Перемена отношения к партнёру

ПЕРВИЧНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ  АКТЁРСКОГО  ИСКУССТВА

Подсознательное творчество природы через сознательную психотехнику артиста.

1-й элемент закона: сценическое внимание.

Из массы информации, поступающей к человеку из внешнего мира, он выделяет и усиливает лишь часть, т.е. обращает своё внимание на одну или несколько самых важных и необходимых для него в данный момент информаций, а остальное притормаживает. Способность человека концентрироваться, свойство его психики сосредотачиваться на одном нужном факте называется вниманием.  

Способность концентрировать внимание на воображаемом объекте прямопропорциональна профессиональной пригодности актёра. Довести неорганическое внимание до органического и есть самое главное для актёра, играющего на сцене.

2-й элемент закона: отношение.

«В жизни объект – причина отношений, а на сцене я сам вызываю в себе нужное отношение». Е. Б. Вахтангов.

На сцене жизнь актёра обусловлена налаживанием его связей с предлагаемыми обстоятельствами. Эти связи выражаются через точно найденные ко всем предметам, партнёрам, событиям в спектакле сценические отношения, которые подобны жизненным. Пребывать в предлагаемых обстоятельствах – значит наладить процесс реагирования на условный мир как на безусловный, поверить в искусственное, как в действительно существующее.

3-й элемент закона: действие.

Действие – это процесс борьбы желания с обстоятельствами. Хочу, чтобы это было так!

У всякого действия есть его внешняя сторона, т.е. что видит наблюдатель со стороны (физическое действие) и внутренняя невидимая (мысли, желания, чувства) т.е. психическая жизнь человека. Но поскольку обе стороны связаны между собой, физическое действие правильнее назвать психофизическим. Физическое действие в готовой роли актёр выполняет каждый раз при повторении спектакля, а приспособления (т.е. как он это действие выполняет сегодня) меняется. Приспособление – это краска, нюанс, это сегодняшнее актёрское состояние, его импровизация.

Физическое действие – это мостик между сознательным и подсознательным.

В момент выбора физического действия это процесс сознательный, в момент же его выполнения процесс становится подсознательным. Только через физическое действие, т.е. через поведение человека, мы можем судить о внутреннем, психическом его состоянии.

Линия поведения героя составляется из отдельных физических действий, а отсюда вытекает, что главный «знак» театрального искусства – физическое действие.

4-й элемент закона: оценка.

Оценка – это качество реагирования на неожиданную смену предлагаемых обстоятельств. Момент перехода от одного действенного эпизода к другому есть момент оценки. Ряд оценок – это уже схема развития действия.

5-й элемент закона: темпо-ритм.

Степень активности сценической задачи в процессе столкновения с предлагаемыми обстоятельствами – это и есть ритм. Ритм – это готовность к поступку. Степень состояния актёра – это единица ритма.

Степень внутреннего напряжения, т.е. ритм, зависит от ситуации и качества темперамента данного субъекта. В момент реагирования на объект (т.е. в момент переработки информации) и возникновения желания к действию, человек проявляет определённую степень напряжения  нервного аппарата, или степень возбудимости, которую и называют ритмом.

Темп – это скорость движения тела. Ритм – это скорость реагирования психики. Темп может соответствовать или не соответствовать ритму.  

6-й элемент закона. Общение или взаимодействие.

Два желания, действия, столкнувшись в борьбе друг с другом, создают взаимодействие или взаимоотношение. Одно желание воздействует на другое – и наоборот. Обычно одно действие активно, другое пассивно. Партнёры борются за перехват лидерства, за перехват зоны партнёра.

Общение, чаще всего, осуществляется между людьми речевым способом, т.е. посредством разговора. Даже когда партнёры молчат (зоны молчания) они всё равно ведут внутренний диалог – спор, проявляющийся в их поведении. Общаться – это не столько что-то сообщать друг другу, сколько что-то менять друг в друге.

Не могут два человека общаться между собой, если их внимание не сосредоточено друг на друге, если между ними не установилось определённое отношение, если в результате этого не возникает действия и контрдействия (что подразумевает наличие разных задач), если нет момента оценки поведения  друг друга, не возникает определённого внутреннего напряжения-ритма.

Все шесть элементов закона органичного поведения человека на площадке (в условиях публичного одиночества) взаимосвязаны настолько, что тренировать их в отдельности друг от друга не имеет смысла.

М. И. Туманишвили «Введение в режиссуру» М. – 2003 театр «Школа драматического искусства».

         Элементы актёрской техники:

Внимание,

Свобода мышц,

Воображение (то, что с человеком было) и фантазия (то, чего с ним никогда не случалось),

Физическое самочувствие,

Перемена отношения к предмету (к объекту),

Перемена отношения к месту действия (предлагаемое обстоятельство),

Действие и задача,

Оценка факта,

перемена отношения к партнёру.

                                                      Евгений Багратионович Вахтангов

«Истина страстей и правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах» - Пушкинская формула.

· ТРИ ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ, КОТОРЫЕ ВЫСТРАИВАЕТ РЕЖИССЁР: ВИЗУАЛЬНЫЙ (сценография, костюмы, свет, мизансценирование, поступки героев), ЗВУКОВОЙ (текстовая партитура, музыкальное и шумовое оформление), ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (подтекст, природа чувств).

· ЭТЮД  - это цепь, сплетённая из контактов между партнёрами. Он целостен, т.е. имеет начало, середину и конец. Поединок – главное правило сценической жизни. Взаимодействие актёров по своей схеме должно быть похоже на спортивную игру. (М.М. Буткевич)  

· ЗАДАЧАвключает в себя действие (что делаю), образ действия (как делаю, это пристройки и приспособления), цель (для чего делаю).                  

                                                                                                         (З.Я. Корогодский)

· КОНФЛИКТ –  противоборство двух начал.   Бывает внешний и внутренний. « Поединок – это главное правило сценической жизни. Взаимодействие актёров по своей схеме должно быть похоже на спортивную игру». (М.И.Туманишвили)

· ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – это мостик между сознательным и подсознательным. Линия поведения героя составляется из отдельных физических действий, а отсюда вытекает, что главный «знак» театрального искусства – физическое действие. (М.И.Туманишвили)

                                                                                                                                        

· Слова лишь верхушки физических действий. (К.С.Станиславский)

· МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ направлен на то, чтобы через произвольные действия выйти на непроизвольные реакции. «Самое простое физическое действие при своём реальном воплощении на сцене заставляет артиста создавать по его собственным побуждениям всевозможные вымыслы воображения». (К.С.Станиславский)

· ПРИСТРОЙКИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ выявляют качество поступков в результате действия в целом. Приспособления (т.е. как он это действие выполняет актёр сегодня) меняются. Приспособление – это краска, нюанс, это сегодняшнее актёрское состояние, его импровизация. (М.И.Туманишвили)

                                                                                                                                             

· ПРИСТРОЙКИ включают в себя: уровень (сверху, снизу, наравных), весовую концентрацию (лёгкий, средний, тяжёлый).

· ПРИСПОСОБЛЕНИЯ включают в себя нахождение в психологической зоне (моя или партнёра), соотношение темпоритма, скрытое или явное воздействие на партнёра.  

· ДЕЙСТВИЕ - это единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким то образом выраженными во времени и пространстве.

· ЦЕЛЬ хочу, чтобы это было так! Это переход от состояния внутри к состоянию вовне.

· СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДЕЙСТВИЯ: оценка, пристройка, воздействие. Это реагирование на цепь фактов.

· СОБЫТИЕ это сумма обстоятельств с одним действием. Это структура жизненного и сценического процесса. Оно называется отглагольным существительным. Событие всегда процесс. Это то, что происходит сейчас на наших глазах. Пока действие не поменялось, событие прежнее.

· СОБЫТИЕ МЕНЯЕТСЯ,   когда появляются новые обстоятельства, которые «убивают» старые цели и рождаются новые или когда цель достигнута.

· ОЦЕНКА это процесс перехода из одного события в другое. Она состоит из следующих этапов: 1) смена объекта внимания, 2) собрание признаков и установление приоритета одного из них, 3) в момент установления признака рождается новое отношение к этому обстоятельству, зависящее от установки, здесь заканчивается воздействие обстоятельств малого круга, возникает новый ритм, происходит рождение новой цели, т.е. принятие решения.

· РИТМ актёра это интенсивность его действия, его готовность к поступку.

· ТЕМПактёра – это скорость движения тела. Ритм – это скорость реагирования психики. Темп может соответствовать или не соответствовать ритму.

· ТРИ КРУГА предлагаемых обстоятельств. Все предлагаемые обстоятельства делятся на три круга (большой, средний, малый). Любые обстоятельства вызывают у человека определённую реакцию. Она зависит от опыта, воспитания, культуры, национальности и т.д.

· ВЕДУЩЕЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО это обстоятельство малого круга, воздействует на персонаж физически. Оно определяет главный объект внимания. В событии не может не быть в.п.о. Оно часто определяет цель, остальные обстоятельства в основном мешают достижению цели. Это то, чего я не могу игнорировать.

· ФАКТ то, что стало объектом внимания персонажа.

· ПОСТУПОК реагирование на факт.

· РЕАКЦИЯчеловека переходит в определенное отношение, отношение – это уже эмоциональная реакция на воздействие обстоятельств малого круга. Реакция зависит от психической установки. Р. бывает:1) стоп кадр (торможение), 2) устремление, 3) отказ, 4) скрытая. Реакция на факт является поступком.

· ФАКТ – РЕАКЦИЯ – ПОСТУПОК (очерёдность в психологическом театре)

· ТЕМА это то, о чём пишет автор, она объективна.

· ИДЕЯ ради чего пишет, она субъективна.

· СВЕРХЗАДАЧА – ради чего режиссёр ставит данный спектакль. Это термин сугубо режиссёрский.

· СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ – «…это то, чем я в данной роли живу». И.Москвин «Беседы с молодёжью» Сквозное действие – это идея фикс человека, это самое главное в его жизни. Это позвоночник событийного ряда.

· ИМПРОВИЗАЦИЯ «… знает финал и борется с приближением этого конца, как с приближением смерти. Импровизация, это продление жизни и отдаление смерти». (Ю.Альшиц)                      

                                                                                                                                                                  

В жизни объект – причина отношений, а на сцене я сам вызываю в себе нужное отношение .                                                                                              (Е.Б. Вахтангов)

                                                     *****

  Далее текстовые выдержки из учебника психологии 1948г. Академия педагогических наук.

 

Раздражение – это процесс физический, возбуждение – физиологический, а ощущение – психический.

· ОЩУЩЕНИЕ - есть образ внешнего мира. Субъективный образ объективного мира. (В.И.Ленин)

                                                                

 АППЕРЦЕПЦИЯ(от лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта. В психологии под А. понимается процесс, посредством которого новое содержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Знания, опыт влияют прежде всего на полноту восприятия. Благодаря им восприятия делаются богаче, многогранней, содержательней. Знающий человек видит много больше, чем профан в той же области. Существенное место в апперцепции занимает влияние чувств и эмоций человека. Чувства изощряют, обостряют наше восприятие (выражение: красота в глазах смотрящего).

· ВОСПРИЯТИЯ бывают: 1)зрительные, 2)слуховые, 3)обонятельные, 4)вкусовые, 5)кожные, 6)двигательные. Визуал, аудиал, кинестетик.

В подавляющем большинстве случаев одни из них тесно сочетаются с другими, образуя сложные, комбинированные восприятия (что в театре называют многоплоскостным вниманием).

Восприятия значительно отличаются друг от друга в зависимости от того, в какой мере они возникают и направляются согласно нашим намерениям, в соответствии с целями, которые мы перед собой ставим. С этой точки зрения различают восприятия непреднамеренные и преднамеренные, возникающие по нашей инициативе (скрытая и явная оценка?). Степень нашей активности в том и другом случае, естественно, неодинакова. При непреднамеренном восприятии мы только видим или слышим то, что воздействует на нас, воспринимая же преднамеренно, мы не только видим, но и активно планомерно рассматриваем, всматриваемся в объект познания, не только слышим, но и активно целенаправленно вслушиваемся (т.к. работа с объектом внимания есть процесс).

Особый вид преднамеренного восприятия представляет собой наблюдение. Это относительно длительное, целенаправленное, планомерное восприятие, объектом которого служит не только статическое состояние предмета, но и процессы и изменения в нём, те действия, которые он выполняет. Успешность наблюдения зависит от ясно поставленной цели и задачи наблюдения.

· АКТИВНОСТЬ выражается прежде всего в мыслительной деятельности. Особенно важную роль играет при этом сравнение предметов. Мы значительно лучше замечаем их особенности, если сравниваем их друг с другом. «Возможность сравнения есть необходимое условие сознания. Сравнение есть условие всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы узнаём не иначе как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь предмет, который мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить, если бы такой предмет был возможен, то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать об этом предмете ни одного слова.»                                                                                                                                                «Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нём сходство с самими отдалёнными от него предметами: тогда только вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит понять предмет». (Ушинский)

                                                                                                                                                                

*****

 «Самое простое физическое действие при своём реальном воплощении на сцене заставляет артиста создавать по его собственным побуждениям всевозможные вымыслы воображения». (К.С.Станиславский)

МИМЕСИС

(от греч. mimesis — подражание, воспроизведение) — принцип, выражающий основу творческой деятельности художника. Понятие М. является важнейшим для понимания природы и специфики художественной выразительности, отношений реального мира и мира художественного.
Первая теория М. принадлежит Аристотелю, по мнению которого природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого явления актуализирует воспоминания о подобном, ассоциации, сопоставления и т.п. Подчеркивая очевидное своеобразие художественной реальности по сравнению с действительным миром, Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того, что существует вне искусства. Правда в искусстве — нечто иное, стоящее выше правдоподобия; она фактически олицетворяет особый, художественный, смысл, на выражение которого и направлены усилия художника. Художник может поступиться точностью деталей, если этим обеспечивается большая выразительность произведения.
В разные исторические эпохи вопрос об окружающем мире как образном источнике искусства рассматривался в эстетической науке в качестве фундаментального. Высказывались многочисленные соображения о чрезвычайной сложности процесса смыслообразования в искусстве, о влиянии в нем едва заметных «рекомбинаций» окружающего мира на резкое изменение символики искусства. Постепенно утвердилась идея, что «синтаксис действительности» не совпадает с «синтаксисом искусства». Искусство добывает истину не путем простого подражания действительности, а через сгущение, уплотнение, модификацию реальной предметности, особую организацию пространственной и временной композиции произведения.

ОСТРАНЕНИЕ – теория Шкловского об остранении объекта искусства. Т.е. объект тогда становится предметом искусства, когда разрушает у зрителя динамизм его привычного восприятия, разрушает привычный стереотип (эффект перформанса.)

· Жанр – это закономерность во взаимоотношении содержания и формы, это определённый вид драматического повествования. Жизненное явление, пропущенное через жанровую призму, мы видим по-разному. Трагедия, драма, мелодрама, трагикомедия, комедия, сатира, фарс. В жанровом спектре есть ещё много нюансов: водевиль, лирическая комедия, мюзикл, романтическая драма, героическая комедия, документальная драма, опера, оперетта, пантомима, мистерия, философская драма, комедия масок, народная комедия и пр.

· Природа чувств – это степень условности в актёрском искусстве, расстояние между правдоподобием жизненным и правдоподобием вымышленным.

· «В драме все борются и надеются победить». (Ж. Ануй) Зритель переживает за судьбы героев. Он втянут в происходящее на сцене.

· В трагедии всё заранее предопределено, и зритель не переживает за то, что случится с героем. Здесь зритель занимает роль третейского судьи в разборе этой страшной безвыходной ситуации. В трагедии потрясает безвыходность ситуации и обречённость героев, загнанных обстоятельствами в тупик. Зритель отстранённый наблюдатель и судья.

· В комедии мы смеёмся над героем, потому что он оказывается в смешном положении. Он всегда поступает так, как не надо было бы поступать, а потом старается вывернуться из неудобных для него положений.

                                                                                                      М. И. Туманишвили

Применительно к золотому веку. «Воздействуя на зрителя, мы вызываем в нём: смех, ужас, негодование» - сказал А. С. Пушкин. Золотой век взывал к чувствам человека, серебряный стал апеллировать к ощущениям.

                                                                    *****

Последовательность развития внутренних элементов сценического самочувствия:

1. освобождение мышц

2. действие в ситуации «если бы»

3. воображение

4. сценическое внимание

5. чувство правды, логика и последовательность

6. сценическая наивность

7. эмоциональная память

8. общение

9. характерность

10. темпо – ритм

11. мизансцена

12.  эпизоды, сверхзадача и сквозное действие.

                                                                  Л. П. Новицкая

· фабула — что происходит и почему (из-за чего) происходит,

· сюжет — как мы об этом узнаём.

«Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении… Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них» (Б. Томашевский «Теория литературы. (Поэтика)» Л., 1925 г., стр. 137).

Т. е. фабула — что происходит и почему (из-за чего) происходит, сюжет — как мы об этом узнаём.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: