double arrow

Вокруг Юрюзанского пруда

Места, по которым пролегает асфальтированное шоссе от Васильевки до посёлка юрюзанских энергетиков следует по справедливости отнести к живописнейшим местам природы даже для далеко известного своими красотами Южного Урала.

Дорога проложена здесь вдоль крутого склона гор, окруживших юрюзанский пруд. Внизу, у самого берега, изогнулось дугой полотно железной дороги, построенной в 1904-1905 годах.

Дорога эта начала функционировать на всем протяжении от Вязовой до Катав-Ивановска в августе 1905 года, а регулярное движение поездов открылось с 15 октября 1905 года.

Большие трудности стали перед строителями, сооружавшими эту дорогу. Надо было проложить железнодорожный путь вдоль всего пруда, скалистые берега которого круто обрывались к самой воде, Пришлось взрывать эти скалы, чтобы отвоевать у природы узкую полоску земли для укладки рельсов. На эти взрывные работы в окрестностях Юрюзани бело израсходовано только, пороха более шести пудов. Использовался также и динамит. Ложбины возле железной дороги за прудом юрюзанцы назвали "ущельями", дав им порядковые номера.

Вначале на пути из Васильевки встречается внизу "Третье ущелье". Оно представляет собой глубокую выемку в скалах, по дну которой продолжены рельс» железной дороги. И перед входом в выемку и за нею видны железнодорожные мостики. Из восточного склона выемки вытекает небольшой родничок, которым обыкновенно пользуются все отдыхающие в этом районе заводского пруда. Рядом находится "Второе ущелье". Ещё ближе к заводу "Первое", восточный склон которого в последние годы густо зарос молодом соснячком.

Железнодорожная насыпь отделила от пруда два небольших живописных озерка. В прежние времена они были очень богаты рыбой, особенно хорошо клевал здесь чебак. Теперь же озерки во многом заросли кустарником, затянулись илом»

За "Третьим ущельем" асфальтовая дорога берет чуть вправо. Поднимаемся в гору. Отсюда глазам путешественника открывается обширный вид на пруд, на город Юрюзань.

Полуостровом вдается в пруд старинная центральная часть Юрюзани, так называемый Курмыш. Не случайно эту часть посёлка назвали до революции "Богатым углом". Здесь селились с давних времен не только наиболее квалифицированные рабочие, но и представители власти, чиновники и представители заводской "знати": мастера, начальники цехов, надзиратели. Теснота и скученность построек способствовали возникновению пожаров. Так, например, 2-го августа 1892 года начавшийся в 2 часа дня большой пожар в Курмыше уничтожил 120 домов. После пожара улицы Курмыша были отстроены заново.

Хорошо видны с горы из-за пруда и завод, и новые постройки Юрюзани, застроенные в послевоенное время многоэтажными жилыми домами, и Дворец Культуры.

А когда автобус поднимается в гору и выходит из леса на широкое пространство, глазам представляется новая живописная картина.

Справа громоздится гора Шуйда с двухсотметровой мачтой телевизионного ретранслятора на вершине.

Слева – район юрюзанской Сосновки, огороды, раскинувшиеся здесь над "Первым ущельем".

Впереди, слева, виден асфальтовый завод, коллектив которого немало потрудился над тем, чтобы благоустроить дороги района. Кажется, совсем недавно Гусева Шишка здесь справа от дороги была ягодным местом, и ребятишки рвали летом в траве сочную сладкую землянику и клубнику» Теперь же большая часть Гусевой Шишки разрыта и раскорёжена экскаваторами, которые брали здесь гравий и гальку для дорожного строительства.

Таковы неизбежные минусы хозяйственной деятельности человека, его безжалостного вторжения в природу.

Справа впереди открывается и долина реки Сильи, небольшой горной речки – правого притока реки Юрюзань, и старое трехэтажное здание дореволюционной постройки на берегу Сильи. Это бывшая паровая мельница купцов Чумановых. Был такой торговец в Юрюзани в дореволюционное время. Держал он не один магазин в поселке, наживался на торговле. Рассказывали, что после голода 1892 года купец Чуманов в припадке откровения сказал: «Если бы в нашем посёлке ещё один такой голодный год был, я купил бы у князя Белосельского его завод». Этот-то Чуманов и поставил в долине реки Сильи за посёлком трехэтажную каменную паровую мельницу, чтобы еще больше увеличить свои неправедные доходы,

В 1932 году в здании бывшей мельницы был открыт Юрюзанский канифольный завод, перерабатывающий живицу подсочного хозяйства. Во время Великой Отечественной войны, в январе 1942 года, здесь был размещен небольшой механический завод автотракторной промышленности, эвакуированный в Юрюзань из Красногвардейского района Москвы. Завод этот изготовлял втулочно-роликовые и пластинчатые цепи различных модификаций. Сейчас это цепной завод.

И вот дорога приводит нас в посёлок юрюзанских энергетиков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: