Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна

Конспект урока

По истории для 8 класса

По теме «Развитие общественной мысли и литературы.»                            дата: 28.04.2020

Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна


Тип урока. Комбинированный.
Оборудование. 1. Учебник

2. Компьютерная презентация Межпредметные связи. Литература.
Цели урока. 1. Образовательная:

  • дать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период;
  • охарактеризовать развитие просвещения и ϲᴎстемы образования в России;
  • познакомить учащихся с деятельностью выдающихся ученых.
    2. Развивающая:
  • развитие умения работать с историческими источниками;
  • развитие умения анализировать полученные сведения;
  • развивать умение делать логические выводы.
    3. Воспитательная:
  • воспитывать иʜᴛᴇрес к истории своей страны;
  • воспитывать уважение к достижениям ученых прошлых лет;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.
    План урока. I. Организационный момент (1 мин).
    II. Проверка домашнего задания (7 мин).
    III. Основная часть (30 мин).
  1. IV. Закрепление изученного материала (3 мин).
    V. Подведение итогов (2 мин).
    VI. Домашнее задание (2 мин).
     Ход урока

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1. Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

• Наиболее широко были распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал «Пчела», инициировавшая создание в 1765 г. Вольного экономического общества.

Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И. И. Бецкой (Бецкий), а также А П. Сумароков и др.

Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.

Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Я. И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» Новиков высмеивал не абстрактные «пороки человека», а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф «Трутня»: «Они работают, а вы их труд ядите». В 1792 г. Новиков за связь с прусскими масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.

К этому направлению историки относят Я. П. Козельского, а также Г. Коробьина, А. Маслова, И. Жеребцова, И. Чупрова, А. Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.

2.2. За рамки идей Просвещения вышел А. Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Вольность» и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции, он отказался от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой.

2.3. С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М. М. Щербатов («Путешествие в землю Офирскую» и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению Российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.

2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И. В. Лопухин и Н. И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

Книжное дело. В связи с распространением просвещения во второй половине XVIII в. в обществе растет интерес к книге. Чтобы удовлетворять спрос на печатную продукцию, в 1783 г. Екатерина II издала указ "О вольных типографиях", который впервые предоставлял всем желающим право заводить типографии. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах, однако, в период борьбы Екатерины II и Павла I c проникновением в Россию идей Французской революции все частные типографии были закрыты.

Изменялась тематика книг, увеличивалось число оригинальных научных и художественных изданий. В 1768 г. в Петербурге по инициативе Екатерины II было создано "Собрание, старающееся о переводе иностранных книг". Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей и действовало до 1783 года. В 1773 г. известный просветитель Н.И. Новиков организовал в Петербурге "Общество, старающееся о напечатании книг", но его деятельность была непродолжительной, поскольку Н.И. Новиков столкнулся с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом учебная и научная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (1755). В академической типографии печатался и первый частный журнал "Трудолюбивая пчела" (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

Во второй половине XVIII в. не только в столичных, но и в провинциальных городах появляется периодика. В 1786 г. в Ярославле стал издаваться журнал "Уединенный пошехонец", в 1788 г. Тамбове ― еженедельная губернская газета "Тамбовские известия". С 1789 г. в Тобольске выходил журнал "Иртыш, превращающийся в Иппокрену".

Особая роль в издании и распространении книг принадлежала выдающемуся русскому просветителю и общественному деятелю Н.И. Новикову (1744―1818). Н.И. Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений, поэтому в распространении просвещения он усматривал служение обществу. С 1779 по 1789 гг. он арендовал типографию Московского университета, в которой издавал около трети всех издававшихся в то время в России книг (примерно 1000 наименований). Это были учебники, журналы, политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества, масонская литература.

Н.И. Новиков способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции. В конце XVIII в. около 40 книжных лавок было в Москве и Петербурге, книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах.

Во второй половине XVIII в. растет число библиотек при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, в которой могли работать не только ученики Академии, но и все желающие.

В 80-е - 90-е гг. XVIII в. первые публичные библиотеки появились в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске). Возникали платные библиотеки при книжных магазинах в Москве и Петербурге.

