double arrow

Сообщение по биографиям

1

Задание к семинарскому занятию.

История педагогики и образования.

«Обучение, воспитание и педагогические идеи в Советской России в 1920-1930-е гг.».

1. Подготовить сообщения по биографиям руководителей Наркомпроса РСФСР (А.В. Луначарского, А.С. Бубнова, В.П. Потемкина). Дать краткую сравнительную характеристику (личное образование, опыт работы в системе образования, заслуги в области образования).

2. Прочитайте Законы и обычаи пионеров. Сделайте выводы.

Сообщение по биографиям

А.В. Луначарский

Анатолий Васильевич Луначарский (1875 — 1933)

— революционер, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции 1917 года, с октября 1917 года по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР, с сентября 1929 г. — председатель Ученого комитета при ЦИК СССР, с 1927 г. — заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций.

Родился 11 ноября 1875 года. Отец — действительный статский советник А.И. Антонов: мать состояла в официальном браке с действительным статским советником В.Ф. Луначарским. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского.




Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

Гимназистом в Киеве в 1895 вошёл в с-д. движение. Окончив гимназию, в 1895-1896 в Цюрихском университете изучал под руководством Р. Авенариуса философию и естествознание. В 1896-98 жил во Франции, Италии; познакомился с П.Б. Аксельродом, Г.В. Плехановым, В.И. Засулич, П.Л. Лавровым и др., а также с зап.-европейскими социал-демократами. Пережил период противоречивого процесса выработки марксист, мировоззрения и увлечения идеалистической философией Авенариуса, что наложило глубокий отпечаток на философские и эстетические взгляды Луначарского. С 1898 — в России: вёл революционную работу в Москве, Киеве и др. городах. Неоднократно арестовывался, был в ссылке.

По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков:

 «Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров».



- В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия;

- Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита;

- В начале 1930-х годов Луначарский — директор Института литературы и языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии;

- Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему;

- Первый нарком активно помогал и отстаивал у правительства консерваторию. Благодаря ему решились огромное количество проблем, связанных с делами консерватории и её студентами, педагогами;

- Установление демократических правил приема в высшие учебные заведения, отмена платы за обучение в них и введение стипендий открыли трудящимся возможность получения высшего образования;

- к 10–летию Октября необходимо было ликвидировать неграмотность населения до 35–летнего возраста. Развернулась грандиозная битва за грамотность, в которую были вовлечены все культурные силы страны. Параллельно проводилась перестройка всей системы народного просвещения. Была расширена и реорганизована школьная сеть, увеличено количество учащихся по сравнению с довоенным временем, организована подготовка и переподготовка учителей, широкий размах получило внешкольное образование, обеспечен доступ трудящихся к среднему и высшему образованию. Важным воспитательным фактором явилось создание комсомола и пионерского движения.



Самое серьезное значение придавал Луначарский вопросам методики эстетической пропаганды. Он советовал сопровождать спектакли, концерты, экскурсии в музеи лекциями и объяснениями, сам активно участвовал в таких мероприятиях. Особенно полезными он считал организованные посещения спектаклей и концертов с последующим обсуждением, чтобы массы приучались разбираться в историческом, эстетическом, психологическом содержании воспринятого. Нужно научить массы читать книгу и понимать прочитанное. Это задача клубов, кружков, отдельных образованных коммунистов, к которым могли бы обращаться со своими сомнениями читатели. Но главную роль в этом деле должна играть школа. Очень важно также снабжение книг марксистскими предисловиями и примечаниями. В этой части также никем не сделано столько, сколько самим Луначарским.

Колоссальна работа, проведенная Луначарским для популяризации художественных ценностей различных эпох и народов. Его бесчисленные статьи, речи, лекции, посвященные творчеству и отдельным произведениям великих художников, составили целую энциклопедию мировой культуры. Луначарский раскрывал художественные богатства произведений и делал их доступными советским читателям, зрителям, слушателям, давал им марксистское освещение, определял их значение для строительства советской социалистической культуры. Великие произведения искусства, объяснял он, являются для нас, во–первых, волшебным зеркалом своей эпохи, показывающим нам в концентрированных образах человеческую жизнь во всех ее перипетиях. Во–вторых, эти произведения интересны для нас своей немеркнущей человечностью; они дают разнообразное отражение основных черт общечеловеческой судьбы, общечеловеческого характера. "…Мы имеем в русской литературе, музыке, живописи и скульптуре, а тем более в общечеловеческом искусстве, громадную сокровищницу высоких произведений, знакомство с которыми обогащает душу, поднимает настроение, углубляет общественное чувство…". Наша собственная жизнь становится тем богаче, чем больше вмещаем мы в нее великих достижений искусства прошлого. И наконец, в–третьих, они представляют для молодого советского искусства замечательные образцы художественного мастерства.

Главное место во всей системе культурного строительства отводилось школе. Школа была призвана не только воспитывать новое поколение в коммунистическом духе, но и распространить влияние коммунистической идеологии на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся. Проблема строительства новой школы включала в себя три основных аспекта: перестройку всей системы народного просвещения, решение вопросов содержания образования, обеспечение педагогическими кадрами. Новая школа строилась как трудовая и политехническая.

Программа создания единой трудовой школы впервые была изложена А. В. Луначарским на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. и затем развита в "Основных принципах единой трудовой школы" и "Положении о единой трудовой школе РСФСР". Эти документы явились шагом вперед в развитии мировой педагогической науки. В них на основе ленинских мыслей разработаны основные принципы социалистической системы народного образования, намечены пути коренного изменения содержания, организации и методов учебно–воспитательной работы в школе и перестройки всего уклада школьной жизни путем всемерного развития самоуправления учащихся, "Основные принципы…" предусматривали, что обучение должно быть всеобщее, бесплатное, совместное, светское, связанное с жизнью, с практикой социалистического строительства. Был предоставлен широкий простор творческой инициативе учителей и отделов народного образования.

А.С. Бубнов

Андрей Сергеевич Бу́бнов (1884 — 1938) — советский политический, партийный и военный деятель. Член ЦК партии в 1917—1918 и 1924—1937 годах. Кандидат в члены ЦК в 1912—1917, 1919—1920 и 1922—1924 годах. Председатель ряда наркоматов УССР и СССР.

Родился в Иваново-Вознесенске Владимирской губернии (ныне Иваново, Ивановская область) в купеческой семье Сергея Ефимовича и Анны Николаевны Бубновых. С ранних лет увлекался марксисткой литературой, которую рассказывал ему старший брат Владимир, что в дальнейшем повлияло на его революционную судьбу.

Окончил реальное училище (1903), учился в Московском сельскохозяйственном институте на инженерном направлении (исключён за революционную деятельность).

С 1905 года неоднократно арестовывался за революционную деятельность.

За восемь лет пребывания А. С. Бубнова на посту наркома просвещения РСФСР (1929-1937 гг.) накоплен уникальный исторический опыт развития в малограмотной стране народного образования, культурного строительства, массового дошкольного воспитания. Усилиями возглавляемого им наркомата сформирована невиданная по масштабам система подготовки учительских кадров, включающая педагогические и вновь созданные учительские институты, университеты, курсы учителей с дневной, вечерней и заочной формами обучения. К концу деятельности А.С.Бубнова на посту наркома просвещения в общеобразовательных школах РСФСР насчитывалось учителей в три с лишним раза больше чем во всей Российской империи в 1917 г.

Наркомпрос во главе с А.С.Бубновым поднял на качественно новую ступень решение вопросов национально-культурного строительства в РСФСР. Оно стало осуществляться на плановой основе. Сеть культурно-просветительных учреждений и общеобразовательных школ в обязательном порядке переводилась на родной язык населения. Широкими темпами шла организация в национальных районах стационарных и передвижных библиотек, домов культуры, клубов, радиофикация населенных пунктов.

В короткие сроки создана единая система национальных научно-исследовательских учреждений, призванных заниматься проблемами обучения, воспитания и культурного строительства применительно к каждой конкретной нации и народности. Многократно увеличились темпы подготовки национальных кадров высшей и средней квалификации. В автономных республиках России открылись новые и расширились прежние высшие и средние специальные учебные заведения. Кроме этого создавались новые вузы и факультеты для национальных меньшинств вне территорий национальных автономий.

Деятельность руководимого А.С.Бубновым наркомата в области культурно-национального строительства, несмотря на определенные издержки, дала положительные результаты по многим направлениям. Помимо культурного подъема наций она способствовала сглаживанию и предотвращению национальных противоречий и разногласий в стране.

В 30-е годы проведена коренная реорганизация высших и средних специальных учебных заведений, системы подготовки научных работников в РСФСР. Десятки вузов и сотни техникумов, готовивших специалистов для самых различных ведомств страны, были переданы из системы Наркомпроса РСФСР в подчинение других наркоматов, что способствовало укреплению их учебно-материальной базы, совершенствованию управления и методического руководства. Вузы, оставшиеся в системе Наркомпроса, подверглись структурной реорганизации и перепрофилированию. А.С.Бубнов требовал при реформировании исходить прежде всего из потребностей народного хозяйства в тех или иных специалистах, учитывая, однако, материальные затраты на их подготовку.

Одной из сложнейших задач, решенных Наркомпросом во главе с А.С. Бубновым, стало создание в стране по существу новой сети научно-исследовательских учреждений и аспирантур. Созданная в 30-е годы система подготовки специалистов и научных кадров зарекомендовала себя в СССР в целом с положительной стороны, просуществовав вплоть до распада Советского Союза. Многие ее составляющие продолжают эффективно использоваться и в начале XXI века.

Деятельность возглавляемого А.С. Бубновым Наркомата просвещения РСФСР не ограничивалась решением проблем образования, просвещения и культуры. Наркомпрос и подведомственные ему учреждения привлекались к выполнению многих важных в то время общегосударственных задач: индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, укрепление обороноспособности государства и др.

В 30-е годы под непосредственным руководством А.С.Бубнова разработаны теоретические основы советского музейного дела, в невиданных ранее масштабах развернулось музейное строительство. Отправной вехой в этом деле стал Всероссийский музейный съезд, проведенный в декабре 1930 г. Высказанные А.С. Бубновым на съезде теоретические и практические предложения стали, по сути, программой деятельности музейных работников на несколько последующих десятилетий. А. С. Бубнов лично руководил созданием Литературного и реорганизацией Политехнического музеев, открытием экспозиции живописи советского периода в Третьяковской картинной галерее. Он добился повышения статуса Эрмитажа, что улучшило его финансирование, стоял у истоков образования в стране принципиально новой сети краеведческих и мемориальных музеев.

Созданная по инициативе А.С.Бубнова и В.Д.Бонч-Бруевича в 1931 г. комиссия Наркомпроса по выявлению находящихся за границей памятников литературы и искусства народов России вернула на родину многие культурные ценности. Материалы работы комиссии служили долгие годы своеобразным путеводителем при поиске и возвращении таких ценностей. Об огромной значимости ее работы свидетельствует в частности тот факт, что ее деятельность и по сей день вызывает открытую неприязнь антироссийских сил.

Сложной и имеющей прямой выход на современность являлась решаемая под руководством А.С.Бубнова проблема охраны исторических и архитектурных памятников на территории РСФСР. В условиях массового закрытия церквей и других культовых сооружений Наркомпросу удалось предотвратить разрушение и снос значительного количества их зданий, сохранив строения в качестве памятников архитектуры. Народный комиссариат просвещения РСФСР первым поставил и частично решил острый вопрос о сохранности художественных и культурных ценностей, принадлежавших репрессированным в 30-е годы лицам.

Серьезным вкладом Наркомпроса в решение проблемы охраны культурных ценностей стала забота о сохранности библиотечного фонда страны в период его так называемой «чистки» в 1930-1933 гг. Приказ А.С.Бубнова от 2 февраля 1933 г. о немедленном прекращении «чистки» и возвращении в библиотеки изъятой литературы помог приостановить произвол в отношении книжных фондов и спасти от уничтожения большое количество ценных книг.

Наркомпрос во главе с А.С.Бубновым внес вполне конкретный и весомый вклад в решение и такой специфической для данного ведомства, но чрезвычайно важной государственной задачи, как укрепление обороноспособности страны. Основными направлениями в этой деятельности стали: целенаправленные кампании по ликвидации неграмотности среди призывников и военнослужащих, систематическая культурно-просветительная работа в Красной Армии, распространение военных знаний среди населения страны, введение и организация учебных занятий по военной подготовке для старшеклассников и студентов, инициирование военных сборов для учителей. Используя свой военный опыт и знания, А.С.Бубнов продолжал и на посту наркома просвещения лично заниматься вопросами военного строительства и развития военно-теоретической мысли в СССР. Он являлся инициатором создания и председателем военно-научной секции при Комакадемии, которая объединила научные силы, занимающиеся военно-теоретическими и историческими исследованиями. Заметным явлением в советской военно-исторической науке стал выход в свет трехтомного труда Гражданская война 1918-1921 гг. под общей редакцией А.С.Бубнова, С.С.Каменева и Р.П.Эйдемана. Фактическим и непосредственным руководителем авторского коллектива являлся Бубнов.

В.П. Потемкин

Владимир Петрович Потёмкин (1874 1946) — советский государственный и партийный деятель, историк, педагог, дипломат, военачальник, действительный член АН СССР.

Родился в семье врача. В 1893 году окончил Тверскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Во время обучения в университете принимал участие в революционной деятельности, за что был заключён в Бутырскую тюрьму.

После окончания университета в 1898 году был оставлен на два года при кафедре всеобщей истории для получения профессорского звания и одновременно начал работать в 7-й гимназии Москвы. С 1900 года преподавал в Екатерининском институте. С 1903 года вновь примкнул к революционному движению.

В 1905 году работал в Екатеринославе, в женской гимназии Степановой, но из-за преследования полиции за участие в революции 1905 года был вынужден вернуться из Екатеринослава в Москву, где начал преподавать в женской гимназии Калайдович и реальном училище Фидлера, а кроме того продолжил пропаганду марксизма в студенческих кружках и агитационную работу по заданиям Московского комитета РСДРП(б).

В 1940 году был назначен народным комиссаром просвещения РСФСР. До своей смерти на этой должности участвовал в создании Академии педагогических наук РСФСР, а с 1943 года был её президентом, проводил работу по сохранению сети школ в годы Великой Отечественной войны, осуществлению в послевоенный период всеобщего 7-летнего образования, развитию школ рабочей и сельской молодёжи, созданию учебников для общеобразовательной школы.

Впервые и единственный раз в истории России министром народного образования стал не просто высокообразованный человек (такие встречались на этом посту и раньше), но профессиональный педагог с многолетним опытом практической работы учителем в средней школе.

От работников своего аппарата Потёмкин требовал широты кругозора, трудовой дисциплины, гибкости и оперативности в работе, умения вырабатывать и проводить в жизнь принятые решения, отвечать за результаты своей работы. И не только требовал, но и утверждал такой стиль работы личным примером. Выступая с речью на научно-педагогической конференции в Москве в апреле 1940 года, он сказал: «Я являюсь противником импровизированных публичных выступлений... Понятно, что новому руководителю просвещения в РСФСР, не пробывшему ещё и месяца на своём посту, нужно во многом разобраться, многое основательно продумать и проверить, прежде чем выступить перед общественностью с какими-либо заявлениями».

Приведённая Потёмкиным в его выступлении на III сессии Верховного Совета РСФСР Первого созыва: ассигнования на просвещение составляли около 31% госбюджета республики. В отстаивании приоритета народного образования в государственной политике нарком Потёмкин был последователен: он не допустил снижения финансирования образования в годы войны, а в первый послевоенный год ему удалось добиться увеличения расходов на образование даже по сравнению с последним довоенным.

При Потёмкине в советской школе были полностью восстановлены разрушенные в 20-е годы академические начала, без которых школа попросту невозможна. Нарком прекрасно понимал, что народное образование, школа, являясь неотъемлемой органической частью общества и государства, тем не менее, подчиняются своим собственным законам, не зависящим от политических лозунгов и благих пожеланий идеологов и вождей. Именно поэтому он возродил и синтезировал в системе новой советской школы всё то положительное, что было в организме русской дореволюционной школы - гимназии и реального училища. Все его преобразования были направлены к одной главной цели - сделать советскую школу лучшей в мире, образцом и примером для школ других стран. Именно поэтому он главное внимание уделял мерам, направленным на повышение качества работы системы образования - совершенствованию системы управления образованием и подготовки учителей, упорядочению организационных основ школьной системы в СССР, обновлению содержания образования, улучшению постановки идейно-воспитательной работы, разработке и изданию учебной литературы. При этом Потёмкин выступал против авторской монополии на создание учебников, за конкурсный принцип их разработки и принятия к изданию. При нём были введены выпускные экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на Аттестат зрелости в 10-м классе, золотые и серебряные медали, установлена цифровая 5-бальная система оценки успеваемости и поведения учащихся.

Потёмкин последовательно боролся против формализма в деле образования. В преподавании истории он выступал против традиции наукообразного социологизма, в преподавании литературы - против абстрактного анализа идеологического содержания художественных произведений, ратовал за работу с текстом произведения. Именно он отменил в школе практику соцсоревнования среди учеников и учителей. Главной причиной формализма он считал недостаточный уровень квалификации педагогов. Поэтому даже в военное время (август 1944 года) он провёл Всероссийское совещание по народному образованию, главным вопросом которого был вопрос об учителе - его подготовке, самообразовании, удовлетворении его профессиональных, культурных запросов и материально-бытовых нужд. Результатом этого совещания явилось, в частности значительное повышение зарплаты учителям. Нарком делал всё возможное, чтобы поднять авторитет народного учителя на небывалую прежде высоту.

Понимая важную роль вопросов обучения и подготовки для страны квалифицированных специалистов, Потёмкин всё же главное внимание уделял вопросам воспитания учащихся. Именно этому было подчинено обновление содержания среднего образования, которое осуществил нарком: программа по истории несла в себе мощный патриотический заряд, в учебниках истории появились яркие личности русских князей, государственных деятелей, полководцев, народных героев, учёных. Программа по литературе, разработанная при Потёмкине, была лучшей за всю историю советской школы. В 9-10-х классах были введены курсы логики и психологии, а в женских школах - педагогика. В 1943 году были введены «Правила для учащихся», сыгравшие большую роль в воспитании школьников. Они состояли из 20-ти пунктов и требовали от школьников не только усердных занятий, но и вежливого обращения со старшими, внимания к маленьким детям, старикам и больным, бережного отношения к школьному имуществу, достойного поведения вне школы.

Огромное внимание уделял Потёмкин укреплению связи семьи и школы, привлечению к решению задач воспитания комсомола и широкой общественности, прекрасно понимая, что задачи воспитания возрастающих поколений успешно решаются только общими слаженными усилиями всех общественных институтов: государства, семьи, школы, общественных организаций. Очень много было сделано им для развития внешкольного образования и детского научно-технического и художественного творчества. Одной из главных заслуг В.П. Потёмкина было возвращение в среднюю школу, в содержание школьного образования русских национально-культурных ценностей и традиций, что стало возможным осуществить на волне связанного с Великой Отечественной войной патриотического подъёма, несмотря на существовавшие в то время жёсткие заслоны интернациональной марксистской идеологии.

Особо следует отметить, что именно при Потёмкине было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, которое диктовалось вовсе не обстановкой военного времени, как у нас часто пишут, а принципиальными соображениями в решении проблем воспитания. Особо отмечалось, что «При подборе руководителей школы и педагогического персонала необходимо учесть не только пол данного лица, но и личные особенности характера, определяя таким образом пригодность его для мужской или женской школы, особенно для работы классного руководителя» («Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции». М., 1948, с. 52-55).

В школе, созданной Владимиром Петровичем Потёмкиным, была твёрдая дисциплина, царил настоящий культ знаний, а учитель пользовался высочайшим авторитетом и уважением не только в школе, но и во всём обществе. Именно эта школа, будучи по своему содержанию и требованиям единой для всей страны, реально создавала равные условия и возможности для получения образования, для проявления способностей и развития талантов детей всех регионов Союза - от Ленинграда до Владивостока, от крупных столичных школ до небольших сельских в далёких глубинках России, не давая при поступлении в вузы никаких привилегий абитуриентам одних социальных групп или регионов перед другими. Именно эта школа дала возможность Советскому Союзу в послевоенные годы подготовить миллионы высококвалифицированных специалистов в самых разных сферах деятельности: в науке, технике, системе управления, в искусстве, в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство и совершить поразительные прорывы на главных направлениях научно-технического прогресса, удивив весь мир своими достижениями в космосе, ядерной энергетике, медицине, машиностроении. Именно эта школа была настоящим открытием для Запада, который признал её решающий вклад в послевоенные достижения СССР в экономическом, культурном и научно-техническом развитии. Она стала объектом пристального изучения и подражания для многих стран мира.

В сентябре 1943 года на приёме у Сталина Потёмкин высказал предложение о создании Академии педагогических наук. Академия педагогических наук была задумана и создавалась Потёмкиным с ясно определённой целью: её главной задачей было изучение классического наследия русской национальной педагогики (её «золотого фонда» по выражению наркома), использование этого наследия при дальнейшей разработке проблем обучения и воспитания.

Потёмкину принадлежит ещё одна великая заслуга перед отечественной школой - заслуга возвращения в советскую педагогику имени и произведений К.Д. Ушинского. Именно благодаря ему было широко отмечено 75-летие со дня смерти Ушинского и подготовлен к печати сборник его педагогических произведений, а затем (уже после смерти наркома) и собрание сочинений.



1




Сейчас читают про: