Речь – сложный нейрофизиологический процесс, задействующий множество мозговых структур, и любое нарушение, функциональное или органическое, безусловно негативно влияет на качество понимания и применения речи. Тяжелые и множественных нарушения развития у детей обуславливаются органическими поражениями центральной нервной системы, генетическими аномалиями, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.п. Чаще всего у таких детей сочетаются следующие нарушения развития:
– интеллектуальные: от выраженной задержки психического развития, до тяжелой и даже глубокой степени умственной отсталости;
– двигательные: от легкой моторной неловкости и сложности с формированием предметных действий до тяжёлых опорно-двигательных нарушений;
– нарушения зрения и слуха, иногда и их сочетание;
– эпилепсия;
– расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
Каждое из вышеперечисленных расстройств развития само по себе существенно влияет на качество речевых процессов, являясь же сочетанными, они с большой долей вероятности приводят к грубому расстройству как произносительной, так и воспринимающей сторон речи. Поэтому, при ведении работы по развитию речи детей с ТМНР, представляется необходимым обращаться к источнику проблемы: к коррекции базовых психофизиологических речевых процессов.
|
|
К таким процессам относят:
– Восприятие – совместную работу анализаторных систем мозга: двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов.
– Двигательные процессы, в которых задействованы проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.
– Координацию дыхания и произношения звуков.
– Состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей.
Все анализаторные системы мозга находятся в тесной взаимосвязи, особенно акустический и речедвигательный анализаторы. Отмечают, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, которое можно назвать внутренней имитацией. Для того, чтобы ребенок понял значение слова, необходимо объединение слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета.
Речедвигательный анализатор имеет непосредственное отношение к процессу говорения: для правильного выполнения движений необходима согласованная работа систем кинетической, кинестетической и зрительно-пространственной афферентации. И. П. Павлов отмечал, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Исследования показали, что при тренировке тонких движений пальцев рук голосовые реакции ребенка развиваются интенсивнее и становятся более совершенными. Проприоцептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры, стимулируют созревание центральной нервной системы, что в свою очередь улучшает состояние речи ребенка.
|
|
Для осуществления процесса понимания речи необходимы операции: выделение звуков (фонем) из речевого потока, удержание звуков и слов в оперативной памяти, перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения, для чего необходима совместная работа акустического, кинестетического и пространственного анализаторов.
Таким образом, работа по развитию и коррекции психофизиологической базы речи у детей с ТМНР включает в себя приемы и способы:
– развития всех видов восприятия и межсенсорной координации;
– произвольного управления дыханием;
– развития тонкой моторики;
– глазодвигательных координаций;
– совершенствования техники движений, в том числе артикуляционных;
– общей координации, согласованности и ритмизации движений;
– развития межполушарных взаимодействий.
В процессе учебной деятельности данные приемы и способы применялись при проведении:
1. Утреннего организационного момента – утренней разминки/ритуала начала уроков (ежедневно).
2. Динамических пауз в процессе и между уроками, включающих в себя:
– дыхательные минутки 1-2 раза в день;
– артикуляционную гимнастику (на уроках развития речи, чтения, коррекционно-развивающих занятиях);
– музыкально-двигательные игры и упражнения, в том числе пальчиковые (ежедневно, в качестве перемены или завершения урока).
3. Глазодвигательных упражнений (на уроках письма, математики и развития психомоторики, сенсомотрики и сенсорных процессов).
4. Развития мелкой моторики и координации движений кистей рук и пальцев (уроки ИЗО, письма, коррекционные занятия).
5. Наглядно-дидактического материала, направленного на создание комплекса взаимосвязанных ощущений при говорении – карточки-символы звуков в сочетании с движениями.
Примеры доступных к выполнению детьми с ТМНР упражнений:
Ритуал начала занятий, упражнение «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки!
Здравствуй, правая ладошка, здравствуй, левая ладошка (здороваемся с ребёнком, прикасаясь к его правой и левой ладони).
Здравствуйте, локти!
Здравствуй, правый локоть (вариант: локоток), здравствуй левый локоток (здороваемся локтями).
И так далее: плечи, колени, носочки. При групповой игре дети могут не прикасаться друг к другу, а показывать называемые части тела.
Дыхательные упражнения – теплый ветерок (выдох со звуком «х (ха)») и холодный ветерок (выдох на тихий звук «у»).
Артикуляционные упражнения – «Бегемотик» (широко раскрыть рот, можно со звуком А); «Улыбка» (растягиваем губы в стороны, можно со звуком И); «Трубочка» (тянем губы вперед, можно со звуком У); чередование «улыбка-трубочка»; «Собачка устала» (открыть рот, положить язык на нижнюю губу, дышать, как уставшая собачка) и другие по двигательным возможностям детей.
Музыкально-двигательные игры, например, из занятий «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых.
На прогулку выходил (сидя, попеременно стучим кулачками по коленям)
Наш любимый крокодил. (попеременно хлопаем ладошками в ритм музыке)
Топы-топы-топы-топ, (попеременно стучим кулачками)
Шлёпы-шлёпы-шлёпы-шлёп... (попеременно хлопаем ладошками)
Крокодил ходил-ходил, (стучим кулачками)
|
|
Шагал-шагал, (хлопаем ладошками)
Устал! (обе руки громко шлёпают по коленям и замирают на время паузы).
Игра повторяется три раза.
Глазодвигательные упражнения: проследить за игрушкой: «Куда летит птичка? (едет машинка, спрячется бегемотик и т.п.); поймай мыльный пузырь; хлопни ладошкой по слогу (цифре), которые я назову; приклей кусочек пластилина, куда я назову (на слоги, буквы, цифры, изображения животных и т.п.).
Развития мелкой моторики и координации движений кистей рук и пальцев:
Музыкально-ритмическое упражнение «Мальчик-пальчик, где ты был?» - поочередно соединяется большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, упражнение повторяется другой рукой. Если позволяют возможности ребёнка, допустимо задействовать обе руки сразу.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Карточки-символы звуков (по методике Наталии Пятибратовой) (пример):
А – при произнесении звука «А» широко открывать рот, а кистью показывать движение, имитирующее, как птенчик просит кушать (большой палец противопоставлен остальным, прижатым друг к другу, пальцы ритмично открываются в момент произношения звука).
Птенчик маму потерял,
Птенчик маму звал и звал,
Ротик шире открывал,
Громко звуки А кричал: А, А, А!
Мама кроху услыхала,
Прилетела и сказала:
«Ну-ка, ротик открывай,
Червячка быстрей глотай!»
Звук В
Чтоб красиво «В» сказать,
Нужно губку покусать.
Только осторожно!
«В» сказать не сложно.
Одновременно с произнесением: «Га-га.. Г-г...» переваливаться с ноги на ногу, имитируя походку гуся, руки на поясе.
Старый дедушка Евсей
На лугу пасёт гусей.
Ходят гуси, «га-га-га»,
Вперевалку на луга.