double arrow

Из «Сказания о князьях владимирских»


Русская культура в XIV - начале XVI века

Результат

Ты узнаешь:как моральная стойкость и духовное возрождение общества в XIV – XV вв. были связаны с подъемом русских земель – военным, политическим, хозяйственным.

Ты научишься: характеризовать состояние русской культуры в указанный период, характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры; выделишь особенности русской культуры.

План работы:

1. Открыть учебник на стр. 212 и прочитать вопрос к параграфу.

«Как моральная стойкость и духовное возрождение общества в XIV – XV вв. были связаны с подъемом русских земель – военным, политическим, хозяйственным?»

Что мы должны узнать, чтобы получить ответ на главный вопрос урока? (Охарактеризовать летописание, литературу, архитектуру и живопись.)

 

Обратите внимание на цитату к параграфу.

«Да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего…»

Из «Жития Преподобного Сергия» Епифания Премудрого

Какая мысль заложена в данной цитате?

Произведения искусства воодушевляют противостоять злу и несправедливости.

Обратите внимание на понятия:




· Поучение

· Послание

· Житийная повесть

· Хождение

Определения этих понятий вы можете найти в словаре учебника на странице 228.

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством становится одной из центральных в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

Формирование централизованного государства определило специфику русской культуры. Она была подчинена задачам служения «государеву делу». Заботами о государстве проникнуты общественная мысль и литература, рост государственного могущества отразился в зодчестве и живописи.

Сегодня мы рассмотрим:

1. Летописание

Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания.

Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.

В XIV – XV веках на Руси продолжали вести летописание. Объединение русских земель вызвало потребность в общерусском летописании, которое зародилось в Тверском княжестве. Но после перехода ярлыка на великое княжение в руки Ивана Калиты зародившаяся в Твери традиция общерусского летописания продолжалась в Москве.      Первый общерусский летописный свод, порвавший с узкими местными интересами и ставший на позиции единства Руси, был составлен в Москве в начале XV в. (так называемая Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г.).



В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов).

Летописи - это не просто перечисление исторических фактов.

В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы,

и даже зачатков научных знаний.

2. Литература

Традиции письменности и книжности, заложенные в XI—XII вв., удалось сохранить, и они получили дальнейшее развитие. Распространение грамотности среди населения в основном было сосредоточено в руках православной церкви. Многочисленные сведения о существовании училищ для детей и об учителях-«книжниках» содержатся в житиях русских святых XIV— XV вв. Такие училища существовали, как правило, при церквах, и учителями в них были в основном представители низшего духовенства. Начинали обучение с семи лет: учили чтению, письму, церковному пению и, возможно, счету, т. е. давали самое элементарное образование.

Постепенная замена пергамена бумагой делала книги более доступными, и к концу XIVв. на Руси было довольно много библиотек. До нашего времени дошли 583 рукописные книги, датируемые XIII—XIV вв. На смену сложной форме написания букв — уставу — приходит полуустав, более свободное письмо. Как вы думаете,  какие явления экономической и политической жизни Руси стимулировали развитие грамотности и письменности?



 Письменность необходима в мирской, обыденной жизни, например, для составления договора.

 

Значительную часть русских литературных произведений составляли поучения и послания, посвященные вопросам веры, нравственности, отношениям между светской и духовной властью, позиции России в христианском мире.

В 16 веке появляется свод житейских правил – домострой, в котором можно было узнать, как вести хозяйство, как воспитывать детей и выстраивать отношения между домочадцами.

К публицистике идейно близка историческая литература. Например, «Повесть о разорении Рязани Батыем». Основное ее содержание составляет рассказ о взятии и разорении Рязани монгольскими войсками и о судьбе княжеской семьи. В повести осуждаются княжеские раздоры как основная причина поражения русских и в то же время происходящее оценивается как Божье наказание за грехи. Борьба против шведских и немецких феодалов отразилась в светской дружинной повести об Александре Невском, в которой содержалось подробное описание Невской битвы и Ледового побоища. Но эта повесть до наших дней не сохранилась. Она была переработана в «Житие Александра Невского» и получила религиозную окраску.

Какое влияние оказала церковь на русскую литературу?

 На основе устного народно-поэтического творчества написана «Повесть о Шевкале» (Щелкане), посвященная восстанию в Твери в 1327 г. Она выдержана в оптимистическом духе, в ней выражена идея скорого краха власти золотоордынского хана.

Победа над монголами на Куликовом поле в 1380 г., вызвавшая подъем национального самосознания, внушившая русскому народу уверенность в своих силах, стала началом второго этапа в развитии литературы, который завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы возникает цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль — о единстве Русской земли как основе победы над врагом. Эта идея все более связывалась с Московским княжеством. Четыре основных памятника, входящих в этот цикл, различны по своему характеру, стилю, содержанию. Наиболее глубоким и значительным произведением является «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Автор не стремился представить последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель — воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить организаторов и участников битвы. Софоний подчеркивает единодушие князей, их решимость совместно выступить под руководством великого князя; он перечисляет города, откуда стекаются войска, и сознательно замалчивает факт измены князя Олега Рязанского. В поэме подчеркнута роль Москвы в победе над монголами, а князь Дмитрий Иванович представлен как подлинный организатор русских войск. В так называемой «Летописной повести о Куликовской битве» впервые дается связный рассказ о событиях 1380 г. В ней подчеркнуты единство и сплоченность русских сил вокруг великого князя, поход против монголов расценивается как дело общерусское. Однако в повести заметно отступление от реальных исторических фактов, которые осмысливаются с точки зрения религиозной морали: конечной причиной поражения монгольского войска выступает «божественная воля»; в духе религиозных понятий осуждается поведение рязанского князя Олега. «Сказание о Мамаевом побоище» — наиболее объемное и самое популярное произведение Куликовского цикла. Оно противоречиво в идейном и художественном отношении. В нем сосуществуют два различных подхода к пониманию событий: с одной стороны, Куликовская победа расценивается как награда за христианские добродетели, свойственные русским, с другой — мы видим в нем и реальный взгляд на вещи. Автор «Сказания» хорошо разбирается в политической ситуации того времени, высоко оценивает героизм и патриотизм русских людей, дальновидность великого князя, понимает значение единства между князьями. В «Сказании» находит обоснование идея тесного союза православной церкви и княжеской власти (описание отношений Дмитрия Донского и Сергия Радонежского). Князь Дмитрий Иванович изображен человеком, полным религиозного благочестия: он постоянно молится и уповает на Бога. В рассматриваемый период серьезное развитие получила житийная литература. Церковная проповедь в ней сочеталась с мыслью о главенствующей роли Московского княжества и тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось именно церковной власти) как главном условии усиления Руси. Публицистический характер носило «Житие митрополита Петра», написанное митрополитом Киприаном, который усмотрел общность судьбы митрополита Петра, не признанного в свое время тверским князем, со своей собственной и со своими сложными взаимоотношениями с московским князем Дмитрием Ивановичем.

Устно* Покажите на примерах  влияние церкви на литературу. В XVI в.

Княжеская власть получила свое обоснование в «Сказании о князьях владимирских». Прочитайте документ.

Из «Сказания о князьях владимирских»

 «Из истории Ханаанской и Афраксада, первого потомка Ноя, родившегося после потопа. По благословлению отца Ноя вся вселенная была разделена на три части между тремя сыновьями его — Симом, Хамом и Иафетом… Ной благословил Симова сына Афраксада, чтобы поселился он в земле Ханаанской, и родились у Афраксада два сына-близнеца: имя одного — Мерсем, другого Хус, они были основателями Египта. И пошли от них многочисленные потомки по родам их. (Далее расписывается родословная от Иафета до Александра Македонского.) …От Александра Македонского до Птолемея Прокаженного насчитывается двадцать два Птолемея. У Птолемея Прокаженного была дочь премудрая, по имени Клеопатра. (Далее описывается история правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа.)

В год 51 до н. э. …И бог вручил власть Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии… Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Попали они в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. …А четвертое колено от великого Рюрика — великий князь Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением в году 988. (Далее следует рассказ о Владимире Мономахе, который получил от византийского императора Константина Мономаха «животворящий крест, венец царский и сердоликовую чашу, из которой пил сам император Август».) …С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

Ответить на вопросы устно*.

1. Как вы думаете, с какой целью было написано это сказание? Соответствовало ли повествование фактической истории?

2. Сравните теорию «Москва — Третий Рим» и «Сказание». Укажите общие черты и отличия.

Ответить на вопрос темы устно*.

«Как моральная стойкость и духовное возрождение общества в XIV – XV вв. были связаны с подъемом русских земель – военным, политическим, хозяйственным?»

 







Сейчас читают про: