрании своих коллег, специалистов в данной отрасли знания.

Что представляет собой диссертация? В.И.Даль во втором издании своего «Словаря» (1880 г.) дает следующее толкование этому слову: «Диссертация... - небольшое ученое сочинение с целью доказать одно или несколько научных положений. Диссертации пишутся на получение ученых степеней; рассуждение, розыскание, розыск, исследование».

Через 90 лет Большая советская энциклопедия дает такое определение: «Диссертация (от латинского dissertatio - рассуждение, исследование) – «научная работа, подготовленная с целью ее публичной защиты для получения ученой степени»[2]. Таким образом, и в ХIХ в. и в ХХ в. диссертация в России понималась в сущности одинаково: как научная работа, выполненная автором для получения ученой степени, т.е. определения уровня его научной квалификации. Иными словами, диссертация понимается как научная и одновременно квалификационная работа. В единстве этих двух аспектов ее основная особенность.

Основные элементы, определяющие уровень научной квалификации соискателя, на которые в первую очередь обращают внимание оппоненты, члены диссертационных и экспертных советов. К таким элементам относятся:

умение корректно сформулировать тему и проблему своей работы;

владение научной литературой по исследуемой теме (проблеме);

уровень анализа темы (проблемы); прежде всего сознательное и обоснованное использование необходимых

для данной работы исследовательских методов;

логически грамотное построение всей работы;

умение сформулировать научные результаты своего

исследования, которые являются новыми по сравнению с

имеющейся литературой;

умение сформулировать реальные практические ре-

комендации, вытекающие из исследования;

язык диссертационной работы, четкость формули-

ровок, в том числе общего названия, названия отдельных

глав, параграфов и т.д.

Разумеется, большинство из перечисленных элементов присутствуют и в других видах научной работы. Однако присутствие некоторых из них не обязательно. Например, в статьях, докладах, тезисах, а иногда даже и в монографиях может и не быть детального обзора работ предшественников, расширенного обоснования методов, практических рекомендаций. В сложившейся же к настоящему времени практике экспертизы диссертационных работ на всех уровнях в первую очередь оцениваются перечисленные выше элементы. То есть для диссертации как научной квалификационной работы они - обязательны. Именно по этой причине такие виды научной работы, как отдельные статьи, отчеты, доклады, тезисы и т.д. сами по себе не могут заменить или подменить диссертацию.

Есть и еще одна (может быть, самая важная) отличительная особенность диссертации по сравнению с другими видами научных работ. Статьи, доклады, отчеты, монографии, аналитические записки и т.д. могут быть не только индивидуальными, но и коллективными. И в настоящее время они все чаще становятся именно коллективными. Но диссертация может быть только индивидуальной, она должна свидетельствовать о личном вкладе в науку ее автора, об уровне его персональной квалификации.

Имеется существенная разница в требованиях, предъявляемых экспертами к кандидатским и докторским диссертациям. С точки зрения индивидуального научного роста и вклада в науку, они характеризуют разные уровни научной квалификации, научной зрелости работника. Кандидатская работа, решая актуальную научную задачу, должна демонстрировать в первую очередь умение выбрать тему (обычно с помощью научного руководителя), сформулировать свою проблему и задачу, знание литературы, а также источников, документов по своей теме, правильно определить стратегию своего исследования, корректно применить исследовательские методы.

Докторская диссертация предполагает, что ее автор уже обладает определенным научным авторитетом. Он хорошо знает круг людей, работающих по той же или близкой тематике и в свою очередь известен им. Его печатные работы становятся цитируемыми. Без ссылки на них уже невозможно представить состояние знаний в данной отрасли науки во всей полноте. От его докторской диссертации ждут существенного продвижения в освещении темы. При этом и сама тема должна быть в научном плане крупной, имеющей важное народно-хозяйственное, социальное или культурное значение. Эксперты в большей степени уделяют внимание формулированию того нового, что вносит в науку данная диссертация.

Достоинства и недостатки диссертации как научной квалификационной работы выявляются, прежде всего, в ее тексте. В социальных и гуманитарных науках словесный текст имеет особое значение. Он - языковая ткань произве- дения. Не случайно и этимологическое значение этого термина восходит к латинскому слову textus - связь, ткань (ср. - текстиль). В этих науках текст - языковая, словесная, филологическая основа знания.

Важнейшая особенность диссертационного текста заключается в том, что он предназначается для оценивания со стороны рецензентов, оппонентов, членов диссертационных советов, одним словом экспертов, с точки зрения его научной и практической значимости, а следовательно, и уровня научной квалификации диссертанта. С самого начала диссертационный текст адресован определенному и сравнительно узкому кругу лиц, с которым автор ведет как бы диалог. Чтение диссертации становится, говоря словами М.Бахтина, «спрашиванием и беседой». Это обстоятельство должно учитываться в полной мере и автором диссертации, и ее потенциальным читателем. В интересах диссертанта делать так, чтобы его «беседа» с читателем имела для него благоприятный результат, чтобы он был правильно, адекватно понят. Он должен суметь найти правильный тон «разговора» с читателем.

И читатель, и эксперты должны уметь адекватно воспринять и понять текст диссертации. Адекватно – значит прежде всего понять именно так, как хотел диссертант. Адекватность понимания текста диссертации экспертом - в интересах диссертанта. И вместе с тем такая адекватность - необходимое условие добросовестной работы эксперта. К сожалению, на практике нередко наблюдается совершенно иная картина. Эксперты (оппоненты, рецензенты и т.д.) или безмерно и незаслуженно захваливают диссертацию, приписывая ей такие достоинства, которых она не содержит и содержать не может в принципе, или же выискивают некоторые действительные погрешности и недостатки (а иногда и надуманные), но придают им несоизмеримо большое значение.

В научной среде считается, что адекватность, объективность оценки диссертационного текста достигается тем, что он оценивается несколькими экспертами, например, двумя оппонентами, если диссертация кандидатская, и тремя, - если она докторская. Кроме того, должен быть представлен коллективный отзыв ведущего учреждения. И, наконец, решение выносится диссертационным советом путем тайного голосования. Конечно, такая процедура (точнее – совокупность процедур) сводит к минимуму возможный субъективизм оппонентов и членов диссертационных советов. Но нельзя не признать, что она громоздка.

Чтобы лучше судить об уровне современных требований к диссертации как научной квалификационной работе, следует учесть исторический опыт, отечественную традицию подготовки и защиты этого рода работ, которая насчитывает уже более двух веков[3]. Правда, вначале российские ученые командировались для завершения образования в Европу. В одной из первых таких групп, направленных в Германию, был М.В.Ломоносов. Вскоре ученые степени стали присуждаться в университетах и академиях Российской империи. Как отмечается в научной литературе, первые отечественные степени были присуждены в области медицины. Высочайшими указами право присуждать ученые степени в области медицины было предоставлено вначале так называемой Медицинской коллегии (1754 г.), а затем  из учебных заведений - Московскому университету (1791 г.). Известно, что один из первых, кто получил степень доктора медицины Московского университета (1794 г.), был Ф.И.Барсук-Моисеев. Сама диссертация состояла из 52 страниц, написанных от руки[4]. Рукописная форма диссертаций сохранялась длительное время, и, видимо, по этой причине работы не были большими по объему. Правительство, в частности, Министерство народного просвещения внимательно следили за правилами присуждения ученых степеней, за системой аттестации, правилами «производства в ученые степени». Достаточно сказать, что в ХIХ в. было издано несколько десятков указов и министерских циркуляров, утвержденных императором, в которых находили отражение требования к соискателям ученых степеней и к их диссертациям.

Уместно напомнить о некоторых особенностях отечественной системы аттестации, в значительной степени отличавших ее от систем западных стран. Прежде всего, структура российских ученых степеней не совпадала со структурой ученых степеней, сложившихся в этих странах.

В России утвердились две ученые степени – магистр (первая ученая степень) и доктор наук (высшая ученая степень). Правда, длительное время – с 1804 г. по 1884 г. - существовала и еще одна степень - кандидат наук. Она присуждалась лицам, показавшим большие успехи в овладении универси- тетского курса. Здесь не требовалось написания специальной диссертации. Но для получения степени магистра и доктора требовались диссертации, которые, как отмечал

А.Ф.Лосев, «должны были опираться на твердо обоснованную собственную теорию»[5].

В западной системе также существовали и существуют поныне степени магистра и доктора, но содержательная часть требований для их присуждения иная. Мы не будем вдаваться в подробности различий: это тема отдельного разговора. Важно подчеркнуть, что требования к российской ученой степени магистра были примерно на уровне, а зачастую и выше того уровня, который требовался на Западе для получения степени доктора. Западная степень доктора философии в прошлом веке приравнивалась лишь к отечественной степени магистра, т.е. к более низкой степени. Так, в университетском уставе от 26 июля 1835 г. (п.114) было записано, что иностранцы, имеющие степень доктора какоголибо зарубежного университета, допускались к экзаменам в российских университетах только на степень магистра. И лишь через год после защиты магистерской диссертации - на степень доктора[6]. Не случайно поэтому докторские и

 даже магистерские диссертации по социальным и гуманитарным дисциплинам очень многих отечественных ученых дореволюционного периода вносили крупный вклад в соответствующие отрасли знаний, были подлинными событиями в науке. Нередко это были солидные монографии, иногда даже в нескольких томах.

Разумеется, и в дореволюционной России были магистерские и докторские диссертации, существенно уступавшие по своей научной значимости только что названным.

Но, повторяю, научный уровень докторской диссертации не российского университета приравнивался официально только к уровню магистерской диссертации российского университета.

В настоящее время российская ученая степень кандидата философских наук также приравнивается к ученой степени доктора философии западных университетов. Однако нужно прямо сказать, что традиции высочайшего уровня компетентности в социальных и гуманитарных науках, которыми славилось дореволюционное обществознание, в советское время были в значительной степени утрачены, но, будем надеяться, не навсегда.

Еще одна особенность отечественной системы аттестации больше касается уже советского и пост-советского периодов. Она состоит в том, что в совокупности требований, предъявляемых соискателю ученой степени кандидата наук, решающая роль отводится именно подготовке и защите диссертации. Другие требования, связанные с общетеоретической, специальной и языковой подготовкой будущего кандидата (так называемая программа кандидатского минимума) отодвинуты на второй и даже третий планы. Такое положение достаточно резко контрастирует с положением в западных странах (например, США, где диссертация на соискание ученой степени доктора философии является лишь одним из элементов выполнения программы подготовки к получению степени. А в саму программу входит освоение примерно 20-25 специальных тем (спец. курсов). И в дореволюционной России для допуска к защите магистерской диссертации также необходимо было освоить обширную программу магистерской подготовки (Она достаточно подробно описана в воспоминаниях П.Н.Милюкова, П.А.Сорокина и многих других российских обществоведов).

Итак, защита диссертации дает возможность присудить искомую ученую степень ее автору. Кратко остановимся на вопросе о том, какова роль диссертации в определении индивидуального статуса ученого. С этой точки зрения она выступает как фактор стратификации в научном сообществе. Стратификация в сфере науки столь же реальна, объективна, как и система социальной стратификации, существующая в данном обществе, но вместе с тем существенно от нее отличается. Ученый всегда имеет некоторый научный статус, т.е. занимает какое-то положение в стратификационной пирамиде науки. Этот статус определяется в первую очередь не материальным благосостоянием, не знатностью происхождения, не официально занимаемой должностью, а конкретным личным вкладом в научное знание. Научный работник, напивший и защитивший кандидатскую диссертацию, получает не просто ученую степень, свидетельствующую об уровне его квалификации. Он приобретает вместе с тем более высокий индивидуальный статус в науке, а частично и в обществе.

Защитивший докторскую диссертацию приобретает еще более высокий статус. Только обладатель докторской степени может претендовать на членство в Российской академии наук, других государственных бюджетных академиях, а также в большинстве вновь созданных общественных академиях. Доктор наук получает существенно большую зарплату, чем кандидат, у него больше шансов стать про-

фессором, руководителем кафедры, отдела, ректором вуза или директором исследовательского института. Хотя, конечно, во многих областях жизни эта разница стирается.

Тем не менее престиж докторской степени остается на порядок выше, чем престиж кандидатской степени.

Однако возникают вопросы о будущем феномена диссертации как фактора стратификации в научной сфере.

Чаще всего эти вопросы применительно к российской ситуации распадаются на две группы:

1) нужна ли в отечественной науке двухстепенная система аттестации и соответственно необходимость для ученого писать и защищать вначале кандидатскую, а затем докторскую диссертации?

2) является ли вообще диссертация надежным средством определения научной квалификации ученого? Может быть, следует перейти на какие-то другие более надежные и менее обременительные средства? Эти вопросы сейчас подвергаются оживленному обсуждению в связи с проектами реформирования российской науки.

Реальное реформирование, модернизация отечественной системы аттестации возможны лишь на основе бережного отношения к тем традициям, которые позволяли поддерживать высокий квалификационный уровень российских ученых, нисколько не уступающий западному, повышения уровня требований к диссертантам и диссертациям в соответствии с принятыми международным научным сообществом стандартами, резкого поднятия социального статуса ученых (в том числе и их материального благосостояния) и усиления роли науки, особенно ее социально-

гуманитарных отраслей, в проведении реформ, отвечающих коренным интересам большинства россиян и страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: