Григорий Саввин Сковорода (1722–1794)

Позитивизм

Позитивизмнаправление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия. Утверждал, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. А философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Однако они не предлагали совсем отказаться от философии, а предлагали «новую философию».

Позитивизм предназначен для критики ненаучного знания. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

Позитивизм пережил несколько периодов:

Позитивизм – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.

Эмпириокритицизм (Эрнст Мах и Рихард Авенариус).

Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таких понятий как материя, субстанция и других понятий. В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира, видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений. Они сохраняют установку на положительное опытное знание. «Очищают» его от метафизических понятий (наслоений), сводя только к чувственному опыту, переводят трактовку процесса познания в психологическую плоскость. Они отказываются от построения всеобщей системы знаний (классификации наук) и ограничиваются разработкой теории научного познания.

Неопозитивизм (с середины 20х годов 20 века) – Шлик, Карнап, Витгенштейн.Основные варианты неопозитивизма - логический позитивизм и лингвистическая философия. Л. Витгенштейн и другие логические позитивисты предметом философского анализа избрали язык. Они заметили, что язык не просто средство мышления, но явление, которое активно воздействует на способ и ход наших мыслей, может быть источником ошибочных представлений, даже бессмысленных, абсурдных высказываний. Неопозитивисты включали в состав научных положений только проверенные на осмысленность методом верификации (через подтверждение конкретным опытом). Поиски способов эффективного анализа языка способствовали развитию математической логики в области создания искусственных языков, что положительно сказалось на становлении кибернетики.

Постпозитивизм. Её представители - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

По мнению Конта, философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;

• философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять свое место среди других наук.

3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллек­туальной и технической.

В этой связи философом были выделены:

• три стадии интеллектуального развития;

• три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:

• теологическая (мировоззрение основано на религии);

• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

• позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

традиционное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Герменевтика

В философии под герменевтикой понимают практическое и теоретическое толкование различных текстов. Определение произошло от Гермеса — бога-посредника между богами и людьми. Предмет исследования герменевтики — текст.

Эта наука возникла из-за необходимости правильно истолковать смысл послания, если он написан с применением узкоспециализированной терминологии недоступной широкой аудитории. Существовать — значит быть понятым. Это главная идея науки.

Она занимается поиском ответов на вопросы о понимании:

· каким образом можно его достичь;

· как формируется представление о предметах и явлениях;

· что стоит у истоков сущности понимания.

Свободная наука, без привязки к смысловым границам текста, начала формироваться в XIX веке. Ее основоположник -философ и теолог Фридрих Шлейермахер, настаивал на необходимости погружаться в текст, чтобы понимать его как сам автор, а возможно и лучше, чем автор. разработал концепцию "герменевтического круга", который считается одним из основных принципов интерпретации по сей день.

Герменевтический круг — это цикл интерпретации: чтобы понять весь текст (целое) необходимо понять его отдельные части (предложения), и чтобы понять его отдельные части нужно понять смысл всего текста, как одно целое.

Первым философом, внесшего наибольший вклад в развитие ее как философской науки, был Георг Гадамер (1900 – 2002 гг.). Он рассматривал ее как учение о бытие. Человеческая жизнь невозможна без общения. Посредством общения формируются сферы культуры и науки, моральные ценности. Исходя из этого, герменевтика — учение о бытие, задача которого, поиск ответов на основные вопросы философии о предназначении человека.

Основные понятия

В герменевтике существуют термины, которые используют все толкователи, чтобы максимально точно передавать смысл текста, и не мешать работе друг друга. К ним относятся:

· Значение. Эта фраза двойственная, и ее значение зависит от контекста. В одном случае, под ней могут подразумевать значимость смыслового содержания текста, его особую ценность. В другом случае, значение воспринимается как смысл самого произведения — тот смысл, который изначально закладывал в него автор. Главной задачей толкователя является передача правильного смысла.

· Понимание. Оно означает узнавание текста. Герменевты должны не просто пересказать текст более простыми словами. Они должны понять его смысл, разгадать все замыслы автора. Без этого, трактовка текста может быть неполной или ошибочной.

· Истолкование. Этот термин часто путают с пониманием. В разговорной речи, под просьбой истолковать подразумевают — объяснить смысл. В науке, истолкование — это способность формулировать понятия, основываясь на своей версии адаптированного текста.

· Применение. Конечная цель любого текста — обучение читателя и предоставление ему возможности воплотить в жизнь свое понимание текста. Способность использовать полученные знания называется применением.

Григорий Саввин Сковорода (1722–1794)

Г. С. Сковорода – сын малоземельного казака Левобережной Украины. Образование получил в Киево‑Могилянской академии. Состоял в придворной капелле в Петербурге, три года путешествовал по Венгрии, Германии, Австрии и Швейцарии в составе русской военной миссии. Преподавал различные философские предметы в Харьковском коллегиуме, работал переводчиком, домашним учителем.

Философские взгляды Сковороды изложены в форме диалогов, в притчах, стихах, баснях и отличаются практической жизнесмысловой ориентацией. Последние двадцать пять лет жизни Сковорода провел в странствиях по югу России и Украине; он становится странствующим проповедником своего собственного религиозно‑философского учения.

Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.

В центре философии Сковороды – учение о «трех мирах»:

«мире великом» (макрокосм),

«мире малом» (человек) и

«мире символическом» (мир Библии).

В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Что же скрывается под существованием "трех миров", каждый из которых также владеет двумя натурами - видимой и невидимой.

Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм. Макрокосм включает в себя все рожденное в этом большом мире, сложенном из параллельных бесчисленных миров. В этом мире нет ни начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а раскрытие их невидимой натуры - постижение их внутреннего значения, потому что через внутреннюю суть отдельных вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной".

Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека. Согласно с представлениями Сковороды, все, что осуществляется в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме.

Третьим из существующих "трех миров" - является символический мир, который отождествляется Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур - внешней и внутренней. Сковорода считает, что представлено в Библии легенды - это фантазия, обман, фальсификация, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложенное таинственное значение, полезное и поучительное знание - с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: