Электронное правительство

       Центральное место в информационном обществе занимает электронное правительство (Electronic Government), выполняющее важные функции по регулированию информационных отношений между основными субъектами и институциональными структурами.

 Среди целого ряда важнейших задач, выполняемых электронным правительством в условиях формирующегося глобального информационного общества, следует выделить такие важнейшие его составляющие, как:

· обеспечение равных прав и доступа к глобальным, национальным, местным и локальным информационным ресурсам,

· предоставление необходимой информации и электронных услуг гражданам,

· осуществление электронных государственных закупок,

· содействие развитию интернет-экономики,

· регулирование взаимоотношений между основными субъектами электронного бизнеса,

· осуществление дистанционных фискальных функций и налогового контроля,

· оказание дистанционных консультаций по трудоустройству работников,

· обеспечение комплексной информационной безопасности и др.

Понятие «электронное правительство» в широком смысле включает в себя следующие социально-гуманитарные и технологические составляющие:

1. систему новых взаимоотношений, прямых и обратных взаимосвязей между основными субъектами управления общественными процессами, осуществляемых с помощью современных информационно-коммуникационных средств в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан, улучшения качества предоставляемых правительством населению услуг и повышения эффективности государственного управления;

2. функциональную государственную компьютерную систему с обеспечивающими ее соответствующими службами, предназначенную для выполнения правительством своих функций через различные виды электронного сервиса (интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов и др.) и для взаимодействия с населением, фирмами, общественными организациями, государственными учреждениями и иностранцами;

3. внешнюю правительственную информационную систему или так называемый правительственный сетевой портал или национальный интернетовский портал развития;

4. внутреннюю правительственную информационную систему, включающую в себя системы электронного документооборота и учета (например, бухгалтерская система, система учета кадров и др.);

5. государственную систему обеспечения комплексной информационной безопасности.

В качестве обоснования необходимости и значимости реализации концепции электронного правительства выдвигаются следующие критерии:

1. открытость правительства для граждан страны и иностранцев;

2. повышение оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений;

3. снижение издержек на содержание государственного аппарата и повышение производительности труда государственных служащих;

4. борьба с коррупцией в правительственных структурах и др.

5. Можно выделить несколько сегментов деятельности электронного правительства:

6. взаимодействие государственных органов с гражданами;

7. взаимодействие госорганов с частным бизнесом;

8. взаимодействие государственных органов с общественными организациями и органами местного самоуправления;

9. взаимодействие госорганов с партнерами и поставщиками необходимых услуг;

10. взаимодействие госорганов между собой (между законодательной, исполнительной и судебной властью; между министерствами и департаментами центрального правительства; между федеральными и региональными органами власти; между отдельными государственными служащими (политиками);

11. взаимодействие государственных органов определенной страны с зарубежными субъектами (иностранными гражданами, бизнесом, правительствами других стран и международными организациями).

В рамках предлагаемой расширенной концепции электронного правительства правомерно не только предоставление правительственными организациями и учреждениями гражданам информации и услуг на безвозмездной основе, но и существование государственного электронного предпринимательства, при котором правительственные учреждения оказывают другим экономическим агентам электронные услуги на возмездной основе и осуществляют электронные государственные закупки. В современных условиях правительство активно включается в сферу электронных взаимоотношений.

В связи с этим, наряду с традиционными видами B2B, B2C, можно выделить следующие новые виды электронной коммерции: G2B, B2G, G2C, G2G, A2C. При этом речь идет о предоставлении правительством электронных услуг не только отдельным гражданам, а покупателям в широком смысле, включая частный бизнес, домашние хозяйства, общественные организации, местные администрации, правительственные учреждения и международные организации (Government-to-Business, Business-to-Government Government-to-Citizens, Government-to-Government, Administration-to-Consumer).

Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ была разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти, повышению уровня информационно-коммуникационной грамотности, расширению сектора Рунет.

Практически все органы государственной власти поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. В то же время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме, имеет место дублирование информации и противоречивость данных, отсутствуют единые форматы, протоколы, технологии автоматизированной обработки и анализа данных, не дискриминационного доступа к ним, что снижает качество и оперативность принимаемых решений, усложняет процедуры их обработки. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан. Обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между ведомственными информационными системами.

Целями формирования в РФ электронного правительства являются:

· повышение качества, оперативности и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг;

· повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;

· повышение качества административно-управленческих процессов;

· совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений.

· Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

· развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа к информации;

· предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и Интернет;

· создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

· внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти;

· формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что электронное правительство, при правильном развитии, поможет значительно облегчить жизнь рядовых граждан и обеспечить более плодотворное сотрудничество с государственными органами.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: