Появляются централизованные рекламные агентства:
• «Рекламтранс»;
• «Связь»;
• «Промреклама»;
• «Мосторгреклама».
В конце 20-х – 30-е гг. советская реклама фактически слилась с пропагандой. Большинство плакатов, иных рекламных продуктов, адресованных к массовому потребителю, стали содержать в себе идеологические черты. Данная ситуация продолжалась вплоть до конца 50-х – начала 60-х гг.
В 60 – 80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым в то время мировым стандартам. При этом ее отличительными чертами были: •меньшая, чем в странах Запада, распространенность;
• практическое отсутствие коммерческой и телевизионной рекламы;
• простота;
• использование старых, традиционных форм;
• плакатов;
• буклетов;
• газет;
• рекламных объявлений в общественном транспорте.
Существенной проблемой рекламного дела 1980-х гг. была сложность внедрения новых рекламных продуктов. Чтобы запустить рекламу нового товара, необходимо было собрать подписи многих инстанций. Это очень затрудняло развитие рекламы в СССР, способствовало ее отставанию от рекламы развитых стран Запада.
|
|
С 1991 г. начался стремительный рост рекламного бизнеса в России. Объем рекламы в СМИ быстро увеличивается, с 1995 г. наблюдается также бурный рост региональных рекламных рынков. Начинают появляться специализированные издания по рекламе, профессиональные агентства. Увеличивается спрос на специалистов такого профиля.
В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.11.2004), призванный регулировать отношения на рынке рекламы. С момента принятия Закона прошло уже около 10 лет. В связи с тем что рынок рекламы постоянно развивается, возникает необходимость все большего совершенствования рекламного законодательства.
Федеральный закон «О рекламе»
1. Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.11.2004) (далее – Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.
Целями Закона являются:
• защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
• предотвращение ненадлежащей рекламы, способной:
• ввести потребителя в заблуждение;
• нанести вред его здоровью, имуществу, окружающей среде, достоинству и репутации;
• нарушить общественные интересы и моральные принципы.
Закон не распространяется:
• на политическую рекламу;
• объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
2. Основные понятия Закона:
• реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к организациям, товарам, услугам и т. д.;
|
|
• ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения;
• рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для последующего производства, размещения и распространения рекламы;
• производитель рекламы — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
• распространитель рекламы — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и распространение рекламной информации путем предоставления и использования технических средств телевизионного и радиовещания, каналов связи, эфирного времени и т. д.;
• потребители рекламы — юридические и физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего может являться воздействие рекламы на них.
3. Основные требования к рекламе в РФ:
• реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и технических средств, независимо от того, в какой форме она преподносится;
• реклама на территории РФ может распространяться на русском языке и дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ;
• не допускается реклама о товаре, выпущенном без лицензии, если таковая необходима, а также реклама товаров, запрещенных к производству;
• реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться сообщением об этом;
• использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности разрешается только в порядке, установленном законодательством;
• реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику;
• реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
Ненадлежащая реклама
1. Ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.
В России ненадлежащая реклама запрещена. Ее использование является нарушением законодательства РФ.
2. Недобросовестной является реклама, которая:
• дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
• содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
• вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством:
• имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров;
• злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
3. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:
• таких характеристик товара, как:
• природа;
• состав;
• способ и дата изготовления;
• назначение;
• потребительские свойства;
• условия применения;
• наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам;
• количество;
• место происхождения;
|
|
• наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
• стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
• дополнительных условий оплаты;
• доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
• гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
• исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
• прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;
• официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
• предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
• результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
• статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
• ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
• использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и т. п., если их невозможно подтвердить документально;
• сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
• ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
• фактического размера спроса на товар;
• информации о рекламодателе.
4. Неэтичной является реклама, которая:
• содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении:
• расы;
• национальности;
• профессии;
• социальной категории;
• возрастной группы;
• пола;
• языка;
• религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
|
|
• порочит:
• объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
. государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы;
• какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
5. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
6. Скрытая реклама оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи), других способов.
Законом также могут быть установлены иные виды ненадлежащей рекламы.