Текстовый вариант (если по каким-то причинам не открывается ссылка)

Двадцать первое апреля

Классная работа

Сочинение – рассказ по сюжетным рисункам (2 урока)

Ход урока:

Что бы мы делали, если бы не могли поделиться тем, что с нами происходит? Не могли бы рассказать истории, произошедшие с нами в жизни? Умение рассказывать истории – очень полезный навык речевого общения. Сегодня на уроке вам предстоит написать рассказ по сюжетным рисункам.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

· Анализ речевых ситуаций сюжетных картинок.

· Определение цели рассказа, кульминационного эпизода, места описания героя сюжета, определение лица повествования.

· Написания сочинения рассуждения по сюжетным картинкам с использованием приёмов создания комического.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ссылка на электронный ресурс https://resh.edu.ru/subject/lesson/7015/main/258777/

Текстовый вариант (если по каким-то причинам не открывается ссылка)

Вспомним, что мы знаем о рассказе. В центре повествования – обычно одно отдельное событие (случай, происшествие, эпизод). У рассказа есть свои характерные признаки в построении. Рассказ состоит из завязки ‒ события, с которого начинается действие, непосредственно развития действия, кульминации – самого напряжённого момента развития ‒ и развязки события. Чем интереснее будет событие, тем более захватывающим будет рассказ.

В зависимости от задачи и адресата, т. е. того, кому вы рассказываете, текст будет отличаться вступлением и самим изложением событий.

Послушайте стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история».

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть!

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою... булку.

Какое средство использует автор для создания комического эффекта? В стихотворении автор использовал контраст между названием стихотворения и содержанием рассказанной истории. Мы ожидали услышать действительно страшную история, а она оказалась просто смешной. Это подтверждают и последние строки стихотворения: оказывается, чтобы справиться с любой собакой, достаточно всегда иметь при себе булку.

Для того, чтобы сделать рассказ богаче по содержанию, можно использовать пословицы и поговорки. Например, если Вы пишете рассказ о зиме, то можно использовать:

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Давайте попробуем рассказать свою историю, используя сюжетные картинки.

На наших картинках будет изображена комическая ситуация, а это значит, что рассказ должен быть юмористическим, то есть изображающим героев в смешном виде или в смешной ситуации. Ведь смех заставляет задуматься над ситуацией, поведением человека.

Какие приёмы создания комического эффекта используют в своих произведениях писатели? Это эффект неожиданности: неожиданная завязка, развязка, поступки героев, необычность ситуаций, действий, гипербола, каламбур, «говорящие» фамилии и имена и др.

Послушаем фрагмент из рассказа Аркадия Аверченко «Разговор в школе» (1922 г.) и определим, какой приём использует автор для создания комического эффекта:

– Так вот, дети, если бы кто-нибудь из вас был бы в Нью-Йорке, он бы увидел огромные многоэтажные дома, сотни несущихся вагонов трамвая, электричество, подъемные машины, и всё это – благодаря культуре. Благодаря тому, что пришли образованные люди. А знаете, сколько лет этому городу? Лет сто – полтораста – не больше!!

– А что было раньше там? – спросил Рюхин Андрей, выгибая натруженную работой спину так, что она громко затрещала: будто орехи кто-нибудь просыпал.

– Раньше? А вот вы сравните, что было раньше: раньше был непроходимый лес, перепутанный лианами. В лесу – разное дикое зверьё, пантеры, волки; лес переходил в дикие луга, по которым бродили огромные олени, бизоны, дикие лошади… Вот вы теперь и сравните, что лучше: дикие поля и леса со зверьём, индейцами, без домов и электричества или – широкие улицы, трамваи, электричество и полное отсутствие диких индейцев?!

Учительница одним духом выпалила эту тираду и победоносно оглядела всю свою команду: что, мол, съели?

– Вот видите, господа… И разберите сами: что лучше – культура или такое житьё? Ну, вот ты, Кругликов Капитон… Скажи ты: когда, значит, лучше жилось – тогда или теперь?

Кругликов Капитон встал и, после минутного колебания, пробубнил, как майский жук:

– Тогда лучже.

– Что?! Да ты сам посуди, чудак: раньше было плохо, никаких удобств, всюду звери, индейцы, а теперь дома, трамваи, подъёмные машины… Ну? Когда же лучше – тогда или теперь?

– Тогда.

В этом рассказе автор использует неожиданную развязку. Учительница ожидала совсем другого ответа: ученики должны были сказать, что лучше сейчас, потому что есть электричество, широкие улицы, нет на них диких зверей.

Итак, одним из средств создания комического является неожиданная развязка.

Прочитайте фрагмент из рассказа Надежды Тэффи «Экзамен» (1910 г.):

Вошёл учитель, сел, равнодушно собрал все билеты и, аккуратно расправив, перетасовал их. Тихий стон прошёл по классу. Заволновались и заколыхались, как рожь под ветром.

‒ Госпожа Куксина! Пожалуйте сюда.

Маничка взяла билет и прочла. «Климат Германии. Природа Америки. Города Северной Америки»...

‒ Пожалуйста, госпожа Куксина. Что вы знаете о климате Германии?

Маничка посмотрела на него таким взглядом, точно хотела сказать: «За что мучаешь животных?» ‒ и, задыхаясь, пролепетала:

‒ Климат Германии славится тем, что в нём нет большой разницы между климатом севера и климатом юга, потому что Германия, чем южнее, тем севернее...

Учитель приподнял бровь и внимательно посмотрел на Маничкин рот.

‒ Так-с!

Подумал и прибавил:

‒ Вы ничего не знаете о климате Германии, госпожа Куксина…

Мы уже упоминали, что ещё одним из приёмов создания комического эффекта может стать забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои. В какой ситуации оказалась героиня этого рассказа? Маничка оказалась совсем не подготовленной к экзамену по географии, её ответы вызвали недоумение у учителя. Экзамен Маничка не сдала.

А теперь обратимся к нашим рисунками попробуем по ним написать рассказ. Конечно, рисунки не дают полного представления о том, почему всё так произошло. Мы можем только предположить.

Приблизительный план написания рассказа по сюжетным картинкам:

А) придумать заголовок;

Б) придумать завязку;

В) рассказать, как развивались события;

Г) показать, чем закончилась история;

Д) использовать различные средства создания комического.

Вот, что у нас получилось.

«Аэродинамичные шарики».

‒ Цветные воздушные шарики! Самые воздушные, самые лёгкие! Самые аэродинамичные! ‒ продавец воздушных шариков стоял посреди улицы с большим баллоном и громко рекламировал свой товар. Время от времени он наполнял новый шарик газом и привязывал его к баллону, над которым уже скопилась заметная гроздь из воздушных шаров. «Самые воздушные, самые лёгкие!».

‒ Дайте, пожалуйста, один шарик, ‒ раздался голос за спиной продавца.

Обернувшись, он увидел маленькую девочку, протягивавшую ему сложенную пополам купюру. Продавец отвлёкся от своего занятия, присел на корточки и протянул свеженадутый шарик девочке:

‒ Вот, держи.

‒ Спасибо!

Он взял у девочки её купюру и аккуратно сложил к себе в карман, встал, повернулся... И вдруг понял, что ни баллона, ни шариков нет на месте! Что? Как? Куда они могли деться? Кто их забрал?

Ошеломлённый, он начал вертеть головой по сторонам, вверх и вниз, пытаясь понять, что же случилось с шариками. Внезапно его взгляд задержался на чём-то почти что над самой его головой. Самые воздушные, самые аэродинамичные шарики медленно уплывали в небо, унося за собой баллон.

Какие же приёмы комического мы использовали в этом сочинении? Прежде всего, заглавие, отражающее несоответствие между тем, что произошло, и тем, как называется рассказ. Ну и, конечно же, сама ситуация забавна: шарики оказались настолько аэродинамичны, что подняли в воздух тяжёлый баллон.

Во всех нами рассмотренных примерах авторы используют диалог. Это нужно для того, чтобы сделать повествование более живым, лучше представить своих героев и ситуацию. Часто именно диалог помогает раскрыть комическую ситуацию.

Итак, чтобы написать интересный рассказ по картинкам, необходимо придумать начало (завязку), затем рассказать о том, что делают герои, и показать, чем закончилась эта история (концовка).

План рассказа

1. Вступление  – указание места, времени и участников события.

2. Завязка – момент, с которого начинается событие.

3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии событий.

4. Развязка – заключительный момент действия.

Заключение – итог.

 

2. Практическая часть урока: по данному плану составить и записать рассказ - упр. 561 (по заданию),

3. Домашнее задание: прислать рассказ в течение дня, выполнить работу Веб-Грамотей от 20.04 (кто еще не сделал)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: