Главные цели социального образования

Семинар 3.

Тема: Образование как институт социализации

Вопросы для обсуждения:

1. Социально образованная личность. Критерии социализации личности

Социально образованная личность – личность, обладающая практическими навыками социального взаимодействия и общения, позволяющими ей успешно социализироваться в сообществе, владеющую социальной информацией и социальными знаниями, благодаря которым она достигает устойчивости в социуме.

С.И. Григорьев и Л.Г. Гуслякова социальное образование понимают, кроме обучения, и как массовое социальное просвещение, социальное воспитание широких слоев населения, формирование у них умения жить в условиях взаимодействия в социуме.

Иначе социальное образование можно рассматривать как «социальный

капитал» (ценности, традиции, социальный опыт, социальные нормы,

установки, образцы поведения), которым должна обладать любая социально

образованная личность.

 

 

2. Цели, задачи, направления и образовательные технологии, направленные на социализацию человека.

Главные цели социального образования.

- формирование социальной компетентности личности;

- установление `баланса` потребностей человека и общества;

- обеспечение доступности и адаптивности образования, направленных на создания условий для полноценного развития всех граждан на протяжении всей жизни

Принципы:

- социального развития и функционирования;

- социального воспитания и толерантности личности;

- адаптации личности к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Функции социального образования: интегративная, функция социальной инклюзии, социализирующая, адаптивная, коммуникативная, информационная, стабилизирующая, социального управления и контроля, интерактивная, социокультурная, духовно-нравственная, гуманистическая. (Кроме этих функций исследователи называют и другие четыре: три из них - профессиональная, духовно-нравственная и культурная — рассчитаны на человека, четвертая — гуманитарная — на гуманизацию всего общества.)

Структура социального образования состоит из следующих компонентов: гносеологический, когнитивный, аксиологический, праксиологический, деятельно-творческий и личностный.

 

3. Патриотизм как основная национальная идея и фактор социализации

В процессе образования происходит освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Другими словами, социальное образование может рассматриваться в широком смысле. Социальное образование «формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества». Таким образом, народ всегда является главной ценностью государства, так и Родина должна быть главной ценностью у любого ее гражданина. Без объединения общества невозможно динамичное развитие России. Не сформулировав четкую, понятную теоретическую основу, нельзя полагать, что решение задач и реализация целей будет успешной. Именно поэтому формирование патриотической политики – одна из наиболее существенных задач государства в сфере национальной безопасности и развития страны.

 

4. Образование и вопросы социализации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В связи с многозначностью понятия «социальное образование» существует

довольно широкий спектр его толкования. С одной стороны, речь идет о профессиональных навыках специалиста социальной работы, оказывающего помощь людям попавшим, в трудную жизненную ситуацию. С другой, стороны имеет смысл рассматривать процесс образования личности попавшей в трудную жизненную ситуацию и способствующий ее дальнейшей социализации. Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.

 

 

Задания для самостоятельной подготовки к семинару 3. Образование как институт социализации

1.Составить словарь «базовых понятий»:

· Социализация- процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

· Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

· Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

· Социально образованная личность — личность, обладающая практическими навыками социального взаимодействия и общения, позволяющими ей успешно социализироваться в сообществе, владеющая социальной информацией и социальными знаниями, благодаря которым она достигает устойчивости в социуме.

· социальная интеграция - принятие индивида другими членами группы. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами.

· трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

2. Подготовить краткий конспект сообщений по вопросам семинара.

3. Описать проблемы социализации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в современных социально-политических, экономических и социокультурных условиях.

 

 

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.  

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; детди, попавшие в трудную жизненную ситуацию - беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.   

 

Современные социально-политические, экономические и социокультурные условиях определяет Пандемия COVID-19. Самоизоляция повсеместно приводит к стрессу и все общество становится заложниками трудной жизненной ситуации. Стресс - это совокупность защитных реакций организма, напряжение, возникающее в трудных жизненных ситуациях, динамическое состояние, которое обусловлено наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Стресс имеет тенденцию накапливаться.

Экономический шок от пандемии COVID-19 усугубит неравенство, увеличит уровень бедности и может привести к социальной и политической дестабилизации в странах, где уровень жизни невысок, а возможности правительств по поддержке населения ограниченны. Рост числа безработных из-за влияния пандемии будет больше. Значительно увеличится число бедных среди имеющих работу, поскольку снижение экономической активности особенно сильно ударит по работникам, которые близки к черте бедности.

 

4. Систематизация основных проблем в деятельности социального работника в образовательных учреждениях и предлагаемые пути их решения. Оформление результатов анализа в форме таблицы:

проблемы решение
Не хватает времени для реальной работы с детьми   Оформление социального педагога на полную ставку, Сокращение бюрократических издержек  
Необходимо подготавливать разные отчеты для большого количества инстанций   Отчитываться только перед непосредственным руководителем
Нет времени заниматься инновационной деятельностью   Оформление социального педагога на полную ставку, Сокращение бюрократических издержек  
Ослабленное межведомственное взаимодействие   Наладить прямые контакты
У руководителей образовательных учреждений нет четкого представления о деятельности социального педагога   Четко прописанный функционал
Отсутствует оборудованное место   Ввести четкие требования к рабочему месту социального педагога  
Недостаточное методическое обеспечение   Принимать участие в конференциях и семинарах
Одсудствует единообразное понимание результатов на разныхадминистративных уровнях   Ввести четкие критерии оценки деятельности социального педагога
Доминируют формальные мероприятия   Ввести четкие критерии оценки деятельности социального педагога
Ведется борьба за рейтинг Ввести четкие критерии оценки деятельности социального педагога

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: