Тема: Диатонические семиступенные лады. Лады мажорного и минорного наклонения

Анна Сергеевна.

Для проверки домашних заданий прошу сбрасывать фотографии на Viber: +380506023831.

Задания по предмету «Сольфеджио»

В период дистанционного обучения

 7 (8)+5 (6) - преподаватель Вольшакова А.С.

Суббота 18.04.2020 11:40-12:50

Суббота 25.04.2020 11:40-12:50

Тема: Диатонические семиступенные лады. Лады мажорного и минорного наклонения.

            Наряду с мажором и минором, существуют и другие диатонические семиступенные лады.

В современном понятии диатоники по определению нет двух малых секунд ни в одном в одном из тетрахордов. Хроматика отличается их наличием. В европейских современных музыкальных системах все интервалы тоны и полутоны равны, и полутон составляет половину тона.
Русская и европейская народная песенная традиция основывалась на диатонике. В ряде случаев диатонические звукоряды могли быть 3-х, 4-х, 5-и ступенными (пентатоника), и шестиступенными (т.н. гексахорды), к тому же, могли использоваться разные виды диатоник поочередно, что косвенно создавало хроматику.

На сегодняшний день диатоника подразумевает семиступенную музыкальную систему, в которой полутон появляется после последовательности как минимум из двух тонов, если точнее, из двух и из трех тонов. С точки зрения квинтового круга – это система, которая может быть расположена последовательно по чистым квинтам (первый новый обертон), что, возможно, и делает ее естественно напрашивающейся, гармоничной и как бы «от природы».        

На основе диатоники еще древние греки выделили и обосновали семь диатонических звукорядов: Ионийский (Ionian), Дорийский (Dorian), Фригийский (Phrygian), Лидийский (Lydian), Миксолидийский (Mixolydian), Эолийский (Aeolian), Локрийский (Locrian).

    Они как бы состоят из звуков мажорной гаммы, взятой от разных её ступеней. Эти лады встречаются в музыке разных народов, довольно широко в русской. Их часто называют лады народной музыки.

Существует 6 ладов народной музыки: 3 мажорного наклонения и 3 минорного.

Мажорные семиступенные лады:

Ионийский лад совпадает с натуральным мажором.

Лидийский отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью, которая называется лидийской квартой.

Миксолидийский отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью, которая называется миксолидийской септимой.

Минорные семиступенные лады:

Эолийский лад совпадает с натуральным минором.

Фригийский лад отличается от натурального минора II пониженной ступенью, которая называется фригийской секундой.

Дорийский лад отличается от натурального минора VI повышенной ступенью, которая называется дорийской секстой.

    Существует так же локрийский лад, но используется очень редко, поэтому даю его лишь для ознакомления.

 

Каждый их этих ладов имеет своеобразную окраску. В середине XIX века диатонические народные лады начали применяться в профессиональной, реалистической европейской музыке (Ф.Шопен, позже Э.Григ). Фригийский лад характерен для Испании, лидийский и дорийский для Польши и Норвегии. Особенно важную роль сыграла народная музыка в творчестве русских музыкальных классиков (М.Глинка, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, А.Бородин, М.Балакирев, Н.Римский-Корсаков).

Лады народной музыки могут быть построены от любой ноты. Рассмотрите таблицу ниже, где все лады построены от ноты «до».

 

  А теперь давайте выполним следующие задания:                    

Для закрепления полученных знаний, ознакомьтесь с открытым уроком по теме «Лады народной музыки»

https://www.youtube.com/watch?v=2YGM_lVN3kI&feature=youtu.be



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: