Рекомендуемая литература

Дата проведения: 06.04.2020

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения.

Тема занятия: Патология органа зрения.

Цель занятия: Изучить патологию зрительного анализатора.

Количество часов:  2

 

Теоретическое введение

Наиболее распространенными формами нарушения зрения у детей являются:

1. Близорукость (миопия) - это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней, вследствие чего при рассматривании удаленных предметов на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение.

2. Дальнозоркость (гиперметропия) - нарушение зрения вблизи, связанное с фокусированием изображения за сетчаткой глаза, из-за чего теряется четкость восприятия зрительных кар­тин. В отличие от близорукости, это не приобретённое, а врождённое состояние, которое связанно с индивидуальной особенностью строения глазного яблока.

3. Астигматизм – невозможность схождения лучей в одной точке, что связано с различной кривизной роговицы в разных меридианах.

Методика выполнения работы
и оформление результатов

1. Зарисуйте и обозначьте схему основных форм нарушения зрения (рис. 1-3).

Рис. 1 – Миопия

 

Рис. 2. Гиперметропия

Рис. 3. Астигматизм

 

2. Заполнить таблицу 1 «Патология органа зрения» по следующим пунктам:

Таблица 1. Патология органа зрения

Название заболевания Причина возникновения заболевания Признаки проявления заболевания Методы профилактики
Дальнозоркость      
Близорукость      
Глаукома      
Катаракта      
Косоглазие      
Дальтонизм      
Куриная слепота      

 

3. Проверка цветоощущения по таблицам Рабкина

Нарушения в работе органов зрения – распространенная проблема, которая подлежит медицинской и терапевтической коррекции. Особенно важна данная процедура для всех, кто связан с вождением автомобильного транспорта – профессиональных шоферов, автовладельцев, водителей общественного и коммерческого транспорта.

Рабочая таблица Рабкина тест на цветоощущение состоит из 27 карточек. В результате прохождения теста пациент не только получает определенный диагноз, но и его детальные сведения, выявляются отдельные случаи мнимых сбоев и обманчивого дальтонизма.

Проверка цветоощущения осуществляется по следующей схеме:

1. Настраивают экран на среднем уровне яркости. Нельзя проводить процедуру при темном или чрезмерно светлом уровне настройки – крайние показатели утомляют глаза и мешают получению объективных данных.

2. Рабочие полихроматические таблицы для исследования цветоощущения размещают ровно на уровне глаз – для профилактики искажений. Глаза человека по отношению к рисунку должны быть перпендикулярно, так как угол экрана существенно мешает точности процедуры.

3. Временной отрезок работы – 5 секунд. Чрезмерно долго рассматривание и сосредоточение на изображении утомляет глаза, приводит к ложным результатам.

4. По итогам работы таблицы Рабкина с ответами с выделениями сравнивают с полученными данными. Итоги рекомендуется зафиксировать для сравнения и анализа. Корректные ответы приведены в последней части этого материала вместе с разновидностями нарушений цветовосприятия.

Существуют определяющие критерии для оценки уровня зрения:

· Стандартное, в рамках нормы – различаются базовые цвета спектра (синий, красный, зеленый) и разнообразные оттенки. Способность увидеть большой спектр оттенков является трихромазией. Соответственно, трихромат – человек, нормально различающий цвета.

· Аномальная трихромазия – человек видит три базовых цвета, но без оттенков. При неспособности различить оттенки пациента можно назвать цветоаномалом или аномальным трихроматом. По силе нарушений можно выделить самую тяжелую – А, среднюю – В, легкую – С.

Этот диагноз делится на несколько подтипов:

· протаномалия: не воспринимаются красные тона;

· дейтораномалия: проблема с различением зеленых тонов;

· тританомалия: не различаются синие тона.

Люди, соответственно, называются тританомалами, дейтероаномалами, протаномалами.

В случае, когда хорошо различаются оттенки, но есть проблема различения базовых цветов, ставится диагноз дихромазии. Таких людей называют дихроматами.

Существуют разные виды диагноза:

· протанопия: не узнают чистый красный;

· дейтеранопия: не воспринимается зеленый;

· тританопия: нарушено распознавание синего.

Таблица для проверки зрения на цветоощущение водителя помогает также выявить полную неспособность различить цвета – монохромазию. В этом случае человек видит мир в черно-белой гамме и оттенках серого.

Патология зрения может быть врожденной или приобретенной. Например, приобретается с возрастом или под влиянием разных факторов тританомалия либо тританопия, но это редкие случаи. Остальные варианты сбоев в зрении – как правило, врожденные.

Рассмотрите рисунки, приведенные в таблице 2. «Таблица Рабкина» и полученные результаты внесите в таблицу.

Таблица 2. Таблица Рабкина

Рисунок Полученные результаты Рисунок Полученные результаты
1   15  
2   16  
3   17  
4   18  
5   19  
6   20  
7   21  
8   22  
9   23  
10   24  
11   25  
12   26  
13   27  
14        

 

 

Полученные результаты в таблице 2 сверьте с описанием результатов теста (таблица 3) и сделайте соответствующие выводы письменно.

 

Таблица 3. Описание результатов теста

№ рисунка Описание
1. На картинке изображены цифры “9” и “6”, которые видны как людям с нормальным зрением, так и людям с дальтонизмом. Картинка призвана объяснить и показать людям, что именно требуется делать при прохождении теста.
2. На данной картинке изображены квадрат и треугольник, которые видны, как и в предыдущем варианте, и людям с нормальным зрением, и людям с дальтонизмом. Картинка используется для демонстрации теста и для выявления симуляции.
3. На картинке изображена цифра “9”. Люди с нормальным зрением видят правильно, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра (дейтеранопия и протанопия) видят цифру “5”.
4. На картинке изображён треугольник. Люди с нормальным зрением видят изображённый треугольник, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра видят круг.
5. На картинке изображены цифры “1” и “3” (отвечают “13”). Люди со слепо-той в красной или зелёной части спектра видят цифру “6”.
6. Люди с нормальным цветовосприятием различают на картинке две геометрические фигуры – треугольник и круг, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра различить изображённые на картинке фигуры не способны.
7. На картинке изображена цифра “9”, которую способны различить как люди с нормальным цветовосприятием, так и люди с явлениями дальтонизма.
8. На картинке изображена цифра “5”, которую способны различить люди с нормальным зрением и люди со слепотой в красной или зелёной части спектра. Однако для последних подобное даётся с трудом или вообще становится невозможным.
9. Люди с нормальным цветовосприятием и люди со слепотой в зелёной части спектра способны различить на картинке цифру “9”, тогда как люди со слепотой в красной части спектра могут увидеть как цифру “9”, так и “8” или “6”.
10. Люди с нормальным зрением различают на картинке цифры “1”, “3” и “6” (отвечают “136”), при этом люди со слепотой в красной или зелёной части спектра видят “69”, “68” или “66”.
11. На картинке изображены цифры “1” и “4”, которые видят как люди с обычным цветовосприятием, так и люди с проявлениями дальтонизма.
12. На картинке изображены цифры “1” и “2”, которые способны различить как люди с обычным зрением, так и люди со слепотой в зелёной части спектра, тогда как люди со слепотой в красной части спектра цифры не видят вообще.
13. На картинке изображены круг и треугольник, которые способны различить люди с обычным цветовосприятием. При этом люди со слепотой в красной части спектра на картинке видят только круг, тогда как люди со слепотой в зелёной части спектра только треугольник.
14. Люди с обычным цветовосприятием на картинке различат в верхней части цифры “3” и “0”, при этом в нижней части не увидят ничего. Тогда как люди со слепотой в красной части спектра различат в верхней части цифры “1” и “0”, а в нижней скрытую цифру “6”. А люди со слепотой в зелёной части спектра увидят сверху “1”, а внизу картинке – “6”.
15. Люди с обычным цветовосприятием на картинке различат круг и треугольник (в верхней части), а в нижней части ничего не увидят. Люди со слепотой в красной части спектра увидят 2 треугольника (вверху) и квадрат (внизу). Люди со слепотой в зелёной части спектра различат треугольник (вверху) и квадрат (снизу).
16. Люди с обычным цветовосприятием на картинке различат цифры “9” и “6”, тогда как люди со слепотой в красной части спектра только “9”, а со слепотой в зелёной части спектра – только “6”.
17. Люди с обычным цветовосприятием видят на картинке круг и треугольник, при этом люди со слепотой в красной части спектра только треугольник, тогда как люди со слепотой в зелёной части спектра – только круг.
18. Люди с обычным цветовосприятием на картинке увидят разноцветные вертикальные и одноцветные горизонтальные ряды. При этом люди со слепотой в красной части спектра увидят горизонтальные ряды как одноцветные, а вертикальные 3, 5 и 7 как одноцветные. Люди со слепотой в зелёной части спектра увидят горизонтальные ряды как разноцветные, а вертикальные 1, 2, 4, 6 и 8 как одноцветные.
19. Люди с обычным зрением способны различить на картинке цифры “2” и “5”, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра увидят только лишь цифру “5”.
20. Люди с обычным цветовосприятием способны различить на картинке две геометрические фигуры – треугольник и круг, тогда как люди со слепотой в красной или зелёной части спектра различить изображённые фигуры не смогут.
21. На картинке люди с обычным цветовосприятием и люди со слепотой в красной части спектра различат цифры “9” и “6”, тогда как люди со слепотой в зелёной части спектра увидят только лишь цифру “6”.
22. На картинке изображена цифра “5”, которую способны различить как люди с обычным цветовосприятием, так и люди с проявлениями дальтонизма. Однако для последних подобное сделать будет затруднительно или вообще невозможно.
23. На картинке люди с обычным зрением увидят разноцветные горизонтальные и одноцветные вертикальные ряды. При этом люди со слепотой в красной или зелёной части спектра видят одноцветные горизонтальные и разноцветные вертикальные ряды.
24. На картинке цифра «2″ именно ее видят люди с нормальным зрением, протанопы и дейтеранопы эту цифру не различают.
25. Трихоматы (люди с нормальным зрением) видят на картинке цифру «2″, люди со слепотой в зеленой и красной частях сектра, цифру «2″ не различают.
26. Люди с нормальным цветовосприятием различают на картинке две фигуры: треугольник и квадрат. Люди со слепотой в зеленом и красном спектрах, эти фигуры не различают.
27. Нормальные трихоматы видят на картинке треугольник, люди с нарушениями цветовосприятия различают фигуру «круг»

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Почему сетчатка глаза человека называется инвертированной?

2. Что является наиболее распространённой причиной близорукости?

3. Как называется нарушение правильной работы цилиарной глазной мышцы, регулирующей кривизну хрусталика, в результате чего глаз утрачивает способность фокусироваться на предметах, находящихся на различных расстояниях от него?

4. Продолжите определение: «Страбизм - это...».

5. Перечислите основные меры профилактики нарушений зрения у детей.

 


Рекомендуемая литература

1. Ибрагимова Э.Э. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебное пособие 2017 https://e.lanbook.com/book/125201

2. Попова О.А., Грошева Е.С. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Логопедия», «Специальная психология» 2017 https://e.lanbook.com/book/105515

3. Сапин М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для вузов / М. Р. Сапин, З.Г.Брыксина. - М.: Академия, 2004. - 456 с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: