Кризисные явления русской культуры конца ХХ– нач. ХХI вв

1986 год стал поворотным в развитии российской культуры. В марте 1985 года Генеральным секретарём ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, который объявил новый курс советского партийного руководства, включавший совокупность политических и экономических перемен, так называемую «перестройку». Одним из основных ее лозунгов стала свобода слова, что перевернуло советскую культуру, долгое время разделявшуюся на «официоз» и «андеграунд».

Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх, печаталось огромное количество материалов на остросоциальные темы. Значительно изменился стиль работы телевидения, особо популярным стал “прямой эфир”.

Никогда ранее не был столь значительным интерес к истории. Упрощение доступа к архивным фондам привело к появлению в печати массы сенсационных документов, которые становились достоянием самой широкой публики. Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских философов и писателей, чьи имена были под запретом. Среди них — Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. Огромными тиражами выходили репринтные издания, в том числе и художественной литературы, начала века.

Возрождалась прерванная в 1917 г. традиция христианства. Восстанавливались ранее разрушенные храмы всех концессий, открывались духовные школы, семинарии.

Бурные перемены происходили в кинематографе. С “полок” были возвращены более 100 ранее “отложенных” фильмов. Публика смогла познакомиться с работами А. А. Тарковского, А. Ю. Германа, А. С. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985-1991 гг. также отразилось в кино. Классикой тех лет стали полудокументальные фильмы С. Говорухина и Ю. Подниекса. Во второй половине 1980-х годов новый образ обретал и театр. Характерным стало широкое развитие студийного движения. Интерес публики привлекли театральные эксперименты С. Е. Кургиняна, М. Г. Розовского, В. Беляковича, М. А. Захарова. В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали целые стадионы зрителей.

Однако далеко не все происходившие в духовной сфере процессы были однозначно позитивными. “Освобожденные” от прямого партийного диктата средства массовой информации очень быстро оказались втянутыми в острые политические баталии, порой доходя до разнузданного и малоприглядного шельмования оппонентов, что негативно влияло на общественную атмосферу. Отказ от конфронтации и сближение с Западом часто выливались в некритическое к нему отношение. Это особенно пагубно сказалось в сфере культуры, искусства и общественных наук. Кинематограф в числе первых среди других видов искусства столкнулся с таким новым явлением, как коммерциализация, значительно влиявшем на содержание художественного творчества. С экранов кинотеатров, телевидения, с театральных подмостков хлынул поток невысокого художественного качества лент и постановок.

В конце XX-начале XXI в. особую роль в культурном развитии страны отводится образованию. Перед системой высшей школы была поставлена задача интеграции в зарубежное образовательное пространство. С этой целью Россия присоединилась к Болонскому соглашению (1999). Во многих вузах начался переход к двухуровневой системе высшего образовании: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). По ряду специальностей сохраняется традиционное для России обучение – специалитет (5 лет). Резко выросло количество платных (свыше двух тысяч) вузов. Образование, полученное в их сфере, оставляет желать лучшего. Новый этап в развитии образования и культуры связан с компьютерной техникой.

В 2008 году стало массовым явлением сдача выпускниками средних школ единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отмена вступительных экзаменов в узы. Опасность заключается в понижении уровня знаний абитуриентов и соответственно – выпускников вузов. Стране нужны высококвалифицированные специалисты для решения задач модернизации экономики. Не менее важен нравственный уровень новых специалистов. Воспитательная роль художественной культуры и особенно литературы не потеряла своего значения.

В художественной жизни современной России преобладает массовая культура, развлекательная и незамысловатая. Постмодернизм борется за влияние на читателей и зрителей. Время показывает необходимость сочетания лучших традиций отечественной культуры и естественного развития новаторства.

Таким образом конец ХХ – начало XXI века – это время динамического развития исторических и культурных процессов. В конце ХХ столетия Россия делает новый выбор. В сложных условиях кардинальных реформ и приспособления к рыночной экономике отечественная культура остается оплотом сохранения и развития общечеловеческих ценностей. В этом процессе важную роль призвана вместе с государством сыграть православная религия и церковь. Наряду с освоением лучших достижений российской культуры церковь ставит задачей воспитание духовности, повышения уровня нравственности в жизнь каждого человека и общества в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: