Христианская образность в рок-поэзии Виктора Цоя

Иван Радюшкин

Хорошо известно, что в советской культуре была табуирована тема христианства. Применительно к рок-поэзии об этом пишет, например, Ю.В. Доманский [1]. Тексты, в которых содержались религиозные мотивы, подвергались цензурным запретам и могли дойти до читателя только путем сам- или тамиздата. Однако в период «долгих 1970-х» партийный контроль становится лояльнее к художественным произведениям. Так, например, в это время широкое распространение получает рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», в которой развитие сюжета связано с религиозно-мистическим познанием героев. 

Рок-культура в это время переживает взлёт, выйдя из подвалов и гаражей на стадионы и легальные площадки. Рок-музыка становится настолько модным направлением, что в 1982 году в фильме Альберта Мкртчяна «Путешествие будет приятным» появляются участники группы «Круиз» с концертным исполнением песни «Крутится волчок». Но эта музыка была политически нейтральной, и, как отмечает В. Калгин, тогда же в рок-течении зарождается протестное движение, которое использует элементы христианской культуры не только в эстетических целях, но и как оружие против официальной атеистической идеологии [2, 33].

С началом перестройки рок-музыка получила уже всесоюзную славу: группы «Алиса», «Кино», «Аквариум», «Звуки Му», «Гражданская оборона» и многие другие представители советского музыкально-поэтического андеграунда стали известны массовому слушателю. В музыкальном плане различия между ними очевидны: например, лидер «Гражданской обороны» Егор Летов черпал вдохновение в альтернативном роке и нойз-роке, тогда как «Кино» тяготело к британскому пост-панку и «новой волне». Однако тексты песен этих непохожих рокеров имели сходную тематику.

В конце периода «долгих 70-х» понятие «русский рок» стало тесно коррелировать со значением религиозности [2]. Лирический герой рок-поэзии зачастую поднимает мучающие его экзистенциальные вопросы и ищет на них ответы, так или иначе связанные с религиозным дискурсом.

Представители «русского рока» часто использовали библейские мотивы в имплицитной форме. Появление христианских идей в текстах отечественных рокеров становится общей тенденцией. Так, явный христианский символизм можно встретить в тексте песни Б. Гребенщикова на стихи Анри Волохонского «Орел, телец и лев» 1982 года. В песне четыре действующих лица: человек и трое животных. Вместе они образуют крылатое существо – тетраморф. Этот образ происходит из Ветхого Завета, в котором он возникает в видении пророка Иезекииля и служит важнейшим символом апостолов-евангелистов. Смысл этого сюжета едва ли может открыться людям, слабо знакомым с библейскими книгами.

Другой яркий пример – песня группы «Наутилус Помпилиус» «Прогулки по воде» (на стихи И. Кормильцева), являющаяся притчей всенародной, основанной на евангельском сюжете знакомства апостола Андрея с Иисусом Христом.

Важной закономерностью в поэзии Виктора Цоя становится частотность повторяющихся образов звезды, неба, дождя, солнца, войны. При этом в зрелой и поздней лирике, как правило, отсутствуют описания бытовых ситуаций. Цой прибегает к аллегориям, метафорам и эпическим мотивам. Приведём пример из песни «Война»:

Земля. Небо.

Между Землей и Небом – Война!

И где бы ты не был,

Что б ты не делал –

Между Землей и Небом – Война!

В поэзии Цоя, как отмечает уже упоминавшийся Ю. Доманский, чаще присутствует внутренний, нежели внешний, противник протагониста [1]. Именно этот аспект сближает его творчество с христианской темой борьбы с грехом и злом в человеческой душе. Так, лирический герой песни «Группа крови» борется за право быть человеком, который был бы избавлен от необходимости смотреть на людей «через прицел автомата»:

И есть чем платить, но я не хочу

Победы любой ценой.

Я никому не хочу ставить ногу на грудь.

Внутренняя борьба подразумевает движение к вечным, а не бытовым ценностям. Такими ценностями могут послужить звезда, солнце, небо:

А мне приснилось - миром правит любовь,

А мне приснилось - миром правит мечта.

И над этим прекрасно горит звезда,

Я проснулся и понял – беда.