Журналистика. Появление журналистики связано с Московским университетом. Асессор Московского университета поэт М.М. Херасков стал издавать первый в России журнал "Полезное увеселение". Одновременно с ним профессор истории университета И. Рейхель выпускал журнал "Собрание лучших сочинений", в котором в юношеские годы сотрудничал талантливый драматург Д.И. Фонвизин.

В 60-70-е годы XVIII в. в журналистике большое распространение получило сатирическое направление, свой вклад в который внесла вклад и Екатерина II. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал "Всякая всячина", официальным редактором которого стал ее статс-секретарь Г.В. Козловский. Это издание было ей необходимо для того, чтобы высказывать свою точку зрения на общественно-значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причину неудач Уложенной комиссии. Журнал также нужен был ей для осмеяния в духе идей Просвещения разнообразных пороков. Это породило в обществе оживленную полемику о роли сатиры в обществе ― должна ли она бороться с абстрактными пороками или с ее конкретными носителями. Основным оппонентом императрицы стал Н.И. Новиков. В эти же годы он издавал свои сатирические издания "Трутень" (1769-1770) и, особенно, "Живописец" (1772-1773). В своих сатирических зарисовках Н.И. Новиков стал развивать в русской художественной культуре крестьянскую тему, которая оказалась глубокой и плодотворной. Страницы журналов были полны искреннего сочувствия к тяжелому и бесправному существованию российского кормильца-крестьянина. Даже эпиграф к журналу "Трутень" - "Они работают, а вы их труд ядите" - сразу привлек внимание современников. Отныне сострадание к бедности и бедствию простых "поселян" станет "вечной темой" русской журналистики, как и всей культуры.

Русская литература второй половины 18 века 1. Классицизм в русской литературе 2. Художественно-реалистическое направление в русской литературе 18 века 3. Сентиментализм в русской литературе 18 века. Под термином русская литература понимают произведения, написанные на русском языке начиная с 10 века по настоящее время. Русская литература по истине представляет собой важнейший элемент русской культуры. Каждый период истории русской литературы имеет свои особенности и свои достижения. Далее в статье мы более подробно рассмотрим развитие русской литературы конца 18 века. Литература второй половины 18 века была в большей степени ориентирована на дворянство. Для крестьянской среды в это время все также остается актуальным устное народной творчество, кроме того были и рукописные книги, в которых излагались народные повести. Одно из известных произведений, написанных в это время для крестьян, –произведение неизвестного автора «Плач холопов». «Плач холопов» был написан около 1767—1769 гг. Стихотворение является весьма правдоподобным и отражает эмоции крестьянства того времени. Это произведение появилось непосредственно перед началом крестьянской войны. Литература второй половины 18 века представлена тремя основными литературными направлениями: классицизм художественно-реалистическое направление сентиментализм Классицизм в русской литературе Замечание 1 Основной характерной чертой классицизма является точное соблюдение норм и правил в творчестве, ориентир на определенные образцы. В России направление классицизма сформировалось позже чем в Европе. В Россию оно пришло вместе с европейскими произведениями искусства. Произведения этого направления коренным образом отличаются от форм и жанров, которые доминировали ранее. С развитием русского классицизма в литературе ассоциируется такие знаменитые фамилии как А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков и В. К. Тредиаковский. Они разрабатывали и развивали литературный язык, а также работали над такими формами как ода, сатира. Отдельно следует выделить М. В. Ломоносова, который творил в эпоху расцвета этого литературного направления. М. В. Ломоносов известен своими одами и поэмами написанные в классическом стиле. Классицизм предполагает ряд определенных принципов: писатель изображает «идеальную» жизнь присутствует строгое разделение на добро и зло, прекрасное и некрасивое и т.д. деление жанров на высокие и низкие: к высоким относят трагедию, оду, эпопею, к низким – комедию, басню, сатиру. драматическое произведение должно было происходить в течении одних суток, в одном месте, не должно быть осложнено дополнительными эпизодами, в обязательном порядке произведение должно было состоять из 5 актов. Яркими представителями русского классицизма в литературе были А.Д. Кантемир, Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, И.И. Хемницер, А.П. Сумароков. Художественно-реалистическое направление в русской литературе 18 века Во второй половине 18 века начинает свое формирование художественно-реалистическое направление русской литературы. Ярким представителем этого направления является Д.И. Фонвизин и его знаменитое произведение «Недоросль». Произведения Фонвизина в целом отвечают требованиям классицизма, но содержание не совсем соответствует классическим правилам. В произведениях присутствуют обычные люди, обладающие обобщенными характеристиками. Комедия «Недоросль» занимает центральное место в творчестве Д.И. Фонвизина. Главная проблема, которая поднимается в этом произведение – это проблема воспитания в условиях крепостничества. Помимо критики воспитания, Д.И. Фонвизин с гневом пишет и о том зле, которое несет в себе крепостное право. Язык, который использует автор в своём произведении настолько уникален, что многие из выражений становятся крылатыми фразами, например: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Сентиментализм в русской литературе 18 века Сентиментализм – это направление в искусстве и в частности в литературе, которое приобрело свою популярность после классицизма. В противовес классицизм, в котором главным являлся разум, в сентиментализме доминирующую позицию занимает душа. Писатели, которые работали в этом направлении ставили перед собой цель своим произведением затронуть душу человека, вызвать у него определенные чувства. Родоначальницей сентиментализма считается Европа, где он начал свое формирование примерно вначале 18 века. В русской литературе это направление появилось лишь к концу 18 века. Сентиментализм имел свои особенные отличительные черты. Во-первых, как уже было сказано выше писатели акцентируют внимание своих читателей на чувствах. В своих героях авторы подчёркивают умение сочувствовать и сопереживать другим. Во-вторых, в отличии от классицизма где в центре событий были представители высших сословий, в сентиментализме главные герои представлены обычными людьми. Главная мысль, которую хотят донести до своего читателя писатели-сентименталисты состоит в том, что душа человека, его внутреннее состояние не зависит от его социальной принадлежности. В-третьих, главными темами, которые затрагивали сентиментализмы были высокие чувства такие как любовь, доброта, дружба. Авторы писали свои произведения, старались создать утешение для бедных людей, на которых обрушиваются невзгоды и лишения. Самыми известными представителями русского литературного сентиментализма являлись М. Н. Муравьев И. И. Дмитриев Н. М. Карамзин В. А. Жуковский А. Радищев. Сентиментализм в России расходился на два направления: дворянский революционный Авторы – представители дворянского сентиментализма в своих произведениях были достаточно лояльными к существующему укладу, они писали о любви, о душе человека и не выступали за отмену крепостного законодательства. Среди примеров произведений данного направления можно назвать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Несмотря на то, что в повести затронута тема классовых различий, в повести нет протеста против существующего уклада. Писатели – представители революционного сентиментализма в своих произведениях яро выступали за отмену крепостного права. Центральное место в произведениях революционного сентиментализма занимали обычные люди, которые имею право на свободную и счастливую жизнь. Сентиментализм, в отличии от классицизма не предполагал чётких установленных правил написания произведений, поэтому авторы имели полную свободу творчества. Так как героями произведений сентиментализма были простые люди, это нашло и отражение в языке произведений, который в свою очередь тоже становился все проще и проще, даже имели место быть элементы просторечия.

Н.М. Карамзин родился 12 декабря 1766 года в имении отца под Симбирском (ныне Ульяновск). Далёким предком Карамзина был татарский хан Кара-Мурза. С двенадцати лет обучался в одном из московских пансионов, в 16 лет по настоянию отца поступил на военную службу в петербургский Преображенский полк, однако в 17 лет уже вышел в отставку и поселился в Москве, где познакомился с издателями-журналистами Николаем Новиковым и Алексеем Кутузовым. В содружестве с ними с 1784 года издавал литературный журнал "Детское чтение для сердца и разума".

В 1789 году продал имение и отправился в путешествие по Европе, по итогам которого написал сентиментальное произведение "Письма русского путешественника", принесшее ему славу как литератору. В июле 1790 года возвращается в Россию и начинает издавать собственный журнал "Московский вестник", где публикует среди прочих и свои произведения. В апреле 1792 года, когда был арестован его приятель и коллега Николай Новиков, написал "Оду к милости", адресованную Екатерине Второй. Императрица не казнила Новикова, но и не помиловала, приказав заключить того на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, где провёл 4 года - до смерти Екатерины. Её сын и престолонаследник Павел Первый освободил Новикова сразу, как только взошёл на престол.

В 1792 году Карамзина ожидал огромный успех, связанный с публикацией повести "Бедная Лиза", поразившей современников историей трагической самозабвенной любви и коварного, хотя и непреднамеренного предательства. Печальные ноты вплетаются в повествование с первых же предложений повести, когда автор рисует реалистичный, но очень печальный подмосковный пейзаж. Лиза - чистая и честная девушка - становится жертвой собственных сильных чувств. Влюбляясь в дворянина Эраста, она предчувствует беду, но это лишь усиливает её любовь. Эраст - это герой, полный добрых намерений, желающий честных отношений с Лизой, однако всё в нём искренно, но непрочно. Его предательство становится причиной гибели Лизы и смерти от горя её матери.

С 1803 года указом Александра Первого Карамзин назначен придворным историографом. Результатом его исторических занятий стала публикация 12-томной "Истории государства Российского", написанной в течение двадцати трёх лет на основании тщательнейшего изучения всех доступных исторических документов: летописей, государственных грамот, дипломатической переписки и архивных записей. Свой труд Карамзин посвятил императору Александру Первому, написав известную фразу в посвящении: "История народа принадлежит царю".

М. В. ЛОМОНОСОВ (1711 — 1765)

«С Ломоносова начинается наша литература... он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В. Г. Белинский.

«Архангельский мужик», первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых XVIII в., замечательный поэт, Ломоносов стал реформатором русского стихосложения. Он разделил язык на «три рода речений». К первому отнес слова церковнославянские и общеупотребительные; ко второму — малоупотребительные, но известные грамотным людям; к третьему — слова живой разговорной речи. Так сложились «три штиля» русской поэзии — «высокий», «посредственный» и «низкий». Ломоносов упорядочил употребление слов разных стилей в зависимости от темы и жанра произведения.

Так, «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра I. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению «расширять науки», поэт заводит речь об ее отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века». Петр I — идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей — ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Та-ким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через «малый вещи знак» — это темы стихотворений «Вечернее размышление», «Случились вместе два астронома в пиру...» и др. Для того чтобы принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности» учения, которое делает человека творцом, духовно активной личностью. «Сами свой разум употребляйте», — призывает он в стихотворении «Послушайте, прошу...».

Д. И. ФОНВИЗИН (1745—1792)

Славу Денису Ивановичу Фонвизину принесла поставленная в 1782 г. комедия «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет.

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом, работал со статс-секретарем И. П. Елагиным, с воспитателем будущего императора Павла I Н. И. Паниным. Он горячо любил Россию, служил ее интересам, ее народу. Основу современного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жестокость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

Свою первую комедию «Бригадир» Фонвизин написал, когда ему было 25 лет. Молодой драматург высмеивал не только косность, бескультурье провинциального дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому.

Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII в. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

Чем же комедия «Недоросль» соответствует положениям русского классицизма? Прежде всего автор сохраняет все признаки «низкого» жанра.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеях Просвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием. (Недоросль — молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание.) Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя» — портной Тришка; «бестия», «каналья» — нянька Ермеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»). «Правильный», книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма).

Соблюдается в комедии и правило трех единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае — решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма завершается. В чем же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотин иных. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» — произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращенного века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времен. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин).

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

А. Н. РАДИЩЕВ (1749—1802)

Александр Николаевич Радищев родился в семье саратовского помещика, получил блестящее образование сначала в Пажеском корпусе, в Петербурге, затем — в Лейпцигском университете. Еще в юности Радищев определил главной целью своей жизни служение на благо Отечества. Будучи чиновником Коммерц-коллегии, а затем заместителем управляющего Петербургской таможни, он проявил себя, по отзывам современников, талантливым юристом, смелым и неподкупным человеком. В то же время Радищев занимался и литературным творчеством. Он написал «Житие Федора Ушакова», «Беседу о том, что есть сын Отечества», оду «Вольность». В своих произведениях писатель выступал против самодержавия («самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»), пытался ответить на вопрос, каким должен быть истинный гражданин, какие обстоятельства способствуют, а какие мешают воспитанию подлинного патриота. Логическим и художественным завершением литературного творчества Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву» — книга о современной писателю России, о положении ее народа, о его будущем.

Последовательно и с яркой художественной выразительностью Радищев проводит в этом произведении мысль о том, что освобождение российского народа от самодержавия и крепостничества неминуемо и произойдет оно революционным путем. Такое утверждение о необходимости полного изменения общественного устройства впервые звучало в русской литературе. Екатерина II написала на полях книги: «Бунтовщик, хуже Пугачева».

«Путешествие из Петербурга в Москву» было запрещено со времени выхода (1790) до 1905 г. А. Н. Радищев был сослан в Сибирь. Ему было разрешено вернуться в Петербург только через десять лет, с воцарением Александра I (1801). Бывший опальный писатель и талантливый юрист был даже допущен к работе в Комиссии по составлению законов, где он пытался реализовать свои демократические взгляды. Осознав невозможность осуществления своих идеалов на практике, А. Н. Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд.

«Путешествие из Петербурга в Москву».

В эпиграфе к «Путешествию...» — «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» — Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа — самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав этого произведения посвящено разоблачению сущности этого «чудища», его жестокости и бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, которой подвергаются крестьяне. «Истинное лицо» единовластия (самодержавия) Радищев выявляет в сатирическом «сне» (глава «Спасская По-лесть»), показывая противозаконность и антинародность любой монархии.

Размышляя над тем, как избавить страну от «чудища» — самодержавия и крепостничества, писатель приходит к выводу, что ни отдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощенным крестьянам не могут изменить ситуацию. Положение российского народа так тяжело, что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Радищев пишет о праве человека на борьбу за свою свободу, о неизбежности народной революции. Главным героем «Путешествия...» является русский народ, крестьяне (крепостные в первую очередь). И они — не вызывающие жалость «жертвы», а люди высоких моральных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. И хотя Радищев не идеализирует народ и говорит о растлевающем влиянии крепостного права и на помещиков, и на крестьян, которые зачастую превращаются в рабов и по положению, и по духу, в целом образы крестьян в «Путешествии...» контрастны образам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народа Радищев противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этот художественный прием тоже служит задаче разоблачения «чудища».

Говоря о русском национальном характере, писатель подчеркивает не «покорность», которая так ценилась официальными властями, а «порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности русского народа. Радищев уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на «историю российскую». Поэтому логическим завершением «Путешествия...» является «Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущем России и ее народа. «Путешествие из Петербурга в Москву» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон» (глава «Спасская Полесть»), ода «Вольность», публицистические статьи (например, «...О происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма художественного произведения была новаторской для русской литературы XVIII в. и давала Радищеву возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации.

Радищев наметил пути развития литературного языка. Писатель использовал все лексические пласты русского языка от славянизмов до просторечия в зависимости от предмета повествования. В «Путешествии...» присутствуют:

высокая лексика, славянизмы, которые служат и для достижения патетичности звучания («звери алчные, пиявицы ненасытные!»), и как сатирический прием несоответствия: «Блаженны... имеющие внешность, к благоговению всех влекущую»;

сентиментальные фразы, например, «легкая пелена печали», «душу он имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое»;

просторечия, пословицы, поговорки, такие как «повороти оглобли», «рот разинул до ушей», «всяк пляшет, да не как скоморох».

Радищев в своем повествовании руководствуется не только рассудком, но и чувством. Он эмоционален, открыто сочувствует и негодует: «Страшись, помещик жестокосердный!» Писатель стремился создать новый гражданский стиль литературы, объединивший общественное звучание и проявление личности конкретного автора. Но органичность стиля не была им достигнута, была лишь намечена тенденция. «Путешествие из Петербурга в Москву» излишне архаично, перегружено словами «высокого» стиля. Задача гармонического сочетания пафоса, иронии и лирического начала нашла блестящее решение и воплощение в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: