Дата проведения: 06.04.2020
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
По дисциплине: Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения.
Тема занятия: Патология органа зрения.
Цель занятия: Изучить патологию зрительного анализатора.
Количество часов: 2
Теоретическое введение
Наиболее распространенными формами нарушения зрения у детей являются:
1. Близорукость (миопия) - это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней, вследствие чего при рассматривании удаленных предметов на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение.
2. Дальнозоркость (гиперметропия) - нарушение зрения вблизи, связанное с фокусированием изображения за сетчаткой глаза, из-за чего теряется четкость восприятия зрительных картин. В отличие от близорукости, это не приобретённое, а врождённое состояние, которое связанно с индивидуальной особенностью строения глазного яблока.
3. Астигматизм – невозможность схождения лучей в одной точке, что связано с различной кривизной роговицы в разных меридианах.
Методика выполнения работы
и оформление результатов
1. Зарисуйте и обозначьте схему основных форм нарушения зрения (рис. 1-3).
Рис. 1 – Миопия
Рис. 2. Гиперметропия
Рис. 3. Астигматизм
2. Заполнить таблицу 1 «Патология органа зрения» по следующим пунктам:
Таблица 1. Патология органа зрения
Название заболевания | Причина возникновения заболевания | Признаки проявления заболевания | Методы профилактики |
Дальнозоркость | |||
Близорукость | |||
Глаукома | |||
Катаракта | |||
Косоглазие | |||
Дальтонизм | |||
Куриная слепота |
3. Проверка цветоощущения по таблицам Рабкина
Нарушения в работе органов зрения – распространенная проблема, которая подлежит медицинской и терапевтической коррекции. Особенно важна данная процедура для всех, кто связан с вождением автомобильного транспорта – профессиональных шоферов, автовладельцев, водителей общественного и коммерческого транспорта.
Рабочая таблица Рабкина тест на цветоощущение состоит из 27 карточек. В результате прохождения теста пациент не только получает определенный диагноз, но и его детальные сведения, выявляются отдельные случаи мнимых сбоев и обманчивого дальтонизма.
Проверка цветоощущения осуществляется по следующей схеме:
1. Настраивают экран на среднем уровне яркости. Нельзя проводить процедуру при темном или чрезмерно светлом уровне настройки – крайние показатели утомляют глаза и мешают получению объективных данных.
2. Рабочие полихроматические таблицы для исследования цветоощущения размещают ровно на уровне глаз – для профилактики искажений. Глаза человека по отношению к рисунку должны быть перпендикулярно, так как угол экрана существенно мешает точности процедуры.
3. Временной отрезок работы – 5 секунд. Чрезмерно долго рассматривание и сосредоточение на изображении утомляет глаза, приводит к ложным результатам.
4. По итогам работы таблицы Рабкина с ответами с выделениями сравнивают с полученными данными. Итоги рекомендуется зафиксировать для сравнения и анализа. Корректные ответы приведены в последней части этого материала вместе с разновидностями нарушений цветовосприятия.
Существуют определяющие критерии для оценки уровня зрения:
· Стандартное, в рамках нормы – различаются базовые цвета спектра (синий, красный, зеленый) и разнообразные оттенки. Способность увидеть большой спектр оттенков является трихромазией. Соответственно, трихромат – человек, нормально различающий цвета.
· Аномальная трихромазия – человек видит три базовых цвета, но без оттенков. При неспособности различить оттенки пациента можно назвать цветоаномалом или аномальным трихроматом. По силе нарушений можно выделить самую тяжелую – А, среднюю – В, легкую – С.
Этот диагноз делится на несколько подтипов:
· протаномалия: не воспринимаются красные тона;
· дейтораномалия: проблема с различением зеленых тонов;
· тританомалия: не различаются синие тона.
Люди, соответственно, называются тританомалами, дейтероаномалами, протаномалами.
В случае, когда хорошо различаются оттенки, но есть проблема различения базовых цветов, ставится диагноз дихромазии. Таких людей называют дихроматами.
Существуют разные виды диагноза:
· протанопия: не узнают чистый красный;
· дейтеранопия: не воспринимается зеленый;
· тританопия: нарушено распознавание синего.
Таблица для проверки зрения на цветоощущение водителя помогает также выявить полную неспособность различить цвета – монохромазию. В этом случае человек видит мир в черно-белой гамме и оттенках серого.
Патология зрения может быть врожденной или приобретенной. Например, приобретается с возрастом или под влиянием разных факторов тританомалия либо тританопия, но это редкие случаи. Остальные варианты сбоев в зрении – как правило, врожденные.
Рассмотрите рисунки, приведенные в таблице 2. «Таблица Рабкина» и полученные результаты внесите в таблицу.
Таблица 2. Таблица Рабкина
№ | Рисунок | Полученные результаты | № | Рисунок | Полученные результаты |
1 | 15 | ||||
2 | 16 | ||||
3 | 17 | ||||
4 | 18 | ||||
5 | 19 | ||||
6 | 20 | ||||
7 | 21 | ||||
8 | 22 | ||||
9 | 23 | ||||
10 | 24 | ||||
11 | 25 | ||||
12 | 26 | ||||
13 | 27 | ||||
14 |
Полученные результаты в таблице 2 сверьте с описанием результатов теста (таблица 3) и сделайте соответствующие выводы письменно.
Таблица 3. Описание результатов теста
№ рисунка | Описание |
1. | На картинке изображены цифры “9” и “6”, которые видны как людям с нормальным зрением, так и людям с дальтонизмом. Картинка призвана объяснить и показать людям, что именно требуется делать при прохождении теста. |
2. | На данной картинке изображены квадрат и треугольник, которые видны, как и в предыдущем варианте, и людям с нормальным зрением, и людям с дальтонизмом. Картинка используется для демонстрации теста и для выявления симуляции. |
3. | На картинке изображена цифра “9”. Люди с нормальным зрением видят правильно, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра (дейтеранопия и протанопия) видят цифру “5”. |
4. | На картинке изображён треугольник. Люди с нормальным зрением видят изображённый треугольник, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра видят круг. |
5. | На картинке изображены цифры “1” и “3” (отвечают “13”). Люди со слепо-той в красной или зелёной части спектра видят цифру “6”. |
6. | Люди с нормальным цветовосприятием различают на картинке две геометрические фигуры – треугольник и круг, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра различить изображённые на картинке фигуры не способны. |
7. | На картинке изображена цифра “9”, которую способны различить как люди с нормальным цветовосприятием, так и люди с явлениями дальтонизма. |
8. | На картинке изображена цифра “5”, которую способны различить люди с нормальным зрением и люди со слепотой в красной или зелёной части спектра. Однако для последних подобное даётся с трудом или вообще становится невозможным. |
9. | Люди с нормальным цветовосприятием и люди со слепотой в зелёной части спектра способны различить на картинке цифру “9”, тогда как люди со слепотой в красной части спектра могут увидеть как цифру “9”, так и “8” или “6”. |
10. | Люди с нормальным зрением различают на картинке цифры “1”, “3” и “6” (отвечают “136”), при этом люди со слепотой в красной или зелёной части спектра видят “69”, “68” или “66”. |
11. | На картинке изображены цифры “1” и “4”, которые видят как люди с обычным цветовосприятием, так и люди с проявлениями дальтонизма. |
12. | На картинке изображены цифры “1” и “2”, которые способны различить как люди с обычным зрением, так и люди со слепотой в зелёной части спектра, тогда как люди со слепотой в красной части спектра цифры не видят вообще. |
13. | На картинке изображены круг и треугольник, которые способны различить люди с обычным цветовосприятием. При этом люди со слепотой в красной части спектра на картинке видят только круг, тогда как люди со слепотой в зелёной части спектра только треугольник. |
14. | Люди с обычным цветовосприятием на картинке различат в верхней части цифры “3” и “0”, при этом в нижней части не увидят ничего. Тогда как люди со слепотой в красной части спектра различат в верхней части цифры “1” и “0”, а в нижней скрытую цифру “6”. А люди со слепотой в зелёной части спектра увидят сверху “1”, а внизу картинке – “6”. |
15. | Люди с обычным цветовосприятием на картинке различат круг и треугольник (в верхней части), а в нижней части ничего не увидят. Люди со слепотой в красной части спектра увидят 2 треугольника (вверху) и квадрат (внизу). Люди со слепотой в зелёной части спектра различат треугольник (вверху) и квадрат (снизу). |
16. | Люди с обычным цветовосприятием на картинке различат цифры “9” и “6”, тогда как люди со слепотой в красной части спектра только “9”, а со слепотой в зелёной части спектра – только “6”. |
17. | Люди с обычным цветовосприятием видят на картинке круг и треугольник, при этом люди со слепотой в красной части спектра только треугольник, тогда как люди со слепотой в зелёной части спектра – только круг. |
18. | Люди с обычным цветовосприятием на картинке увидят разноцветные вертикальные и одноцветные горизонтальные ряды. При этом люди со слепотой в красной части спектра увидят горизонтальные ряды как одноцветные, а вертикальные 3, 5 и 7 как одноцветные. Люди со слепотой в зелёной части спектра увидят горизонтальные ряды как разноцветные, а вертикальные 1, 2, 4, 6 и 8 как одноцветные. |
19. | Люди с обычным зрением способны различить на картинке цифры “2” и “5”, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра увидят только лишь цифру “5”. |
20. | Люди с обычным цветовосприятием способны различить на картинке две геометрические фигуры – треугольник и круг, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра различить изображённые фигуры не смогут. |
21. | На картинке люди с обычным цветовосприятием и люди со слепотой в красной части спектра различат цифры “9” и “6”, тогда как люди со слепотой в зелёной части спектра увидят только лишь цифру “6”. |
22. | На картинке изображена цифра “5”, которую способны различить как люди с обычным цветовосприятием, так и люди с проявлениями дальтонизма. Однако для последних подобное сделать будет затруднительно или вообще невозможно. |
23. | На картинке люди с обычным зрением увидят разноцветные горизонтальные и одноцветные вертикальные ряды. При этом люди со слепотой в красной или зелёной части спектра видят одноцветные горизонтальные и разноцветные вертикальные ряды. |
24. | На картинке цифра «2″ именно ее видят люди с нормальным зрением, протанопы и дейтеранопы эту цифру не различают. |
25. | Трихоматы (люди с нормальным зрением) видят на картинке цифру «2″, люди со слепотой в зеленой и красной частях сектра, цифру «2″ не различают. |
26. | Люди с нормальным цветовосприятием различают на картинке две фигуры: треугольник и квадрат. Люди со слепотой в зеленом и красном спектрах, эти фигуры не различают. |
27. | Нормальные трихоматы видят на картинке треугольник, люди с нарушениями цветовосприятия различают фигуру «круг» |
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Почему сетчатка глаза человека называется инвертированной?
2. Что является наиболее распространённой причиной близорукости?
3. Как называется нарушение правильной работы цилиарной глазной мышцы, регулирующей кривизну хрусталика, в результате чего глаз утрачивает способность фокусироваться на предметах, находящихся на различных расстояниях от него?
4. Продолжите определение: «Страбизм - это...».
5. Перечислите основные меры профилактики нарушений зрения у детей.
Рекомендуемая литература
1. Ибрагимова Э.Э. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебное пособие 2017 https://e.lanbook.com/book/125201
2. Попова О.А., Грошева Е.С. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Логопедия», «Специальная психология» 2017 https://e.lanbook.com/book/105515
3. Сапин М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для вузов / М. Р. Сапин, З.Г.Брыксина. - М.: Академия, 2004. - 456 с