(Фрагмент текста песни «Красно-желтые дни»)

Из этих ценностей в позднем творчестве Цоя возникает важный для христианской культуры мотив дороги:

Но странный стук зовет: «В дорогу!»

Может сердца, а может стук в дверь.

И, когда я обернусь на пороге,

Я скажу одно лишь слово: «Верь!»

(Фрагмент песни «Стук»)

В христианстве присутствует тема нравственного выбора и призыв вопреки всему своими поступками в мирской жизни достойно вступить в жизнь вечную. Как известно, христианин находится в перманентной борьбе со своей греховной природой. Осознание собственной слабости и призыв к образу небу есть у Цоя:

Кто пойдет по следу одинокому?

Сильные да смелые

Головы сложили в поле в бою.

Мало кто остался в светлой памяти,

В трезвом уме да с твердой рукой в строю,

Солнце мое – взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох – дай огня.

Вот так...

(Фрагмент текста песни «Кукушка»)

Подвиг предполагает аскезу, необходимость довольствоваться ограниченными ресурсами:

Но если есть в кармане пачка сигарет,

Значит все не так уж плохо на сегодняшний день.

(Фрагмент текста песни «Пачка сигарет»)

Отвержение ценностей материальных, в какой-то степени аскеза всегда присутствует в жизни христианина. Этот мотив также прослеживается у Цоя:

Ты так любишь эти фильмы,

Мне знакомы эти песни.

Ты так любишь кинотеатры,

Мы вряд ли сможем быть вместе.

(Фрагмент текста песни «Фильмы»)

Наконец, у него есть тексты, в которых он прямо выводит необходимость существования «неотмирного» света и блага:

Если есть стадо, есть пастух,

Если есть тело, должен быть дух,

Если есть шаг, должен быть след,

Если есть тьма, должен быть свет.

(Фрагмент текста песни «Песня без слов»)

Стадо и пастух – библейские образы. В этих строчках Цой повторяет христианскую идею тесной взаимосвязи тела и души: «Сотворил человека из бессмертной души и тела… ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединения тела и души сложилось в единый образ – называется человеком» [3].

В песне «Спокойная ночь» встречаются образы ночи и сна. Они используются для отрицательной оценки – в противовес им служат активные люди, которым «нечего ждать»:

Те, кому нечего ждать, садятся в седло,

Их не догнать, уже не догнать»

Всем остальным лирический герой желает «спокойного сна, спокойную ночь». В этой песне «сон» служит символом обывательского состояния. Обыватель, в понимании лирического героя, означает ограниченного человека с мещанскими взглядами. Образ «ночи» также отрицательный символ, который сильнее «города» и тех, кто ложится спать. Но есть те, кто «спасен»:

Стук копыт мешает уснуть тревожит их сон

Те, кому нечего ждать, отправляются в путь

Те, кто спасён, те, кто спасён.

Разумеется, тексты песен Виктора Цоя не следует воспринимать как его личную позицию, так как все высказывания принадлежат лирическим героям или абстрактному рассказчику.

По воспоминаниям друзей, Цой не был воцерковленным человеком, однако принципы его жизни были близки христианской этике [2, 76]. В одном из интервью он признался, что «хотел бы, чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств. Чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт» [2, 98]. Следовательно, реальность такова, что хотя поэт не принадлежал к религии в традиционном смысле, поэтика его песенных текстов была направлена на борьбу с  личным врагом и предполагала совершенствование собственного внутреннего мира. Хорошо осознавая, что привычный материальный советский мир подходит к логическому концу, Цой представлял его апокалиптическое окончание в разных формах, например, что «между небом и землей война», что «наступит день и отступит ночь» и так далее – через череду различных символов, близких к христианской традиции.

 

 

Литература

1. Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. M.: Intrada, 2010.  232 с.

2. Калгин В.Н. Виктор Цой и его КИНО. M.: Молодая гвардия, 2015. 368 с.

3. Лоргус А.В. Душа и дух: природа и бытие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://odinblago.ru/o_cheloveke/12 (дата обращения: 15.01.2020).

4. Н.К. Нежданова «Крест» и «Звезда» Виктора Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2001. №5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/krest-i-zvezda-viktora-tsoya (дата обращения: 15.01.2020).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: